Заполните таблицу «Особенности развития связной речи дошкольников»

Дисциплина: Практикум выразительного чтения на русском языке

Кожевникова А.А.

Дата:. 23.04.2020г.

Группа: КЗДО-15

Пары

Тип занятия: практическое занятие.

Тема занятия: Модульная контрольная работа.

Тема.1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике

Заполните таблицу «Зарубежная педагогика в развитии речи».

№пп Авторы, годы жизни Труды
1. Я.А. Коменский (1592-1670г.г.)     «Великая дидактика», «Материнская школа»
2. И.Г.Песталоцци (1746-1827г.г.)     «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Наглядное учение о числе», «Лебединая песня".
3. Ф. Фребель (1782- 1852г.г.)     Педагогика детского сада (в России издана под названием «Детский сад»; "О воспитании человека".
4. М. Монтессори (1870-1952г.г.)     Лекции по Монтессоpи-педагогике - "Антропологическая педагогика",книга "Метод Монтессори" в России "Дом ребенка,метод научной педагогики".

 

Заполните таблицу. Дать определение: «Задачи речевого развития детей».

 

Основные единицы языка Формы речевого общения Задачи развития речи
Фонема – мельчайшая единица звукового строя языка. Сам по себе звук не имеет лексического значения, но в языке некоторые слова состоят из одного звука, в таком случае звук перестает быть только звуком и приобретает значение. 1.Вербальное – невербальное Общение словесное; несловесное: мимика, жесты, интонация, текст, шрифт, таблицы, знаки • Владение речью как средством общения и культуры; • Обогащение активного словаря
Морфема - это минимальная смысловая единица языка (приставка, корень, суффикс, окончание). Морфемы состоят из фонем и уже имеют значение, но самостоятельно употребляться не могут. Чтобы выделить морфему необходимо подобрать однокоренные слова. Морфемы выделяют благодаря тому, что между словами есть отношения. Информативное – неинформативное. Что-то новое для слушателя; поддержка речевого контакта.     Монологическое – диалогическое Речь одного; общение между двумя или несколькими лицами • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; • Развитие речевого творчества; • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
Слово – основная единица языка. Слово называет предметы, явления, признаки или указывает на них. Слово состоит из морфем, оно имеет лексическое значение и употребляется самостоятельно. Контактное – дистантное Взаимодействие одновременно в пространстве и во времени (устное); партнеры общения разделены временем и пространством (устное и письменное) • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Словосочетание – это наименьшая единица языка, в которой начинают действовать законы грамматики. Оно состоит из двух и более слов, между которыми существует смысловая и грамматическая связь (согласование, управление, примыкание).   Устное – письменное Однократная речь; ориентирован на многократность.     Публичное – массовое Обычно протекает в форме монолога, всегда структурирована; не общение, а коммуникация, адресат теряет конкретные очертания • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Предложение –слово или несколько слов, связанные между собой по смыслу. В речи предложения отделяют интонацией или паузами. В предложении всегда есть глагол (если его нет как такового, то он подразумевается). Любое предложение либо что-то подтверждает, либо отрицает. Официальное –неофициальное (частное). Взаимодействие в строгой обстановке с соблюдением всех правил и формальностей; Не ограничено рамками деловой, протекает более свободно • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Тема 2. Методика формирования звукопроизношения в процессе образовательной деятельности

Составьте картотеку «игр - упражнений»  (1-ой игры) со звукоподражанием для закрепления звуков для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

1. Средняя группа 1.Игра «Возьми игрушку» Цель: развивать у детей слуховое внимание, отрабатывать умение отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. Ход: Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Оборудование. Игрушки или предметы, названия которых состоят из 3—4 слогов: крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.  
2.Старшая группа   1. Игра «Замени звук» Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова. Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться. Ход игры: Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове. Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово. Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч). По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.  

Тема 2.

Особенности развития связной речи в дошкольном детстве

Заполните таблицу «Особенности развития связной речи дошкольников».

Возраст дошкольного детства Развитие связной речи
К концу первого-началу второго года жизни     Появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предмета.
К концу второго года жизни     К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться.
На третьем году жизни     Быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются первоначальной формой речи – диалогической, которая связана с практической деятельностью ребёнка и используется для налаживания сотрудничества в совместной предметной деятельности.
В дошкольном возрасте     Происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

3. Дополните описание диагностических умений педагогов по развитию речи дошкольников (по исследованию Шабаевой Г.Ф.)

Образец:

1. Умения обследовать речь ребенка:

1) выбрать диагностическую методику, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей;

2) отобрать критерии и показатели, по которым будет оцениваться уровень речевого развития;

3) подобрать систему заданий для проведения диагностики речи ребенка;

4) проводить диагностику речевого развития ребенка, делая процесс выполнения задания привлекательным для ребенка.

 

2. Умения диагностировать стороны речи:

 

1. Выделить уровни освоения слов при оценке словаря; изучить запас бытового словаря по одной из тем программы детского сада.

2. Организовать наблюдение за повседневным общением детей; разобрать и подобрать задание на выявление уровня овладения грамматическими конструкциями и умения самостоятельно образовывать слова.

3. Изучить особенности звуковой стороны речи детей. Изучить особенности выразительности произвольной речи детей.

4. Разработать и провести учетно- проверочные занятия; анализ текстов по подобранным показателем.

5. Проверить уровень осознания элементов языка и речи; уровень умений фонемного анализа слов; анализ предложений.

 

3. Умения составлять характеристики речевого развития детей:

1)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3)……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Гурович Л.М. Теория и технология развития речи детей дошкольного возраста: Программа учебного курса и методические рекомендации.-М., 2008.

2. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А..- М., 2010.

3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебн. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Н.А.Стародубова.- М.Академия, 2007.-256.

4. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова.-М.: Академия, 2010.-144с.

5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей под ред. Сохина Ф.А..-М., 2005.

6. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. - СПб.: Акцидент, 2007.

7. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: Академия, 2010. – 189 с.

8. Яшина В.И. Речевая подготовка детей к школьному обучению/Инновационные технологии предшкольного образования.-М., 2008

9. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. образования/В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. Ред. В.И. Яшиной.-5-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2014.-448 с.-(сер. Бакалавриат).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: