Вопрос: Основные виды рынков

       Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров.

       Рыночная структура может выступать в разнообразных организационных формах:

- традиционный рынок на городской площади;

- товарная, фондовая, валютная биржа или биржа труда;

- газетные объявления типа «продаю – покупаю»;

- информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров и т.д.

       Основные виды рынков сгруппированы по трем признакам:

1.  С точки зрения соответствия действующему подразделяются на:

- легальный (законный) рынок;

- нелегальный (теневой) рынок – подпольное производство, связанное с нарушением технологических, трудоохранных, экологических и других требований; скрытое предпринимательство, нацеленное на уклонение налогов; экономическую деятельность, связанную с запрещенным производством, наркобизнесом, коррупцией и т.п.

2. По экономическому назначению объектов рыночных отношений на:

- потребительский;

- рынок капиталов;

- рынок рабочей силы;

-рынок информации (научно-технические разработки, патенты и т.п.);

- финансовый рынок (ценные бумаги, банковские ссуды, кредитные ресурсы и т.п.);

- валютный рынок и др.

3. По пространственному признаку на:

- местный рынок (город, регион);

- национальный рынок (внутренний рынок той или иной страны);

- международный региональный рынок (общий рынок ряда стран);

- мировой рынок (охватывает мировые товарообменные связи).

 

Вопрос: Основные функции рынка.      

       Современный высокоразвитый рынок выполняет следующие функции:

- посредническая – рынок напрямую соединяет производителей и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом га экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи;

- ценообразующая – возникает при столкновении товарного спроса и предложения, конкуренции;

- информирующая – через разброс цен, через их падение узнают о размерах производства, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей;

- регулирующая – из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство) – в первых отраслях производство сокращается, а во вторых – растет;

- стимулирующая – цены «вознаграждают» дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, увеличивает производительность, снижает издержки;

- оздоравливающая – предприниматели, не учитывающие запросы потребителей, терпят поражение в конкурентной борьбе и «наказываются» банкротством.

 

Вопрос: Основные факторы рыночного саморегулирования.

       Механизм рыночного саморегулирования включает три главных взаимосвязанных фактора:

1. Рыночные цены – это фактические цены. Которые свободно складываются на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров.

2. Спрос и предложение. Спрос – это платежеспособная потребность в определенных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода времени. (при цене телевизора 200 д.е. недельный спрос на этот товар составит 1 000, а при цене 210 д.е. – 900 шт.

Предложение – это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного периода времени. (производители телевизоров готовы продать их по 200 д.е. в количестве 1 000 шт. в неделю, то это и составит предложение).

3. Конкуренция - соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров. (потребители – купить качественные товары и подешевле; наемные работники – получать большую зарплату; производители – произвести товары подешевле, а продать – подороже).

 

Вопрос:  Закон спроса. Неценовые факторы рыночного спроса.

       Основным определяющим фактором спроса является цена товара.

       Закон спроса состоит в том, что снижение цены ведет к соответствующему увеличению спроса и наоборот, рост цены сокращает спрос. 

       Помимо цены, на рыночный спрос воздействуют следующие факторы:

- изменение вкусов потребителей (снижается спрос на алкоголь и табак, и повышается – на велосипеды и туристическое снаряжение);

- изменение числа покупателей (сокращается рождаемость – снижается спрос на детские товары, повышается продолжительность жизни – увеличивается спрос на медицинские услуги);

- изменение доходов потребителей (увеличивается уровень доходов – увеличивается спрос и в тоже время может сокращаться потребление некоторых товаров, заменяя их другими);

- изменение цен на сопряженные (взаимозаменяемые – чай и кофе, масло и маргарин, снижение цены на говядину снижает спрос на свинину, телятину, и взаимодополняющие – автомобили и бензин,) товары;

- изменения в ожиданиях потребителей (ожидание повышения цен или доходов или снижение цен и доходов);

- степень удовлетворенности потребностей населения в данном товаре – чем выше степень удовлетворенности, тем ниже спрос.

       Потребление подчиняется закону убывающей предельной полезности.

       Полезность вещи это её способность удовлетворять ту или иную потребность людей.

       Предельная полезность – это то удовлетворение, которое получает потребитель, покупая каждую новую единицу данного товара.

       Закон убывающей предельной полезности означает, что полезность каждой следующей единицы того или иного продукта уменьшается.

Первый купленный семьей телевизор доставит ей наибольшее удовлетворение. Полезность же второго, третьего и тем более четвертого будет все меньше и меньше. Отсюда важный вывод: чтобы побудить потребителя к увеличению покупок данного товара, нужно снижать цену.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: