Земельные преобразования в России 1861 г

Земельный вопрос в России традиционно является важнейшим и самым острым вопросом. На протяжении почти полутора столетий с его решением современники связывали предопределение судьбы России. Но, к сожалению, история развития земельных отношений в нашей стране характеризуется не поступательным эволюционным движением, а резкими скачками реформ, причем зачастую с противоположной направленностью. В общем, историю развития земельных отношений в России можно назвать историей земельных реформ.

Первой крупной земельной реформой, полностью видоизменившей не только картину землепользования, но и социальное лицо страны, стала реформа 1861 года, отменившая крепостную зависимость крестьян.

19 февраля 1861 года вышел царский Манифест и ряд «Положений», в общей сложности 17 законодательных актов. Однако сама реформа не предполагала быстрых и резких изменений. Преобразования были постепенными, плавными и растянулись более чем на два десятилетия.

В результате реформы крестьяне из объектов права превратились в субъектов правоотношений. По Манифесту крестьяне сразу получали личную свободу. Впервые за многовековую историю России крестьянин получал возможность свободно распоряжаться своей личностью, а так же ряд имущественных прав, характеризующих правовое положение гражданина. Он мог от своего имени выступать в суде, заключать разного рода гражданские сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Однако крестьяне продолжали оставаться сословно неравноправными. Они продолжали оставаться низшим, податным сословием. Крестьяне обязаны были нести разного рода денежные и натуральные повинности, подвергались телесным наказаниям, от которых были освобождены другие сословия.

Центральное место в реформе занимал земельный вопрос. Кроме сохранившегося помещичьего землевладения и землепользования, возникло крестьянское хозяйство. Законы, определившие принципы реформы, исходили из признания за помещиком права собственности на всю землю в их имениях, в том числе и на крестьянскую. Крестьяне объявлялись лишь пользователями земли, обязанными отбывать за нее повинности. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.

Большинство юристов не рассматривали право на надел как право собственности. Это право определялось как разновидность существовавшей тогда долгосрочной аренды – оброчное пользование. Существовали значительные законодательные ограничения по владению, пользованию и распоряжению наделами. Сделки с земельными участками, а так же многие вопросы землепользования могли решаться только через крестьянскую (земельную) общину. Общинная форма землепользования исключала для крестьянина возможность продать свой надел, а возможность передать его в аренду ограничивалась членами общины.

Наделение крестьян землей носило принудительный характер: помещик обязан был предоставить землю крестьянину, а крестьянин – взять ее. По закону, до 1870 года крестьянин не мог отказаться от надела. Но и после того, как такое право было предоставлено, оно было оставлено таким количеством условий, что воспользоваться им смогли немногие.

«Положение о выкупе» допускало выход крестьян из общины, но он был крайне затруднен и связан с большими материальными затратами. Поэтому осуществить его могли только зажиточные крестьяне, а для большей части крестьян, он практически был невозможен.

Община являлась субъектом правоотношений: гражданских, налоговых, административных и других. Вопросы же по распределению и перераспределению земель, земельные споры, налоговые вопросы, решались внутри общины между ее членами и, как правило, на основе местных обычаев и укладов. Общинное землевладение с его круговой порукой служило удобной структурой, опосредующей отношения между крестьянством и государством. Община одновременно была формой существования власти в сельской местности на сословных началах[1].

Крестьяне освобождались из-под власти помещиков только после того, как полностью осуществлялся выкуп их наделов. В основу выкупа была положена не реальная, рыночная цена земли, а капитализация оброка – уплачиваемых феодальных повинностей. Таким образом, крестьянам пришлось платить не только за наделы, но и за свою свободу и возмещать помещикам утрату крепостного труда. В выкупных операциях активно участвовало государство. Казна выплачивала помещикам единовременно 75-80 % выкупных платежей. Остальные 20-25 % крестьяне выплачивали непосредственно помещику по договоренности. Выкупная сумма, уплачиваемая государством помещику, рассматривалась как предоставленная крестьянам «ссуда». Крестьяне должны были погасить ее в течение 49 лет по 6 % от суммы ссуды в год. Выкупные платежи были отменены в 1907 г., все невыплаченные суммы были погашены. Однако к этому моменту суммы, выплаченные крестьянами значительно превысили сумму их долга.

Выкуп дорого обошелся крестьянству и не только в материальном выражении. Из-под власти помещика крестьяне попали под власть денег, в жесткие условия товарного производства, к которым не были готовы.

Перевод крестьян на выкуп означал окончательное отделение крестьянских хозяйств от помещичьих и создания в стране условий для развития товарно-денежных отношений. В целом реформа 1861 г. создала благоприятные условия для постепенного перехода от феодального помещичьего хозяйства к капиталистическому.

В целом, однако, реформа 1861 г. не создала слоя собственников, поскольку земля передавалась общине, а не лично крестьянину. Общинная собственность не могла отчуждаться, то есть была исключена из рыночного оборота.

В деревне появились первые признаки имущественного расслоения. Небольшая часть крестьян смогла извлечь выгоды из проведенных реформ, стать собственниками земель и начать собственное товарное сельскохозяйственное производство. В то же время, часть крестьян обнищала, потеряла часть своих земель, произошло заметное «обезземелевание». Это вынудило некоторых крестьян отправляться на сезонные работы в город, уходить в батраки. «Батрачить» считалось среди крестьянства признаком не только имущественного, но и нравственного падения. Такие крестьяне были готовы влиться в ряды рабочего класса, однако полностью порвать с деревенской жизнью им мешали общинные отношения, круговая порука, власть общинной администрации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: