Цели, задачи и объекты ландшафтной архитектуры

ТЕОРИЯ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Учебное пособие

 

Москва

Издательство РГАУ-МСХА

2016


УДК [712.3:635.9].001.63(083.131)

ББК 42.371я81

Б 48

 

Березкина И.В. Теория ландшафтной архитектуры и методология проектирования»: Учебное пособие / И.В. Березкина  М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2016. 229 с.

           

В предлагаемом учебном пособии представлен учебный материал для комплексного подхода к пониманию процесса проектирования территорий тех или иных объектов ландшафтной архитектуры во взаимодействии природных и урбанизированных ландшафтов со всеми вытекающими последствиями вмешательства человека.

 


Предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению 35.03.10 «Ландшафтная архитектура», 2-й курс, 1-й семестр факультета садоводства и ландшафтной архитектуры.

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета садоводства и ландшафтной архитектуры (протокол № 4 от 02 декабря 2015г.)

Рецензенты: профессор АРСИИ имени Г.Р. Державина, руководитель Московского областного отделения АРСИИ имени Г.Р. Державина, член Союза писателей Т.В. Кудряшова, заместитель начальника отдела по охране и благоустройству исторического парка РГАУ – МСХА им К.А.Тимирязева, к.б.н. О.В. Миронова.

© Березкина И.В., 2016

© ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА

имени К.А. Тимирязева, 2016

© Издательство РГАУ-МСХА, 2016



Оглавление

 

Введение

Раздел I. Природно – экологические условия как основа ландшафтной архитектуры.

Цели, задачи и объекты ландшафтной архитектуры

Природно – экологические условия как основа ландшафтной композиции

Биогеоценоз и его устойчивость

Природное и культурное наследие Планеты

§5.Основные характеристики некоторых природно­–антропогенных ландшафтов

 

Раздел II. Социально – экологические условия в ландшафтном проектировании

§6. Сущность комплексного подхода к сближению взаимодействия между социальной и природной средой в государственной земельной политике

§7. Оздоровление среды – как одна из основополагающих функций объектов ландшафтного проектирования

 

Раздел III. Эстетические факторы в ландшафтном проектировании

§ 8. Функционально-композиционные требования к дорожно – тропиночной сети ландшафтного объекта

§ 9. Организация пространства объектов ландшафтной архитектуры

§ 10. Композиционные средства ландшафтной архитектуры

§ 11. Построение пейзажной картины парка.

§12. Теория цвета в ландшафтной архитектуре.

 

Раздел IV. Природные компоненты ландшафтной композиции

§13. Рельеф и его значение в ландшафтной композиции

§14. Водные устройства в ландшафтной композиции.

§15. Виды ландшафтно-планировочной организации насаждений

 

Раздел V. Искусственные компоненты ландшафтной композиции.

§ 16. Сооружения в ландшафте

Глоссарий

Литература



Введение

 

Ландшафтная архитектура – это специфический вид архитектурной деятельности, в результате которого возможна организация парков, лесопарков, садов, бульваров, скверов, районов отдыха и других мест, благоприятных для жизни, деятельности и отдыха человека.

На современном этапе развития общества ландшафтная архитектура практически полностью приобрела статус полноправной отрасли градостроительного проектирования. Специалисты, занятые в этой области, занимаются вопросами проектирования комфортной среды обитания для человека с помощью средств ландшафтной архитектуры. Основой для работы являются природный рельеф и естественная растительность на базе которых при помощи инженерных мероприятий, разработки флористических композиций, введения архитектурных элементов формируется уникальная среда для жизни общества.

Важной составляющей успешной работы в этой области являются знания по лантшафтоведению – науке, изучающей природные и антропогенные ландшафты, их эволюцию, особенности и потенциальные возможности развития. В связи с этим в данном учебном пособии значительное внимание уделено указанным вопросам.     

Кроме этого в задачу ландшафтной архитектуры входит сохранение и развитие природных, культурных и исторических ландшафтов, расположенных на территории Российской Федерации, которые являются объектами культурного и природного наследия. В этой связи материал данного учебного пособия способствует подготовке специалистов, готовых изучать современную и историческую научно – техническую информацию по отечественному и зарубежному опыту в этой области ландшафтной архитектуры.

Определяющей базой для эффективной работы специалиста в сфере ландшафтной архитектуры является знание и владение архитектурными и художественными законами построения ландшафтных композиций с учётом экологических особенностей растений.

Кроме этого, грамотный специалист должен владеть основными способами и средствами ручной графической подачи проектной документации и изобразительного искусства. Развитию навыков архитектурной графики и рисунка направлено выполнение графических работ в рамках курса «Теории ландшафтной архитектуры и методология проектирования».

Учитывая всё выше сказанное, в предлагаемом учебном пособии последовательность изложения материала способствует формированию у студентов – бакалавров комплексного подхода к пониманию процесса проектирования территорий тех или иных объектов ландшафтной архитектуры во взаимодействии природных и урбанизированных ландшафтов со всеми вытекающими последствиями вмешательства человека.

Иллюстративный материал является полностью авторским и был любезно предоставлен Т.В. Кудряшовой.

За неоценимую помощь в подготовке иллюстративного материала автор выражает благодарность Л.А. Кострубицкой и А.А. Клевцову.

 



Раздел I. Природно – экологические условия как основа ландшафтной архитектуры.

Цели, задачи и объекты ландшафтной архитектуры.

 

Вся история человечества – это войны, борьба за жизненное пространство, за территории и небольшие мирные передышки между ними. К настоящему моменту атомное вооружение народов вышло на тот уровень, который может привести к полному уничтожению жизни на планете.

Кроме того, на земле возникло много экологических проблем, произошло усложнение условий жизни. Причиной тому явилась активная деятельность человечества – развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, накопление оружия и отходов его производства, обострение проблем между странами и внутри государств.

В результате оценки современного уровня хозяйствования людей на планете, следует констатировать тот факт, что человечество не научилось правильно жить и вести своё хозяйство, о чём свидетельствуют два важных момента: люди воют и голодают. И это при том, что о рае на Земле, о мирной и радостной жизни люди мечтали с древних времён.

К настоящему моменту, с учётом существующих на Земле материальных ресурсов, осуществление подобной мечты вполне реально.

К началу XXI в. человечество освоило для ведения сельского хозяйства, а следовательно для получения продовольствия, около 12% суши. Специалисты считают, что ещё 14% суши потенциально пригодны для освоения и возделывания сельскохозяйственных культур. А это значит, что в принципе возможно двукратное увеличение производства продуктов питания. Кроме того, исследования учёных Всероссийского НИИ растениеводства им. Н.И.Вавилова показали, что растительные ресурсы земли используются очень не эффективно: из 2288 видов растений, полезных для человека, в практику возделывания введены лишь 405 видов, т.е. 17% от общего числа. В культуре наиболее распространены 80 – 90 видов, а возделываются чаще всего только 15 – 20 видов.

Важно отметить также, что и мировая сельскохозяйственная наука стала мощной современной базой для планомерного развития сельского хозяйства.

Подобные данные позволяют делать оптимистические прогнозы – для обеспечения населения планеты достаточным количеством продовольствия необходимо реализовать имеющиеся возможности. Это первоочередная задача.

Вторая важная задача – это разрешение конфликтных ситуаций в международных отношениях и внутри отдельных стран, что необходимо осуществлять на высоком организационном уровне, заинтересованно и быстро.

В настоящий момент главная задача, которая стоит перед человечеством – это создание и сохранение здоровых условий жизни для людей, путём развития сельского хозяйства, охраны и облагораживания окружающей природы.

Вопросы благоустройства земли и облагораживания природы особенно актуальны для нашей страны, где многое оказалось запущенным, заброшенным, неправильно, потребительски эксплуатируемым. В связи с этим сейчас значительно возросла потребность в отечественных грамотных специалистах по ландшафтной архитектуре.

Впервые термин «ландшафтная архитектура» появился около 100 лет назад в США в период организации там первых национальных парков. Однако это не означает, что деятельность в этом направлении тоже появилась недавно. На самом деле корни ландшафтной архитектуры в виде садово – паркового искусства уходят в глубокую древность.

В современном понимании ландшафтная архитектура представляет собой архитектуру открытых пространств, т.е. отрасль градостроительства, целью которой является формирование гуманной среды для жизнедеятельности и отдыха населения в городах, пригородных зонных, на курортах и в сельской местности с учётом функциональных, технико-экономических и эстетических требований.

Интенсивное развитие ландшафтной архитектуры, расширение круга её объектов и задач привело к выделению в ней трёх самостоятельных направлений:

собственно ландшафтной архитектуры  (landscape architecture), в сферу деятельности которой входит функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека под открытым небом, включая градостроительство и районную планировку, как наиболее высокий её уровень;

ландшафтного планирования ( landscape planning) – более высокий уровень проектирования, связанный с общим формированием среды, преобразованием ландшафтов в масштабе стран и регионов, при охране их природных особенностей;

ландшафтного дизайна ( landscape design), который занимается эстетикой деталей внешнего благоустройства непосредственного окружения человека и представляет собой синтез природных элементов, художественных форм и деталей инженерного благоустройства.

Собственно ландшафтная архитектура, возникшая на стыке садово - паркового искусства и градостроительства, представляет собой объёмно-пространственную организацию территории, создаваемую в результате объединения природных, строительных и архитектурных компонентов в целостную композицию, несущую определённый художественный образ (рис. 1).

Современная градостроительная архитектура представляет собой деятельность по организации пространственной среды для жизни человеческого общества в целом и каждого из её членов, в частности.

В своё время, почти 2000 лет назад, римский теоретик архитектуры Марк Витрувий Поллион определил, что неотъемлимыми качествами зодчества являются польза, прочность и красота. Это его утверждение остаётся правомерным и в наши дни. Другими словами, архитектурное творчество или формирование пространственной среды, ведётся функционально, технически и эстетически, а архитектура базируется на трёх китах человеческой деятельности – науке, технике и искусстве.

Искусство в данной случае занимает особое место, т.к. именно эстетические качества объекта определяют его место в системе общечеловеческих ценностей, выделяя его из числа утилитарно-функциональных или технических сооружений, и характеризуют профессионально – человеческие качества его создателей. Однако исключительно только эстетическая организация среды без использования технических средств и без функционального назначения, практически невозможна.

Искусственная среда, формируемая архитекторами, представлена зданиями и сооружениями, внутри которых находятся замкнутые их стенами пространства (рис. 2). Существует ещё одна разновидность искусственной среды – это среда открытых пространств, не замкнутых внутри ограждающих конструкций. Диапазон открытых пространств очень велик – это улицы, площади, скверы, бульвары, набережные, внутриквартальные пространства, парки, специализированные и национальные, исторические ландшафты и т.п. (рис. 3). Формированием среды этих открытых пространств и занимается ландшафтная архитектура.

Архитектура и ландшафтная архитектура тесно связаны между собой и на протяжении всей истории человечества их развитие шло параллельно. И архитектура, и ландшафтная архитектура служили нуждам всех общественно-политических формаций общества и всегда использовали достижения науки и техники своего времени.

Ландшафтная архитектура представляет собой сложный синтетический вид искусства, работая в котором необходимо владеть целым рядом естественных, технических и искусствоведческих дисциплин.

По сравнению с градостроительством ландшафтная архитектура по своей сути представляет собой более глубокое понятие, т.к. в ней большое внимание уделяется не только природной составляющей культурного ландшафта, но также проявляется стремление к достижению гармонии естественных и искусственных начал в этом ландшафте.

Основной принцип работы ландшафтного архитектора по созданию и реализации проекта заключается в обеспечении гармонии рукотворного ландшафта с окружающей средой при максимальном учёте специфики местности и задач, поставленных заказчиком. Причём задача современного ландшафтного архитектора заключается не только в использовании уже известных исторических стилей, но и в стремлении к созданию новых идей в садово – парковом искусстве как части общей культуры человечества.

Современная ландшафтная архитектура представляет собой мультидисциплинарную область, включающую историю искусств и садово –паркового искусства в частности, философию, политику, общественные науки, географию, инженерию, математику, технологии, композиционные законы, садоводство и т.д.

Сфера деятельности ландшафтного архитектора в современных условиях может быть связана с созданием общественных и частных садов и парков, планировкой и оформлением корпоративных зданий и частных домов, с проектированием жилых помещений и гражданской инфраструктуры, управлением крупными площадками или восстановлением ухудшившихся ландшафтов типа шахт и свалок. Работа ведётся с разными типами структур, разными по размеру открытыми пространствами, в городских и сельских условиях, с «твёрдыми» или «мягкими» материалами, с решением гидрологических, экологических и ряда других проблем.

Ландшафтное планирование.

Существует множество определений ландшафтного планирования, раскрывающих разные стороны этого понятия.

Ландшафтное планирование – это экологизированное направление территориального планирования жизнедеятельности человека и общества, ориентированное на формирование геоэкологически оптимизированных культурных ландшафтов путём совершенствования территориальной структуры и функционирования природно-хозяйственной системы (ПХС), а также технологий хозяйственной деятельности в соответствии с ландшафтными особенностями территорий (рис. 4).

Другими словами ландшафтное планирование – это разновидность территориального планирования хозяйственной деятельности, учитывающая ландшафтно – экологические особенности территорий и планируемых на них видов природопользования.

Объектами и предметами ландшафтного планирования как естественно – научного прикладного направления в географии являются природные, природно – антропогенные, материально – производственные и другие культурные ландшафты или территориальные природно –хозяйственные системы, их морфологические части и свойства, объекты, угодья и технологии хозяйственной деятельности, объекты современного и историко – культурного наследия, принципы и закономерности их организации и оптимизации.

Ландшафтное планирование может быть ориентировано по следующим направлениям:

– преобразование ландшафтов с целью придания им более благоприятных свойств для жизнедеятельности (мелиорация);

– ландшафтно – экологическое планирование с целью эколого-экономической оптимизации размещения хозяйственной деятельности и объектов (при заданных технологиях);

– ландшафтное планирование технологий производства, используемого сырья и защитных мероприятий на существующих хозяйственных объектах (при заданных ландшафтных условиях);

–  ландшафтное планирование размещения и организации селитебных территорий в целях оптимизации их функционального (производственного и коммунально – бытового) зонирования и экологического благополучия;

– ландшафтное планирование преобразований в ландшафтах для повышения их устойчивости к антропогенным воздействиям (инженерно –экологические перестройки ландшафтов, компенсационные мероприятия и др.);

– ландшафтное планирование охраны природы и восстановление деградированных земель;

– ландшафтное планирование в целях повышения эстетической привлекательности рекреационных, селитебных и других территорий;

– ландшафтное планирование научно – исследовательских работ, в том числе их организации, индикации интересующих явлений и т.п.

Вполне вероятно существование и других направлений ландшафтного планирования, связанных с гуманитарными представлениями о культурном ландшафте (идеологические, фольклорные и др.)

Ландшафтный дизайн – это искусство и практические действия по озеленению, благоустройству и организации зелёных насаждений, малых архитектурных форм и других элементов благоустройства в соответствии с законами гармонии, а также в сочетании с удобством использования инфраструктуры зданий, при сглаживании конфликтности между урбанизированными формами и природой (рис. 5).

Принято считать, что через эстетику детали выражается внимание и уважение к людям. В прежние эпохи детали зданий и сооружений, независимо от их архитектурного стиля, вводили в жизненное пространство людей масштабность. Крупные объёмы, формирующие современную застройку, предельно обобщены, а человеку необходима деталь. Именно поэтому центр творческих интересов архитекторов и дизайнеров постепенно переместился в область архитектуры поверхности земли.

    Ландшафтный дизайн – это творческая деятельность, направленная на формирование предметно – пространственной среды приёмами и средствами архитектуры, художественное конструирование деталей культурного ландшафта. Область применения ландшафтного дизайна обычно соотносится с человеком, в ней выделяются пространства, масштабные человеку, соизмеримые с его повседневной деятельностью, воспринимаемые детально, а потому нуждающиеся в тщательной проработке.

Основная задача ландшафтного дизайна заключается в органичном слиянии в художественно – гармоничное целое деталей инженерного благоустройства, произведений искусства и природных элементов, формирующие фрагменты культурного ландшафта.

В настоящее время термин «ландшафтный дизайн» является спорным. Однако правомерность его существования подтверждается тем обстоятельством, что в современном понимании дизайн – это художественное конструирование предметов обихода, машин, инструментов, включает оно также и художественное обогащение городской среды и проектирование некоторых её элементов.

Объектами ландшафтного дизайна являются элементы предметно –пространственной среды, создание которых обусловлено ландшафтными данными. Например, это могут быть лестницы и подпорные стенки, устраиваемые при обработке достаточного выраженного рельефа.

Не менее важно и то, что объекты ландшафтного дизайна – это те предметно – пространственные элементы, которые влияют на формирование архитектурно – ландшафтной среды.

Определяя ландшафтный дизайн как сферу творческой деятельности, следует установить границы данной деятельности путём типологии объектов, фиксирования актуальных задач и ведущих методов исследования.

Первостепенное значение в области ландшафтного дизайна имеют эстетические и композиционные аспекты. Однако решать поставленные задачи следует с научной точки зрения и рассматривать объекты в целостной системе.

В одной из своих работ («Ландшафтный дизайн городской среды») Сычёва А.В. и Титова Н.П.  по отношению элементов и характеру связей природное – искусственное выделили следующие группы объектов:

– природные элементы природно – пространственной среды, которых только коснулась рука человека (стриженые или формованные живые изгороди (рис. 6) и зелёные скульптуры (рис. 7); фрагменты обработанного естественного рельефа (рис. 8); декоративно оформленные естественные водоёмы (рис. 9);

– объекты, в которых природные и искусственные дизайнерские элементы равнозначны (дерево со скамьёй – ограничителем и решёткой, предохраняющей корневую систему от вытаптывания; цветы в вазах, кашпо или контейнерах);

– вьющиеся растения и их опоры – перголы (рис. 10), трельяжи, беседки; покрытия из живых и инертных материалов (рис. 11); устройства для водных эффектов – фонтаны (рис. 12), бассейны; детали рельефа – парковые лестницы, подпорные стенки (рис. 13) и т.п.;

– объекты, решение которых подсказано ландшафтной ситуацией и включение их в ландшафт существенно влияет на его качественные характеристики, в том числе композиционное построение фрагментов архитектурно – ландшафтной среды (декоративная скульптура (рис. 14), парковая мебель (рис. 15), элементы визуальных коммуникаций (рис. 16).

Каждая из перечисленных групп имеет свою внутреннюю градацию, обусловленную природными, социальными, техническими, культурными, экономическими и рядом других факторов.

В понятие «типология» как метода научного познания входит не только классификация объектов по различным признакам, но также изучение предпосылок, особенностей и закономерностей их создания и функционирования.

Методика детального ландшафтного проектирования архитектуры поверхности земли определяется в первую очередь целостными, системными представлениями о том, что проектировать следует не отдельные объекты или элементы, а фрагменты архитектурно – ландшафтной среды, с учётом постоянно изменяющегося характера природных материалов, из которых создаются объекты ландшафтного дизайна или складывается среда их размещения.

Как уже отмечалось, в современном обществе, для которого характерны рост культурного уровня и повышение благосостояния, значительно возросла потребность в профессии «ландшафтный архитектор». Например, по результатам социологических опросов, проведённых в США в 2011г., эта профессии находится на втором месте по престижности после специалистов по информационным технологиям.

Одной из главных черт развития всех современных профессий является специализация. Международная организация труда при ООН фиксирует три самостоятельных архитектурных профессии: архитектор, планировщик и ландшафтный архитектор.

Внутри архитектурных специальностей появились новые виды специализаций. Охрана и сохранение окружающей среды, сохранение наследия прошлого превратились в науку и отдельные отрасли профессии.

Раздел «Реставрация» стал подразделением ландшафтной архитектуры. Появился раздел «Реконструкция», позволяющий вписать новые объекты в сложившуюся историческую среду.

Ни один современный проект не обходится без участия эколога, который проверяет соответствие проектов международным государственным нормам охраны природного достояния.

И в заключении темы остановимся на том, что входит в профессиональные компетенции студентов, обучающихся по направлению «Ландшафтная архитектура». Это знаний и умения в области проектирования, создания объектов садово-паркового и ландшафтного строительства; в сфере ремонта и содержания объектов ландшафтного строительства; в плане выращивания декоративных и другого рода растений; освоение методов и приёмов архитектурной, компьютерной графики, рисунка и живописи.

 

Контрольные вопросы.

1. Насколько эффективно человечество использует растительные ресурсы?

2. Дать определение понятия «ландшафтная архитектура».

3.  Цели, объекты и задачи собственно ландшафтной архитектуры.

4. Дать определение понятия «ландшафтное планирование» и показать направления, по которым оно может быть ориентировано.

5. Определение, цели и задачи ландшафтного дизайна.

6. Типология объектов ландшафтного дизайна.

7. Профессиональные компетенции студентов, обучающихся по направлению «Ландшафтная архитектура».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: