Русский язык
Класс
Тема урока: Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи. Способы оформления прямой речи на письме.
Дата урока: 21.04.2020.
Задание:
1. Ознакомьтесь с теоретической частью урока.
2. Выполните тренировочные задания к теории.
Теоретическая часть:
Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.
Способы передачи чужой речи
Для передачи чужой речи существуют следующие способы:
1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.
Например: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу».
2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.
Например: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.
3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.
Например: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)
4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.
Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)
Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.
Предложения с прямой речью
Прямая речь — это дословно воспроизведенное высказывание какого-либо лица или группы лиц, включенное в авторский текст.
В прямой речи сохраняются особенности чужой речи, поэтому в ней могут быть глаголы в форме 1-го и 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, местоимения 1-го и 2-го лица, обращения, неполные предложения, междометия и частицы.
Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
В тексте прямая речь выделяется с помощью кавычек или тире.
Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку, без абзаца (она может стоять после слов автора, перед ними или внутри их).
Знаки препинания в предложениях с прямой речью представим в таблице:
Схема предложен я с прямой речью | Пример |
I. Прямая речь перед словами автора: Если прямая речь стоит перед словами автора, после нее ставится запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире, а слова автора начинаются со строчной буквы. | |
«П», — а. «П?» — а. «П!» — а. «П...» — а. | «Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася. «Не пишешь ли ты стихов?» — вдруг спросил Петр Иванович. «Ой, да тут глубоко!» — со смехом сказала она. «А ты меня не пугай...» — равнодушно попросила она. |
II. Прямая речь после слов автора: Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней (после слов автора) ставится двоеточие, первое слово прямой речи пишется с прописной буквы, прямая речь заключается в кавычки (со знаками препинания конца предложения). | |
А: «П». А: «П?» А: «П!» А: «П...» | Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую». Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт?» Мишка кричит: «Здорово получается!» Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли…». |
III. Прямая речь разрывается словами автора: Если авторские слова стоят внутри прямой речи, то ставятся следующие знаки препинания: - если на месте разрыва нет никакого знака или стоит запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы; - если на месте разрыва должна быть точка, то перед авторскими словами ставится запятая и тире, после них - точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы; - если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, или многоточие, то эти знаки сохраняются перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире. После слов автора ставится точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. При наличии в составе авторских слов двух глаголов речи или мысли, один из которых относится к первой части прямой речи, а другой - ко второй, перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире и она начинается с прописной буквы. | |
«П, — а, — п». «П, — а. — П». «П? — а. — П». «П! — а. — П». «П... — а. — П». | «Сегодня, — сказала сестра, — нам нужно уезжать». «Нам придется здесь ночевать, — сказал он. — В такую метель через горы не переедешь». «Что вы говорите? — воскликнула Марья Гавриловна.— Как это странно!» «Здравствуйте, товарищи! — крикнул он им.— Здорово». «Не надо... — сказал Вершинин. - Не надо, парень». «Идем, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?» «Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами». |
IV. Прямая речь внутри слов автора: Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая или тире (по условиям контекста). | |
А: «П», — а. А: «П?» — а. А: «П!» — а. | Он бросил через плечо: «Иди за мной», — и не оглядываясь зашагал по коридору. На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне вразумительного ответа. Ему приказывают: «Стреляй!» — и он стреляет. |
Практическая часть:
Упражнение 1.
Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются? Перепишите предложения и рядом с каждым из них в скобочках напишите способ передачи чужой речи.
1) По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки. 2) «Завтра возможны осадки», — сообщили по радио. 3) По радио сообщили о возможных осадках. 4) Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки. 5) Завтра, по мнению моего соседа, возможны осадки.
Упражнение 2.
Составьте схемы следующих предложений c прямой речью. Переписывать предложения не надо, нужно только поставить номер предложения и нарисовать рядом схему.
1) Все чаще вспоминались слова: «И может быть — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной» (П.). 2) «Идите за мной», — сказала она, взяв меня за руку (Л.). 3) «Позвольте... — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами». 4) «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» (Пауст.). 5) «Ну уж это положительно интересно, — трясясь от хохота, проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Булг.). 6) Он сказал: «Я это уже слышал!» — и попросил больше не повторяться.
Упражнение 3.
Перепишите, расставляя знаки препинания и заменяя, где необходимо, строчные буквы прописными. Границы прямой речи обозначены //...//.
1) А где мой товарищ// промолвил Олег// скажите где конь мой ретивый. 2) А что же вы понимаете в этом разрешите спросить// сказал он голосом показавшимся противным ему самому// что вы находите в этой мазне. 3) Да...// сказал он и резко повернулся ко мне// да... ну что ж посмотрим. 4) Вы знаете// перебил хозяин взволнованно// я из-за него сижу на полу Вот-с полюбуйтесь ну что он понимает в журналистике// хозяин ухватил Короткова за пуговицу// будьте добры скажите что он понимает. 5) Господи господи// бурно зарыдал Коротков// опять он да что же это. 6) Нет ох нет товарищ// выговорил ошеломленный Коротков и шагнул к сетке// не задерживайте меня. 7) Например арабы говорят// честь это алмаз который делает нищего равным султану//. А по-русски выходит// что за честь коли нечего есть//. 8) Подожди-ка малость Сергей// окликнул он мальчика// никак там люди шевелятся вот так история. 9) Противный ты человек Михаленко// сказал он равнодушно. 10) Ромашов насторожился и глядя не на Петерсона а на председателя ответил грубовато// да бывал но я не понимаю какое это отношение имеет к делу. 11) И говорю ей// как вы милы// но мыслю// как тебя люблю. 12) Какая крикливая книга// говорил он и морщился// в ней люди невыносимо орут спорят плачут нет сил разобраться в этом вопле. 13) Ночь уже достаточно темна// сказал он// чтобы смотреть античные статуи.