Способы организации групповой деятельности и общения

Рассмотрим распространенные на практике способы организации групповой деятельности и общения.

Групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон. Выделяют три типа ориентации дискуссий:

- биографическую – группа анализирует трудности личной или профессиональной жизни отдельного лица;

- тематическую – освобождаются проблемы, значимые для участников группы;

- межличностную – собственно процесс взаимодействия между членами группы.

Анализ конкретных ситуаций. В общепринятом понимании ситуация представляет собой совокупность факторов, характеризующих то или иное событие, явление. Анализ конкретных ситуаций способствует развитию творческого потенциала личности (умению выявить проблему) и планирования своих действий, в том числе коммуникативных. Слушателям могут сообщаться и ситуации с четко заданным количеством информации, и ситуации, когда дополнительные сведения для анализа и принятия решения они получают от «ведущего», задавая ему вопросы. По характеру вопросов ведущий оценивает эффективность поиска слушателей и в своих ответах может варьировать содержание ситуации.

Ролевая игра – это метод, при котором реальное поведение имитируется участниками в соответствии с заданными ролями и ситуацией. Проигрывание ролей проводится по заранее согласованному сценарию. Лица, не задействованные в игре, выступают в качестве экспертов. Данный метод дает возможность совершенствовать ролевое общение (роль начальника, подчиненного, отца и т. п.), а также лучше понимать мотивы поведения того, с кем приходится сталкиваться в процессе служебной деятельности. По образному высказыванию английских специалистов, ролевая игра позволяет «походить в чужих ботинках»; люди – прирожденные актеры, а ролевая игра – это обучение в «игровом театре».

Психодрама (социодрама) – активный метод обучения и групповой психологической коррекции, при использовании которого участники исполняют социальные роли, моделирующие жизненные ситуации, имеющие личностный смысл. В отличие от обычной ролевой игры в ходе психодрамы устраняются неадекватные эмоциональные реакции и внутренний конфликт участников (протагонистов).

Если в ходе классической ролевой игры ее участники действуют по жестко заданному сценарию (как артисты на сцене), то в процессе психодрамы задаются лишь общие требования к роли, при этом поощряются спонтанность, творчество и способность выразить свои действительные чувства и мысли относительно происходящих действий.

Существует целый ряд методических приемов, имеющих целью придать психодраматическому представлению спонтанный и творческий характер. Например, прием «обмен ролями» (ролевой обмен) призван помочь человеку взглянуть на себя со стороны. Прием «двойник» состоит в том, что один из участников психодрамы во всем имитирует протагониста, а также может развивать намечающуюся у протагониста линию поведения, которую он недостаточно осознает или скрывает. Прием «монолог» также выступает как средство раскрытия мыслей и чувств действующего лица. Он выражается в том, что от протагониста требуется изложить свои чувства и мысли так, как будто он вслух советуется сам с собой. Внешне это может выглядеть как комментирование своих действий в ролевых играх в середине сцены, перед ее началом или в конце.

Психотехнические упражнения – задания, выполнение которых в игровой, непринужденной форме способствует решению таких психологических задач, как «разминка» («разогрев») членов группы, снятие эмоциональной напряженности, ускорение процесса сплоченности группы и т.п. Названные упражнения не связаны с профессиональной деятельностью, чаще всего бывают абстрактно игровыми и, на первый взгляд, «несерьезными» для деловых людей (например, изобразить какую-то пантомиму, предложить план выживания, оказавшись на необитаемом острове, и т.п.). Однако психотехнические упражнения, особенно на начальных этапах, – это мощное средство уравнять жизненный и профессиональный опыт участников тренинга и дать возможность проявить индивидуально-психологические различия, нуждающиеся в развитии и коррекции.

Принцип персональной ответственности. Каждый участник тренинга должен осознавать, что результаты обучения и личностного роста зависят, прежде всего, от него самого. Каждый несет ответственность за свое поведение в группе и реальной жизни. Во время тренинга не должно быть выражений: «Мы считаем...», «Мы думаем...» и т.п. «Я считаю...», «Я думаю...» – таково выражение персональной ответственности за свою позицию. Руководитель группы (психолог) должен принять на себя ответственность за результаты обучения персонала.

Принцип самораскрытия. Раскрытие своего «Я» (внутреннего мира) перед другими членами группы есть признак сильной и здоровой личности. Попытка скрыть самого себя от других людей означает активные усилия для построения ложного внешнего «Я». Как подчеркивает К. Рудестам, «возможность открыть свою душу симпатизирующему слушателю оказывает психотерапевтическое воздействие». Поэтому в ходе группового общения необходимо поощрять участников к раскрытию себя другим и таким образом устанавливать близкие, доверительные отношения с членами группы. В условиях социально-психологического тренинга группа выполняет те же функции, что и священник, врач-психотерапевт, психолог-консультант, когда к ним обращаются за помощью пациенты.

Принцип «здесь и теперь». Исследования показывают, что оптимальные результаты при обучении дает актуальный опыт (что происходит сейчас). Поэтому в ходе социально-психологического тренинга участникам постоянно ставят вопросы: «Что здесь происходит?» (имея в виду складывающиеся взаимоотношения между членами группы), «Что ты чувствуешь в связи с тем, что остановили твой монолог?» и т. п. Принцип «здесь и теперь» заставляет анализировать не то, что было раньше, а те события, которые личностно значимы для человека «сейчас». Это один из центральных принципов групповой психотерапии, который способствует освобождению от «мучающих» человека переживаний, развивает психологическую чувствительность, повышает осознание самого себя.

Принцип «обратной связи». Обратная связь является важным элементом коммуникативной системы и осуществляется, когда одни участники группы сообщают о своих реакциях на поведение (обращение) других, чтобы помочь им откорректировать «курс» для достижения целей. Такая связь в атмосфере взаимной заботы и доверия позволяет индивидуумам контролировать и направлять неадекватное поведение, дает возможность глубже познать самих себя. Например, активность некоторых участников в решении групповых проблем может восприниматься ими самими как желание помочь другим, а остальной группой – как попытка доминировать в группе или желание порисоваться. Эффективная обратная связь требует от участников информировать друг друга о влиянии их поведения, помогает им точнее принимать и понимать получаемую информацию.

Обратная связь более эффективна, если она не носит прямых оценочных суждений, а описывает поведение человека. Например, оценочным будет суждение: «Ты несдержанный человек...», а безоценочным: «Ты трижды меня прервал...».

Полезная обратная связь должна являться, скорее, выражением эмоциональных реакций на поведение участника, чем критикой и оценкой его поведения. Другими словами, представляемая участниками обратная связь должна обнаруживать в большей степени их собственные эмоциональные переживания (например, гнев), чем желание обвинить другого в злонамеренности или агрессивности.

Принцип гуманистического отношения к личности выражается в уважительном отношении друг к другу, в принятии людей такими, какие они есть. Психолог (и член группы) не должен стремиться «переделать» человека. Каждый вправе говорить о том, как он воспринимает другого, какие чувства у него возникают в связи с поведением и высказыванием партнеров. Решение о необходимости коррекции и развития своих качеств каждый должен принимать самостоятельно. Группа и ведущий лишь помогают в осознании уровня своего психологического развития.

Участие в тренинге и выполнении отдельных процедур является добровольным. Нельзя заставлять других делать то, на что они не могут решиться. Тот член группы, который не хочет отвечать на какой-либо вопрос, участвовать в какой-то игре, всегда может отказаться (правило «стоп»). Суть заключается в другом: если участник тренинга часто пользуется этим правилом, он обедняет самого себя. Общий принцип гуманности предполагает психологическую защищенность личности, уверенность в том, что доверительная информация не станет предметом обсуждения вне группы, не будет использована против личности (правило конфиденциальности).

Начальную стадию становления группы можно обозначить как этап тревожности. Чаще всего члены группы не имеют четких представлений о целях СПТ, его возможностях, не уверены в себе, опасаются, что будут вскрыты: их проблемы, недостатки и т.п. Если группа неоднородна и в нее входят представители различных учреждений, то отсутствует психологическая структура, четкое распределение ролей, а это усиливает состояние неопределенности и тревожности. После ознакомительной процедуры тревожность снижается, но большинство членов группы отмалчиваются, сопротивляются раскрытию и выражению своих эмоций.

Следующий этап можно определить как преимущественное описание прошлых, следовательно, более безопасных жизненных событий и чувств. Наблюдается эмоциональная сплоченность группы преимущественно на основе положительных взаимных подкреплений.

Качественно новым этапом групповой динамики являются открытое выражение негативных чувств и первые попытки обсуждения личностно значимых тем.

Если психологу удается сплотить группу, создать атмосферу взаимного доверия, то в дальнейшем идет активная работа по анализу конфликтов (этап конфронтации) и обсуждению ошибок в действиях отдельных членов группы.

На заключительном этапе подводятся итоги личностного и профессионального роста членов группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сформулируем основные выводы, сделанные нами в результате выполнения контрольной работы.

1. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

2. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.  

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – с. 198.

2. Колодкин Л.М. Социология. Курс лекций. – М.: ЮрИнфоР, 2003. – 158 с.

3. Краткий словарь по социологии. / Авт.-сост. П.Д.Павленок.-М.:ИНФРА-М,2000.-271с.

4. Крысько В.Г. Психология и педагогика /В.Г.Крысько. - М.: Омега - Л, 2004. - 336 с.

5. Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Деятельность, сознание, личность. - М.: Смысл, 2005. - 431 с.

6. Матвеев В.А., Бобков А.Н. Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Социология. Часть II. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. М.: МГТА, 2002 г. – 112 с.

7. Социология. Часть I. / Под научной редакцией профессора Еремина Ю.В. – Учебно-практическое пособие. – М.: МГТА, 2001. - 110 с.

8. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заве-дений. – М.: Наука, 2006. – 320 c.

9. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6—20.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: