Объект, предмет и методы антропологии

Междисциплинарные связи антропологии.

Место антропологии в ряду других наук

Закончите приведенные ниже высказывания, подобрав подходящий по смыслу термин или понятие из следующего списка:

 

а) гоминизация; б) антропогенез; в) полиморфизм; г) Чарльз Дарвин; д) антропология; е) Аристотель; ё) адаптация; ж) философская антропология; з) Иммануил Кант; и) Клод Леви-Строс; й) инстинкт; к) филогенез; л) экология; м) этология; н) этнология; о) зоопсихология; п) антропосоциогенез; р) палеонтология; с) лингвистика; т) антропоген; у) палеолит; ф) систематика; х) метод; ц) детерминация; ч) иммунология; ш) физиология человека; щ) Дж.Фрезер; ъ) когнитивистика (теория познания); ы) социальное поле; ь) антропологизм; э) социобиология; ю) антропометрия; я) фенотип.

Ответы нужно оформить следующим образом (к примеру): 1в; 2а; 3т; и так далее.

 

1. Наука о человеке, занимающая пограничное положение в системе дисциплин естественного и гуманитарного циклов – это ….

2. Центральная проблема эволюционной антропологии – ….

3. Становление человека в процессе формирования общества называется …

4. Наука, изучающая функции тела человека, процессы, протекающие в нем, обмен веществ, приспособление к среде жизни – это ….

5. Биологическая дисциплина, изучающая сопротивляемость живых организмов к проникновению чужеродных белков и полисахаридов, включая реакцию на инфекционные агенты – …

6. Наличие в составе одного вида живых организмов нескольких отличающихся форм называется ….

7. Впервые термин «антропология» употребил....

8. Сфера знания, которая осмысливает проблемы человеческой природы и человеческого бытия, определяет место человека в современной картине мира – это …

9. Французский антрополог, широко применявший гуманитарные методы структурной лингвистики и семиотики для доказательства родства мыслительных процессов «примитивов» и представителей технически развитых цивилизаций, философ-структуралист, исследователь коренных народов Южной Америки – это …

10. Совокупность всех внутренних и внешних признаков и свойств особи, сформировавшихся на базе генотипа особи в процессе её онтогенеза, называется ….

11. Область знания, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой – это ….

12. Наука о поведении животных в естественных условиях – это ….

13. Наука, изучающая закономерности, характеризующие особенности построения моделей реальности животными – это ….

14. Наука, объясняющая происхождение, расселение, культурно-бытовые, социально- психологические связи и отношения народностей – это ….

15. Процесс «очеловечивания» обезьяны называется ….

16. Биологическая дисциплина, исследующая ископаемые организмы, их родственные связи, условия жизни – это ….

17. Другое название языкознания – это ….

18. Древнейший период каменного века, названный так по особенностям культурно- технического развития предков современного человека – это ….

19. Последний из геологических периодов кайнозойской эры (эры «новой жизни»), который подразделяется на плейстоцен и голоцен – это ….

20. Раздел биологии, посвященный описанию, обозначению и систематической классификации всех существующих и вымерших организмов, а также установлению родственных связей между отдельными видами и группами видов – это ….

21. Совокупность приемов и операций теоретического освоения действительности, путь ученого к постижению предмета изучения, заданный основными гипотезами – это ….

22. Латинское название определения условий какого-либо процесса или явления – ….

23. Эволюционно выработанная (врожденная) форма поведения, свойственная животным данного вида, обеспечивающая их приспособленность к наиболее стереотипным условиям внешней среды – это ….

24. Комплекс приспособительных признаков особи, популяции или вида, обеспечивающий успешное выживание и конкуренцию, называется в биологии ….

25. Наука, объединяющая методы, используемые в психологии, информатике, лингвистике, философии и нейробиологии, чтобы объяснить принцип работы человеческого сознания – это ….

26. Совокупность взаимодействующих факторов социальной природы, оказывающих влияние на поведение отдельного человека или группы людей – это ….

27. Социологический подход, выстраивающий концепцию общества, исходя из определенного понимания сущности человека – это ….

28. Наука, находящаяся на стыке гуманитарного и естественнонаучного знания, предметом которой является поиск «границ» между биологическими и специфически человеческими основаниями Homo sapiens’a, называется ….

 

 

Контрольная работа № 2

 

Объект, предмет и методы антропологии

Задание: Выберите из предложенных вариантов правильный ответ (или правильные ответы). Оформите выполненную работу следующим образом 1а, б; 2б; 3г (к примеру), или можно выделить прямо в тексте:

 

1. Физическая антропология изучает:

а) физический тип, психическое функционирование и социальный уклад представителей традиционных культур (то есть представителей современных первобытных народов) в сравнении с соответствующими характеристиками представителей современных технократических обществ.

б) осмысливание биологических оснований человека, а также проблемы адаптации (приспособления) социализированного индивида в личностном (социальном) направлении, то есть во взаимодействии с другими людьми;

в) функционирование, приспособление и многообразие форм представителей рода Homo в эволюционном ряду, а также расовые и конституциональные (соматотипические) вариации современных людей.

 

2. Социальная антропология – это наука, изучающая следующие проблемы

а) многообразие рас и конституций современного человека;

б) мыслительные механизмы и социальную жизнь дикарей;

в) общие проблемы приспособления личности в обществе;

г) первобытное общество.

 

3. «Двойственная», говоря словами Аристотеля, «природа человека» объясняется в современной науке следующими обстоятельствами:

а) в своей повседневной социальной практике человек вынужден совершать выбор из двух противоречивых устремлений: инстинктивного и культурного. Причина подобной двойственности состоит в том, что истинная природа человека, доставшаяся ему «по наследству» от его биологических предков-обезьян, противостоит требованиям культуры;

б) во-первых, человек живет в соматической (телесной) реальности, то есть приспосабливается и действует в соответствии с биологическими потребностями телесной сущности Homo sapiens’a, в которую воплощена душа человека. Такими потребностями могут являться голод, жажда, потребность в отдыхе и т.п. Во-вторых, человек живет в социальной реальности, то есть действует в соответствии с потребностью признания своих желаний, поступков, оценок со стороны общества.

 

4. Объектом какой-либо науки, включая антропологию, является:

а) список вопросов и проблем, стоящий перед данной наукой;

б) теории, концепции, подходы, позволяющие строить научные модели, планировать наблюдения и эксперименты, объяснять полученные данные и задавать новые вопросы;

в) область реальной действительности, с которой имеет дело данная наука.

 

5. Предмет какой-либо науки, включая антропологию, – это

а) проблемы и вопросы, интересующие данную научную дисциплину;

б) методология науки (философское учение о наиболее общих способах организации процесса познания и построения теоретической деятельности), методы, используемые данной наукой, а также конкретные методики получения опытных данных;

в) категориальный аппарат данной науки: её основные аксиомы, понятия и термины, входящие в состав научных моделей, принятых большинством теоретических школ и направлений.

 

6. Научный метод, в отличие от конкретной методики, – это

а) технические навыки, принципы, правила и способы организации процесса получения конкретных эмпирических (опытных) данных;

б) путь к познанию, заданный гипотезой, совокупность приемов теоретического освоения действительности.

 

7. Объектами антропологии могут являться

а) человек и человечество в целом;

б) эволюция человека;

в) соматические конституции современных людей;

г) антропосоциогенез.

 

8. Антропологию в современной науке принято условно делить на описательную и объясняющую. В описательной антропологии основой для объединения знаний о человеке и человечестве является философия. Функции философии, в этом контексте, заключаются в следующем:

а) задает концептуальный аппарат науки, предлагает теоретический подход к постижению предмета (к примеру, в антропологии такими теоретическими подходами могут быть эволюционный, сравнительный, и т.п.);

б) обеспечивает системность в постижении изучаемого объекта, как части реальности, и предмета, как совокупности изучаемых проблем.

 

9. Согласно естественнонаучной картине антропогенеза, человек произошел от вымерших в настоящее время биологических предков – животных из класса млекопитающих, принадлежащих к отряду приматов. При этом, в ходе преобразований древних приматов и предшествующих им организмов, эволюционные изменения происходили, во-первых, по тем же законам, по которым эволюционировали и эволюционируют все живые организмы, обитающие на Земле, и, во-вторых, эволюция происходила под влиянием тех же самый факторов эволюции, которые известны современной синтетической теории в отношении эволюции всех других животных, растений, грибов, микроорганизмов и вирусов. На заключительных этапах эволюции ископаемых людей, в действие включилась также культурная изоляция как фактор эволюции. Из ниже перечисленных представлений, повествующих о появлении человека на Земле, выберите такие, которые не противоречат естественнонаучной теории (естественнонаучной картине антропогенеза):

а) креационизм (сотворение человека высшим существом);

б) теория вмешательства внеземных цивилизаций;

в) идеи, изложенные в мифах народов мира;

г) эволюционная теория Ч.Дарвина;

д) современная синтетическая теория эволюции.

 

10. Согласно одному из определений, антропология – это наука об «общечеловеческих универсалиях», под которыми понимаются закономерности социальной и биологической адаптации, присущие всем людям, независимо от конкретного времени и места их проживания. Причинами существования таких всеобщих законов, описывающих свойства всех социализированных индивидов и управляющих поведением людей, являются:

  • а) идентичная соматика (т.е. телесная организация) Homo sapiens ' a, одинаковые биологические потребности тела, имеющиеся у представителей всех рас, народностей, популяций и микросоциальных групп людей, живущих на Земле;
  • б) существование людей в относительно похожих условиях внешней среды (чередование дня и ночи, времен года). Идентичные базисные способы категоризации (т.е. упорядочивания с применением понятий) событий и явлений, основанные на классификации реальности относительно осей и потребностей собственного тела. Похожие по смыслу способы оценки событий внешнего мира, базирующиеся на единстве основных гуманистических мотиваций и устремлений людей;
  • в) наличие одинаковых изначальных психических образов, «заложенных» в психику людей Высшим существом;
  • г) логическое мышление, основанное на понятийном формулировании и осознании языковых значений. Логическое мышление появилось в процессе антропосоциогенеза, как следствие развития социально нормированной рассудочной деятельности древних людей, в сзязи с жизнью среди непредсказуемой опасности и познания страха смерти;
  • д) наличие универсальных структур, которые функционируют на основе бинарных оппозиций (т.е. двойных противопоставлений) и логического синтакиса, в естественных языках любых этнических групп людей.

11. Структурная антропология изучает:

  • а) внутреннюю структуру человеческого тела;
  • б) структуру эволюционных процессов, имевших место в ходе антропосоциогенеза;
  • в) факты социальной жизни людей, выявляя скрытые за ними значения и смыслы, по аналогии со структурой естественного языка и структурой функционирования бессознательного слоя психики.

Тесты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: