Как происходит взаимодействие адвокатуры с институтами гражданского общества?

Адвокатура как институт гражданского общества, как и иные его институты, организационно создается лишь на определенном этапе развития государственно оформленного общества при наличии на то соответствующих социально-экономических, политических и правовых условий. С изменениями в экономической и социальной сферах общества происходят соответствующие изменения в его так называемой надстройке, важной составляющей которой является адвокатура. В Федеральном законе от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» она характеризуется как институт гражданского общества, а это означает, что современная российская адвокатура - не государственная организация, не орган государственной власти, как о том писалось за рубежом о советской адвокатуре, а одна из составляющих системы современных институтов гражданского общества.

Таким образом, адвокатура - важнейший элемент правозащитной системы общества, негосударственное, добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов.

В условиях получившего широкое распространение правового нигилизма в стране и участившихся случаев нарушений прав, свобод и законных интересов людей и юридических лиц резко повысилась их потребность в квалифицированной юридической помощи, а это в свою очередь активизировало деятельность такого классического института гражданского общества, как адвокатура.

В системе институтов гражданского общества адвокатура занимает особое место, поскольку она является профессиональным, добровольным объединением лиц, обладающих правовыми (юридическими) знаниями. Это позволяет ей не только оказывать юридическую помощь физическим и юридическим лицам по конкретным административным, арбитражным, гражданским и уголовным делам, но и влиять на правовое сознание отдельных лиц, общающихся с адвокатами, и своей деятельностью осуществлять правовое просвещение населения страны в целом, содействовать повышению правовой культуры российского общества. Вместе с тем нечистоплотные методы и приемы оказания юридической помощи доверителям (фальсификация доказательств, дача доверителю советов безнравственного характера, использование подкупа судей и иных должностных лиц, принимающих участие в разрешении дела и т.п) формируют правовой нигилизм в обществе, подрывают авторитет адвокатуры в целом, судебной власти и органов иных ветвей государственной власти. Вот почему чрезвычайно важно, чтобы в адвокатуре не было нравственно нечистоплотных людей, носителей традиций правового нигилизма. В адвокатуре также не должно быть лиц, слабо подготовленных теоретически.

Адвокатура как правовой институт была создана в России в 60-е гг. XIX в. и с первых дней своего существования поставлена в жесткие условия государственного контроля. Тем не менее, она в результате самоотверженного труда адвокатов приобрела необходимый авторитет и доверие в обществе. В последнее десятилетие в России активно формируется так называемый рынок предоставления квалифицированной правовой помощи. В стране идет судебная реформа, она затронула все стороны правовой жизни общества, не оставила без внимания и адвокатуру. Но до сих пор не нашли разрешения проблемные вопросы, относящиеся к организационному построению и функционированию адвокатуры.

В процессе проводимой судебно-правовой реформы, и прежде всего с введения суда с участием присяжных заседателей, а также в связи с переносом центра ответственности за принятие решений с прокуратуры в суд возрастает значение адвокатуры и деятельности конкретного адвоката в досудебных и судебных стадиях уголовного судопроизводства в качестве защитника или представителя. При этом право на защиту в широком смысле следует рассматривать как распространяющееся на любые процессуальные действия, при которых осуществляется применение мер какого бы то ни было принуждения. Это означает, что никто не может подвергаться санкциям, затрагивающим основополагающие права и интересы, без соответствующей судебной процедуры, предусматривающей реализацию права на защиту. А с принятием решения Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 47 и ч. 2 ст. 51 УПК РСФСР» от 27 июня 2000 г. (действовавшего тогда) каждому лицу, даже вызываемому в качестве свидетеля по уголовному делу, если есть угроза ограничения его конституционных прав, должна быть предоставлена возможность воспользоваться помощью адвоката.

Адвокатура как институт гражданского общества связана с другими его институтами. Наиболее тесно по своим задачам адвокатура связана с органами местного самоуправления, с Общественной палатой, профсоюзами, а также с самодеятельными разнообразными правозащитными организациями.

Необходимым критерием оценки оптимальности организации современной адвокатуры в России является система принципов, на которых построена концепция Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г., в соответствии с которым формируется адвокатская корпорация с тем, чтобы гарантировать выполнение конституционного положения об обеспечении населения квалифицированной юридической помощью. Требуется научное обоснование обеспечения доступности юридической помощи для населения и содействия адвокатской деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления в осуществлении финансирования деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам России бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством, а также при необходимости выделения адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Адвокатура не является государственной структурой, а представляет собой профессиональное объединение юристов, независимое от государственных органов власти. Адвокаты не являются должностными лицами государственной, гражданской или правоохранительной службы и службы в органах местного самоуправления, их можно считать, как работников умственного труда служащими негосударственного профессионального объединения - адвокатуры. Только при таком статусе адвокатуры и адвокатов возможны эффективная полемика с представителем государственного и частного обвинения, выявление ошибок предварительного расследования и суда, как в уголовном, так и в гражданском процессе.

3. Чем обеспечивается независимость адвокатуры?

Для надлежащего осуществления своей деятельности адвокату необходима независимость от лиц и органов, в производстве которых находится порученное ему дело, а также от других властных структур и должностных лиц. Право на независимость - самая главная характеристика адвокатской профессии. Вопрос о гарантиях независимости адвоката затрагивает его личную неприкосновенность, способы и средства осуществления профессиональных функций. Основным условием нормального хода судебного процесса является объективность рассмотрения дела, непредвзятость суда, четкое исполнение действующего законодательства. Независимость - основное условие функционирования адвокатуры. Независимость от лиц и органов, в производстве которых находится производимое им дело, а также от других властных структур и должностных лиц. Вопрос о гарантиях независимости адвоката распространяется на его личную неприкосновенность, способы и средства осуществления профессиональных обязанностей.

Независимость - сущность юридической профессии. Свободное общество и свободные люди не могут существовать без компетентных и независимых юристов. Без независимых юристов не может быть беспристрастных судей. Независимость является наиболее характерной стороной деятельности адвокатов. Независимость является одновременно сильной стороной, обязанностью и в целом сущностью адвоката.

Адвокат должен, таким образом, избегать любых посягательств на свою независимость и следить за тем, чтобы не поступаться своими профессиональными стандартами в отношениях с клиентами, судом или третьими лицами.

Все нормативные акты, регулирующие деятельность юристов, признают независимость как абсолютный принцип такой деятельности.

В целях обеспечения этого принципа и доступности для населения органы государственной власти должны устанавливать гарантии независимости адвокатуры в Российской Федерации, предусматривая для адвокатов финансирование расходов по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам, оказывать содействие адвокатам и их организациям в получении необходимых служебных помещений, средств связи, оргтехники и т.п. При этом адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, не подчиняется им и контролируется только законом.

Численный состав, штаты, смета доходов и расходов коллегии адвокатов не утверждаются ныне исполнительными органами субъектов федерации. Ограничены функции Минюста по установлению правил оплаты труда адвокатов, поскольку при наличии соглашения адвоката с клиентом ставка гонорара определяется ими самими. То есть в результате ведущейся в стране судебно-правовой реформы адвокатура постепенно обретает независимость, а принцип самоуправления в адвокатских коллективах обретает реальное содержание на основании закона.

Иногда бывает исключительно сложно поддерживать независимость и, особенно во времена экономических трудностей, давать совет, который не угоден клиенту, так как существует риск того, что в результате адвокат потеряет этого клиента.

Производные правила от принципа независимости адвокатов. Большинство этических правил юридической профессии вытекают из принципа независимости.

Право принимать или отказываться от указаний. Обычно адвокат может как согласиться, так и отказаться следовать указаниям клиента. Адвокат должен сам стоять на страже своей моральной и интеллектуальной независимости, решая, будет ли он оказывать услуги или нет, исходя из того, что, по его собственному мнению, он сочтет должным.

Он может также отказаться от участия в любом деле на любой, стадии- однако, используя это право, он обязан убедиться, что его клиент может своевременно найти другой источник юридической помощи, чтобы предотвратить неправосудный результат.

Независимость адвокатуры как сообщества обеспечивается тем, что основы ее построения и функционирования определяются законами, в связи с чем никакие органы не могут путем принятия каких бы то ни было нормативных или индивидуально-распорядительных актов вопреки закону вмешиваться в деятельность адвокатуры. В своем организационном построении адвокатура в целом и отдельные формы адвокатских образований не подчиняются ни на федеральном, ни на местном уровне органам законодательной, исполнительной или судебной власти, или каким-либо иным органам или организациям. Высшими органами адвокатского сообщества являются: в Российской Федерации - Всероссийский съезд адвокатов, а в субъектах Российской Федерации - собрание (конференция) адвокатов. Все вопросы организационной стороны деятельности адвокатских палат и адвокатских образований (численный состав, смета доходов и расходов, избрание руководящего состава и т.д.) решаются в рамках самой адвокатуры. Определенной гарантией независимости адвокатуры является также автономность ее бюджета, в целом не зависящего ни от государства или органов местного самоуправления, ни от каких бы то ни было организаций.

По своему статусу все адвокаты равноправны как в плане осуществления своей профессиональной деятельности, так и в плане имеющихся у каждого из них возможностей выбирать организационную форму адвокатского образования и участвовать в управлении адвокатурой путем непосредственного участия в съездах или собраниях (конференциях) адвокатов, избрании органов Федеральной палаты адвокатов и адвокатской палаты субъекта РФ.

Независимость адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства в ее дела со стороны органов государства (в том числе Минюста, прокуратуры, МВД, ФСБ, суда), общественных организаций и отдельных лиц. Обеспечение независимости адвокатуры и адвокатов - обязанность органов государства.

Принцип независимости характеризуется тем, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокат при осуществлении адвокатской деятельности не может быть связан никакими приказами, указаниями и иными формами воздействия на него со стороны органов адвокатского сообщества, адвокатского образования, другими внешними факторами и является самостоятельной фигурой в выборе форм и методов защиты или других видов юридической помощи, основываясь только на законе и воле своего доверителя, если она не противоречит закону.

Недобросовестные представители стороны обвинения - следователи, прокуроры, оперуполномоченные - предпринимают попытки незаконными и аморальными средствами и способами ограничить полномочия, реальные возможности адвокатов, «отомстить» им за их деятельность, которая приносит стороне обвинения, мягко говоря, неудобства. Часто адвокат становится и мишенью для собственных клиентов - лиц, совершивших общественно опасные деяния, а также для преступников, не являющихся клиентами, для которых деятельность адвоката стала помехой в осуществлении криминальных планов.

Между тем гарантии независимости адвоката в осуществлении им своей профессиональной деятельности, безусловно, должны быть обеспечены. Специфика труда адвокатов, в особенности осуществляющих профессиональную защиту в уголовном судопроизводстве, неизбежные конфликты с иными участниками в состязательном процессе делают представителей корпорации, в определенном смысле, весьма уязвимыми.

К таким гарантиям следует отнести гарантии адвокатской тайны. В частности, адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием (п. 2 ст. 8). Закон запрещает проведение ОРМ и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности). Такие мероприятия и следственные действия допускаются только на основании судебного решения. Полученные в ходе оперативно - розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Эти ограничения не распространяются только на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен (абзац 1 и 2 п. 3 ст. 8 Закона).

Кроме того, оперативно-розыскные подразделения не вправе привлекать адвокатов в негласное сотрудничество даже с их согласия (п. 5 ст. 6 Закона, ч. 3 ст. 17 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Обеспечивая тайну взаимоотношений адвоката с доверителем, закон запрещает кому-либо требовать от них предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело. Таким образом, ни субъекты расследования, ни суд не вправе требовать информации о содержании соглашения, его существенных условиях, таких, как размер вознаграждения, условия его выплаты и т.п. (ст. 25 Закона).

Однако наиболее существенные гарантии адвокатской деятельности закреплены в специальной статье Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». Это статья 18 «Гарантии независимости адвоката».

Пункт 1 статьи декларирует, что вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещается. Истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается (п. 3 ст. 18).

Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества (п. 4 ст. 18).

Законодательство, направленное на обеспечение безопасности адвоката, равно как и потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, пока еще не сформировано полностью.

Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно - процессуальным законодательством. Эти гарантии закреплены в главе 52 УПК РФ, положения которой являются новеллой уголовно - процессуального законодательства. В статье 447 УПК РФ адвокат отнесен к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам (п. 8 ч. 1 ст. 447).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: