Пробегом называется расстояние, проходимое автомобилем за определенный период времени.
Общий пробег, совершаемый автомобилем, подразделяется на производительный и непроизводительный.
Производительный пробег грузовых автомобилей называется груженым пробегом. Непроизводительный пробег — пробег без груза (нулевой или порожний).
Н у л е в ы м называется пробег автомобиля от АТП (или другого места постоянной стоянки) до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до АТП.
Порожним называется пробег автомобиля от пункта погрузки до следующего пункта разгрузки.
Общий пробег Lобщ.=Lгр.+Lп, км.
Н у л е в ой пробег за день складывается из
Lо дн.=Lо1+Lо2, км
Общий пробег
Lобщ.=Lгр.+Lп, + Σ Lо км.
Использование пробега подвижного состава характеризуется отношением груженого пробега к общему. Эта величина называется коэффициентом использования пробега и показывает удельный вес груженого пробега в общем пробеге подвижного состава.
Коэффициент использования пробега за одну ездку
βе = ιег/ιе = ιег/(ιег + ιх).
Коэффициент использования пробега за день (смену)
β = Lгр/Lo6 = Lr / Lгр + Lx+ L.
Этот коэффициент зависит от следующих факторов: взаиморасположения автотранспортных пред-, приятии, грузообразующих и грузопоглащающих пунктов; направления грузопотоков (наличия грузопотоков, позволяющих использовать порожние пробеги подвижного состава); структуры грузопотоков (несмотря на наличие встречных грузопотоков, порожний пробег подвижного состава не может быть использован из-за несовместимости грузов, так как нельзя перевозить, например, на одном и том же подвижном составе в одну сторону нефтепродукты в бочках, а в другую — пищевые продукты); состава автомобильного парка (например, пробег подвижного состава со специализированными кузовами может быть, как правило, использован только в одном направлении); качества оперативного суточного/ планирования работы подвижного состава.
Тщательная разработка маршрутов движения подвижного состава способствует повышению коэффициента использования пробега.
Средние скорости движения подвижного состава. Различают техническую и эксплуатационную скорости движения подвижного состава.
Техническая скорость vт — это средняя скорость движения подвижного состава за определенный
период времени движения, определяемая отношением пройденного расстояния L к, времени/.движения Тдв:
Vт = L/ Тдв.
При ее расчете во время движения включаются все кратковременные остановки, связанные с регулированием движения (остановки у светофоров, переездов и т. д.).
Техническая скорость зависит от динамических качеств подвижного состава и его технического состояния, степени использования грузоподъемности подвижного, состава, дорожных условий, интенсивности движения, транспортного потока, частоты остановок, связанных с регулированием движения, квалификации водителя, особенностей перевозимого груза, например негабаритного.
Повышение технической скорости движения (в пределах, обеспечивающих безопасность движения) может быть достигнуто применением передовых методов вождения (использованием разгона и наката, правильным выбором режима движения и т. д.)
Эксплуатационная скорость Vэ — это условная скорость движения подвижного состава за время его нахождения на линии, определяемая отношением пройденного расстояния L к общему времени нахождения на линии: Т:
Vэ= = L/Tн, км/ч.
Эксплуатационная скорость всегда меньше технической скорости, так как она учитывает время простоя под погрузкой-разгрузкой и по технической неисправности и зависит от технической скорости, способа выполнения ПРР и расстояния перевозки.
Использование грузоподъемности подвижного состава характеризуется коэффициентами использования грузоподъемности.
Коэффициент статического использования грузоподъемности γс определяется отношением количества фактически переведенного груза к количеству груза, которое могло быть перевезено при полном использовании грузоподъемности, т. е. к номинальной грузоподъемности автомобиля или автопоезда.
За одну ездку коэффициент статистического использования грузоподъемности
γс = qф/qн,
где qф —количество фактически перевезенного за ездку груза, т.
За день (смену) этот коэффициент
γс = Q /qnе= Σqф / qnе,
где nе, —число выполненных ездок за день.
Коэффициент динамического использования грузоподъемности γд определяется отношением количества фактически выполненной транспортной работы в тонно-километрах к возможной транспортной работе (при условии полного использования грузоподъемности на протяжении всего пробега с грузом).
Таким образом, в отличие от коэффициента статистического использования грузоподъемности он учитывает нетолько количество перевезенного груза, но и расстояния, на которые перевозится груз;
За одну ездку коэффициент динамического использования грузоподъемности
γд = qф *ιег/ qн ιег = qф/qн
Сравнивая формулы 1 и 2, видим, что оба коэффициента за одну ездку равны.
За день (смену) коэффициент динамического использования грузоподъемности
γд =Р факт/Рвозм = Р/ qн Lдн.= Σqф ιег/ qн Σ ιег,
где Р— количество фактически выполненной транспортной работы, т • км;
Р возм -количество возможной транспортной работы, т-км..
За день (смену) коэффициенты γс и γд могут быть равны только в двух случаях:
- когда за каждую ездку перевозится постоянное количество груза (qФ — const),
- когда все ездки совершаются на одно и то же расстояние (Ler = сonst)
Во всех других случаях их значения не равны.
Определение количества ездок
Zо б =
Определение дневной производительности автомобиля в тоннах и тонно – километрах.
Qдн= qн * γс * Zе, т;
Pдн = qн * Zоб * γд *Lег, ткм;
γс= γд
По окончании работы сделать выводы.
Вопросы для самопроверки
1. Дать понятие ездки.
2. Написать и объяснить формулы:
- скорости технической;
- скорости эксплуатационной;
-количества ездок;
-времени ездки;
-времени в наряде и на маршруте;
-производительности подвижного состава по количеству перевезённых тонн и выполненных тонно-километров;
-использованию грузоподъемности ПС;
- использованию пробега ПС;