Лабораторная работа №4

Тема: " Изучение конструкции и регулировка цепных передач".

Цель работы: изучение конструкции и принципа регулировки цепной передачи.

Оборудование: макет цепной передачи, линейка, груз.

Теоретическое обоснование. Цепная передача (рис. 6) основана на зацеплении цепи и звездочек. Принцип зацепления, а не трения, а также повышенная прочность стальной цепи по сравнению с ремнем позволяют передавать цепью при прочих равных условиях большие нагрузки. Отсутствие скольжения обеспечивает постоянство среднего передаточного отношения.

Рисунок 6 – Цепная передача

 

Принцип зацепления не требует предварительного натяжения цепи, в связи с чем уменьшается нагрузка на валы и опоры. Цепные передачи могут работать при меньших межосевых расстояниях и при больших передаточных отношениях, а также передавать мощность от одного ведущего вала нескольким ведомым.

Основной причиной недостатков цепной передачи является то, что цепь состоит из отдельных жестких звеньев и располагается на звездочке не по окружности, а по многоугольнику. С этим связаны непостоянство скорости цепи в пределах одного оборота, износ шарниров цепи, шум и дополнительные динамические нагрузки. Кроме того цепь дороже и сложнее в изготовлении.

Основными типами приводных цепей являются роликовые (рис. 7), втулочные (рис. 8) (ГОСТ 13568-75) и зубчатые цепи (рис. 9) (ГОСТ 13552-81).

 

 

Рисунок 7 – Роликовая цепь.

Роликовая цепь состоит из двух рядов наружных и внутренних пластин. В наружные пластины запрессованы валики, пропущенные через втулки. Втулки запрессованы в отверстия внутренних пластин. Втулка на валике и ролик на втулке могут свободно поворачиваться.

Применение втулки позволяет распределить нагрузку по всей длине валика и этим уменьшить износ шарниров. Наряду с однорядными изготовляют двух-, трех- и четырехрядные цепи. Их собирают из тех же элементов, только валик проходит через все ряды.

Втулочные цепи по конструкции аналогичны роликовым, но у них нет ролика (5). Вследствие этого износ цепи и звездочек увеличивается, но снижается масса и стоимость цепи.

Рисунок 8 – Втулочная цепь

 

Зубчатые цепи состоят из набора пластин с двумя зубообразными выступами. Пластины цепи зацепляются с зубьями звездочки своими торцовыми плоскостями. Угол заклинивания принят 600.

Конструкция зубчатых цепей позволяет изготавливать их широкими и передавать большие нагрузки. Они работают плавно, с меньшим шумом. Их рекомендуют применять при сравнительно высоких скоростях - до 35 м/с.

Известные зубчатые цепи различаются в основном по конструкции шарниров. Совершенствование шарниров направлено на уменьшение износа и потерь на трение.

Рисунок 9 – Зубчатая цепь

 

Ролики и оси роликов цепи со временем изнашиваются, вследствие чего цепь удлиняется «вытягивается». Кроме того изнашиваются звездочки, суммарный износ всех деталей приводит к уменьшению натяжения цепи и нарушения ее зацепления с зубьями звездочек.

Регулировка цепных передач заключается в установке нормального провисания цепи, которое определяется наибольшим расстоянием (прогибом) от ли­нейки, положенной на ведущую и ведомую звездочки, до цепи.

Регулировка натяжения цепи необходима для компенсации удлинения цепи при износе шарниров, устранения провисания цепи, снижения вибрации и повышения износостойкости.

Регулировка натяжения цепи достигается перемещением звездочки или ролика путем передвижения опор, в которых они расположены.

 

     Ход работы.

1. Ознакомиться с макетом цепной передачи и определить тип цепи.

2. Измерить межосевое расстояние цепной передачи .

3. Определить прогиб цепи f, положив линейку на ведущую и ведомую звездочки.

4. Определить расчетный диапазон значения прогиба f’ по формуле:

5. Если имеется провисание цепи, устранить его перемещением одной из звездочки с помощью винтов.

6. Зафиксировать положение цепи по показаниям линейки.

7. Затянуть болты крепления звездочек.

          

Отчет о работе.

Изобразить схемы цепной передачи и цепи, также заполнить таблицу 8.

Таблица 8

Результаты исследования цепной передачи

Тип цепи мм  
Межосевое расстояние передачи

мм

 
Прогиб цепи  
Расчетный диапазон значения прогиба цепи  

 

     Контрольные вопросы.

1. Каковы достоинства и недостатки цепных передач по сравнению с ременными?

2. Какова конструкция роликовой и втулочной цепей?

3. В каких случаях применяют многорядные роликовые цепи?

4. Почему при высоких скоростях рекомендуется применять цепи с малым шагом?

5. Почему при определении длины цепи рекомендуется принимать четное число звеньев цепи?

6. Что является основным критерием работоспособности цепных передач? Как проводится проверка цепи по этому критерию?

7. Чем вызвана необходимость в применении натяжных устройств в цепных передачах? Каковы способы натяжения цепи?

8. Какие способы смазывания применяют в цепных передачах?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: