Природное и культурное наследие Планеты

 

В настоящий исторический момент, когда наша цивилизация переживает серьёзный экологический кризис, на международном уровне активно разрабатывается стратегия защиты окружающей среды. Специалисты считают, что одним из наиболее оптимальных путей выхода из кризисной ситуации является сохранение, восстановление и развитие культурного ландшафта. В этой фразе заложено два основополагающих понятия: культура и цивилизация.

Цивилизация (лат. civilis – гражданский, государственный) – в масштабе космического устройства человеческая цивилизация – это социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой.

В историко-филосовском значении, раскрывающем сущность человеческой цивилизации в истории Земли, цивилизация – это локализованное во времени и пространстве, длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено совокупностью материально-технических и духовных достижений человечества, сформировавшейся в ходе его исторического развития.

Фактически, цивилизация – это стадия всемирного исторического процесса, т.е. ступень культуры, следующая за варварством, которая приучает человека к плановым, упорядоченным, совместным действиям с себе подобными, что создаёт важнейшую предпосылку культуры.

Культура (лат. cultura – обрабатывание, возделывание, культивирование) – в прямом смысле означает целенаправленное возделывание, культивацию, преобразование чего-либо для получения определённых жизненных материальных или духовных благ.

С естественно-научных позиций культура означает совокупность способов и форм социальной адаптации человека к окружающей среде, приёмы, технологии и правила целенаправленной материально-производственной и духовной жизнедеятельности человека, ориентированные на оптимизацию его взаимоотношений с окружающей средой.

В расширенном филосовском понимании культура – это любые надстройки природы, связанные с человеческой деятельностью (рис.45).

Так вот, под влиянием постоянных направленных антропогенных воздействий на ландшафты, связанных с удовлетворением конкретных потребностей человека, формируется культурный ландшафт. Наше внимание повторно обращается к этому понятию.

В соответствии с историко – культурным пониманием культурных ландшафтов можно сказать, что все изменённые ландшафты –  это результат целенаправленного процесса изменения ландшафтов, происходившего в разные исторические периоды (рис. 46).

На начальном этапе развития культуры и слабо выраженном её энергетическом потенциале возникает много очагов деградированного ландшафта с разрушенной природой. В результате благоприятного процесса развития разных аспектов культуры появляются многочисленные, со временем сливающиеся и усложняющиеся центры этнокультурных социологизированных благоприятных ландшафтов. Таким образом появляется культурный ландшафт, который представляет собой планомерно преобразуемый и регулярно используемый обществом для получения материальных, экологических и духовных благ ландшафтный комплекс, объединяющий элементы культуры и природы, функционирующие как единое целое.

В современном понимании культурный ландшафт имеет, как минимум, три определения:

– в практике русской географической школы – это качественный антропогенный ландшафт, изменённый человеком по определенной программе и обладающий высокими эстетическими и функциональными качествами, которые подчёркивают специфику хозяйственной деятельности, уровень развития общества, соответственно культуру производства и целенаправленность трансформации природы. Например, культурные ландшафты цивилизаций Древнего Египта, Мессопотамии, Средней Азии с их высокоразвитыми ирригационными системами земледелия, представляют собой наследие культуры 3 – 5-ти тысячелетней давности, которое сохранилось совместно с современными земледельческими оазисами;

– во втором случае культурный ландшафт характеризуется как определённая местность, определённый исторический или пространственный этнокультурный слой, запечатлённый в ландшафте, который длительный исторический период времени являлся средой обитания данной группы людей – носителей специфических культурных ценностей. Например, разбитые пески в бассейне Среднего Дона (Арчадинские пески) или в низовьях Днепра (Алёшкинские пески) представляют собой остатки скифо – сарматской культуры ранних и более поздних кочевников – скотоводов 1 – 3 тысячелетней давности;

– кроме этого, под культурным ландшафтом понимают такой ландшафт, в развитии и формировании которого ведущую роль играют духовные и интеллектуальные ценности, хранимые и передаваемые следующим поколениям в виде информации, являющейся его частью и испытывающие на себе воздействие других материальных компонентов ландшафта. Например, городские ландшафты с районами разновозрастной застройки (средневековой, XVIII – XIX в.в., современного периода), отражающими исторические периоды разных цивилизаций и эпох.

Концепция культурного ландшафта является принципиально новым подходом к сохранению культурного и природного наследия Планеты. Фактически, культурные ландшафты являются моделью гармоничных взаимодействий между обществом и Природой, способствующих устойчивому развитию цивилизации.

Прежде, чем обратиться к сути этой концепции, следует определиться с понятиями культурного и природного наследия.

Наследие – это система природных, культурных, социальных и экономических невосполнимых ценностей, признанных обществом, используемых им и сохраняемых для передачи последующим поколениям.

Культурное наследие – это духовный, культурный, социальный и экономический потенциал, который питает современную науку, образование и культуру и является главным основанием для национального самоуважения и признания мировым сообществом (рис. 47).

Любые потери культурного наследия приводят к духовному оскудению общества и разрывам исторической памяти. Причём они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений.

Природное наследие – это осмысленный и присвоенный человеком природный капитал, включая составляющий его генофонд, ценофонд и геофонд, т.е. биологическое и ландшафтное разнообразие планеты (рис. 48).

Достаточно большое число регионов богато такими уникальными историческими территориями, как древние города, историко – культурные памятники, дворцово – парковые и усадебные ансамбли, комплексы культурной архитектуры, исторические постройки и т.д. Культурное наследие, сохраняемое в виде предметов и информации, является одной из главных частей культурного ландшафта. В случае, когда культурное наследие является доминирующим фактором, способствующим формированию специфической архитектуры и археологии, этнологии и фольклёра, и определяющим жизненный уклад и все стороны культурной жизни населения данной местности в целом, культурный ландшафт сам становится объектом наследия, как, например, Кижи.

В последние годы мировое сообщество придаёт огромное значение охране нематериальной культуры. В связи с этим как объект наследия культурный ландшафт был зафиксирован в документах ЮНЕСКО в 1992г. Однако Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята генеральной конференцией ООН ещё на своей 17 сессии, посвящённой вопросам образования, науки и культуры, проходившей в Париже с 17 октября по 21 ноября 1972г.

Было констатировано, что культурному и природному наследию всё больше угрожает разрушение, вызываемое не только традиционными причинами повреждений, но также и эволюцией социальной и экономической жизни, которая усугубляет их ещё более опасными, вредоносными и разрушительными явлениями.

Кроме того, было отмечено, что повреждение или исчезновение любых образцов культурной ценности или природной среды, представляют собой пагубной обеднение достояния всех народов мира.

В связи с масштабностью и серьёзностью новых опасностей, которые угрожают наследию Планеты, всё международное сообщество должно участвовать в охране природного и культурного наследия, предоставляя коллективное содействие, которое эффективно дополнит деятельность заинтересованных государств, на территории которых находится ценность.

В настоящей Конвенции под «культурным наследием» понимаются:

– памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

– ансамбли: группы изолированных или объединённых строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения искусства, истории или науки;

– достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

 Под «природным наследием» в настоящей Конвенции понимаются:

– природные памятники, созданные физическими или биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;

– геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки и сохранения;

– природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения и природной красоты.

По состоянию на 30 июня 2011г. в списке Всемирного наследия числится 936 объектов, из которых 725 являются культурными, 183 – природными и 28 смешанными. Самым крупным памятником Всемирного природного наследия является морской парк Большой Барьерный Риф а Австралии, который включает наряду с природными достопримечательностями и социально – культурные образования (рыбацкие посёлки, морские порты) и поэтому рассматривается также, как культурный ландшафт.

По Российской Федерации в списках ЮНЕСКО числится 24 объекта. Работа над проектом «Всемирное наследие», направленным на выявление и охрану уникальных природных комплексов в России, начата организацией Гринпис в 1994г.

Рекомендуемые для включения в Список всемирного наследия объекты проходят процедуру оценки на соответствие определённым критериям ценности.

Для оценки природного наследия применяют следующие четыре критерия:

– объект представляет собой природный феномен или пространство исключительной красоты и эстетической ценности;

– объект является выдающимся образцом главных этапов развития земли, в том числе памятником прошлого, символом протекающих геологических процессов в становлении рельефа или символом геоморфических или физиографических особенностей ландшафта;

– объект является выдающимся образцом происходящих экологических или биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, береговых и морских экосистем, а также растительных и животных сообществ;

– объект включает в себя наиболее важную или значительную естественную среду обитания для сохранения в ней биологического многообразия, в том числе исчезающих видов исключительной мировой ценности с точки зрения науки.

Культурное наследие оценивают по следующим шести критериям:

– объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения;

– объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определённом культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов;

– объект является уникальным или исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла;

– объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории;

– объект является выдающимся примером человеческого традиционного сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом культуры (или культур) или человеческого взаимодействия с окружающей средой, особенно, если она становится уязвимой из – за сильного влияния необратимых изменения;

– объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность.

В документах ЮНЕСКО зафиксировано, что как объект наследия культурный ландшафт должен обладать такими свойствами как универсальность, целостность и аутентичность.

Универсальность культурного ландшафта проявляется в том, что он максимально отражает взаимодействие человека и природы в географическом плане в виде приспособленности к местным условиям; в историческом плане в изменении характера землепользования; и в культурном плане, как проявление духовного отношения человека к природе.

Целостность культурного ландшафта заключается в его завершённости, единстве, гармоничности и сохранности составляющих его материальных объектов, ментальных свойств и традиций природопользования.

Аутентичность культурного ландшафта тесно связана с его целостностью и заключается в подлинности и достоверности этого ландшафта.

В документах ЮНЕСКО отмечено, что для оценки культурных ландшафтов используется типология, основанная на таких квалификационных признаках, как степень культурных преобразований и жизнеспособность ландшафта. Согласно этой типологии существует три основных категории культурных ландшафтов:

1. целенаправленно созданные (рукотворные) ландшафты.

К этой категории относятся такие объекты ландшафтной архитектуры, как сады и парки, которые созданы согласно идее автора. Главной их особенностью является чётко определённая планировочная композиция. Практическое значение садов и парков сочетается с их художественно – эстетическими качествам и. В своём развитии они подчинены управляющей деятельности человека и поэтому главный интерес представляют в культурологическом аспекте.

Целенаправленно созданные ландшафты подразделяют на три подтипа:

– ископаемые, которые сохранились в памятниках археологического или палеонтологического наследия. Сюда относят древние города, курганные комплексы, оазисы древних или изменивших географический ареал культурных общностей, сформировавший данный ландшафт, но, либо безвозвратно потерянных, либо утративших функции носителя культуры;

– реликтовые – в России это усадебные, дворцово – парковые и некоторые монастырские ландшафты;

– развивающиеся – ландшафты, сохраняющиеся благодаря человеческой деятельности, направленной на их сохранение, восстановление и развитие.

2. естественно сформировавшиеся ландшафты.

     Природные процессы в таких ландшафтах в результате продолжительных,      целенаправленных воздействий претерпевают изменения. Природные компоненты ландшафта приспосабливаются к этим изменения и в результате формируется ландшафтный комплекс, в котором процессы природной эволюции и целенаправленной деятельности сложно переплетены. Примером служат многие сельские и исторические индустриальные ландшафты.

В данной категории также различают три подтипа ландшафтов:

 – ископаемые – археологические ландшафты, в которых сохранились свидетельства истории, выявленные в результате раскопок. В данное время они служат «музеями под открытым небом»;

– реликтовые ландшафты – время их расцвета прошло, но они продолжают жить и развиваться. Носители культуры, создавшие данный ландшафт уже исчезли, но ландшафт сохранился благодаря усилиям представителей другой культуры;

– развивающиеся ландшафты, обычно связаны с географически детермини рованными аборигенными культурами, например, американских индейцев, северных евразийских народов, африканских племён. Эти культуры крайне уязвимы в силу своей зависимости от природных свойств ландшафта, и его сохранение – важнейшее условие их существования.

3. Ассоциативные ландшафты.

К этой категории ландшафтов принадлежат ландшафты с проявленными религиозными, художественными и культурными ассоциациями, а также сугубо природные ландшафты без каких – либо материальных объектов культурного наследия – мемориальные ландшафты, сохраняющие память о крупных исторических событиях или великих личностях, ландшафты, отражённые в творчестве выдающихся деятелей культуры, и сакральные ландшафты. Достаточно часто культурная составляющая таких ландшафтов представлена не в материальной, а в ментальной форме, по ассоциации объекта с каким – либо феноменом культуры.

Учитывая всё выше сказанное, вернёмся к концепции культурного ландшафта.

Одной из важнейших задач современной науки является оптимизация взаимоотношений общества и природы с целью достижения их коэволюции – гармоничного взаиморазвития.

Сутью концепции культурного ландшафта является осознание необходимости восстановления и сохранения экологического баланса между современной цивилизацией и Природой, которая является единственным условием самого существования социума. Эксперименты по моделированию различных экологических катастроф показали, что во всех случаях цивилизация была обречена, в то время как Природа продолжала своё существование. В связи с этим человечество должно охранять Природу, у которой потенциальные возможности самосохранения огромны, однако сохранять природную среду необходимо для сохранения человечества. Учитывая это, необходимо формировать принципиально новое экологическое мышление, основанное на уважительном отношении человека к Природе и понимании того, что человек – не венец Природы, а всего лишь одно из звеньев её системы.

Концепция культурного ландшафта является актуальным междисциплинарным направлением современного научного знания. Благодаря своему междисциплинарному характеру и неоднозначности трактовок данная концепция сегодня актуальна для исследовательских подходов разной предметности: исторических, географических, культурологических, этнографических, экологических, эстетических, а также философских.

 

Контрольные вопросы

1. Дать определение понятия «цивилизации» в масштабе космического устройства и в историко – филосовском значении.

2. Дать определение понятия «культуры» в прямом смысле, с естественно – научных позиций и в филосовском отношении.

3. Дать три определения понятия «культурного ландшафта», принятые в современной науке.

4. Что такое наследие, культурное наследие и природное наследие?

5. Что понимается в Конвенции ООН от 1972г. под культурным наследием?

6. Что понимается в Конвенции ООН от 1972г. под природным наследием?

7. Какие критерии применяют для оценки природного наследия?

8. Какие критерии применяют для оценки культурного наследия?

9. Какими свойствами должен обладать культурный ландшафт как объект наследия?

10.  Какие категории культурных ландшафтов приняты по типологии ЮНЕСКО?

11.  Суть концепции культурного ландшафта?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: