Словарная работа в тетрадях

Апреля 2020

Урок № 91

Иосиф Александрович БРОДСКИЙ

(1940-1996)

План:

1. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»)

2. Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского.

3. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В.А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Цель:

·  с биографией и творчеством И. Бродского;

· проанализировать основные особенности его поэзии;

· работать с литературоведческими понятиями

· воспитывать у учащихся непримиримое отношение ко лжи, жестокости,    несправедливости.

 

 

Материал для самообразования.

    Пилигримы. Странники. Путешественники. Фанатики. Такими пилигримами всегда были поэты. Они приходят в мир, чтобы нести слово правды, справедливости. «Горька судьба поэтов всех времён…» Не исключение и бурный ХХ век, 60-е годы, когда в России совсем незаметно появился новый поэт, имени его почти никто не знал, но многие распевали его знаменитую песню, которая так и называлась «Пилигримы». Послушайте эту песню в исполнении Евгения Клячкина, тоже русского эмигранта, чьё творчество тоже возвращается к нам, человека, который написал музыку ко многим стихам Иосифа Бродского.

https://yandex.ua/video/preview/?filmId=15987205368868739947&text=Песня%20Пилигримы%20исполняет%20Клячин&path=wizard&parent-reqid=1588049394567189-1351922238622666265200287-production-app-host-man-web-yp-166&redircnt=1588049400.1

 

    Итак, возвращённое имя. Сегодня разговор о поэте, приобретшем мировую славу, но чьи книги совсем недавно возвратились на Родину, о ком до сих пор ещё мало известно обычному читателю, о чьём творчестве ещё слишком мало серьёзных научных работ. И чьё появление в 60-е было встречено злобным улюлюканьем.

Чтение стихотворения  И. Бродского.

Мой рот оскален
от радости:
ему знакома
судьба развалин.
Огрызок цезаря,
атлета,
певца тем паче
есть вариант автопортрета.

Скажу иначе:
усталый раб - из той породы,
что зрим все чаще, -
под занавес глотнул свободы.
Она послаще
любви, привязанности, веры
(креста, овала),

поскольку и до нашей эры
существовала.
Ей свойственно, к тому ж, упрямство.
Покуда Время
не поглупеет, как Пространство
(что вряд ли),

семя
свободы в злом чертополохе,
в любом пейзаже
даст из удушливой эпохи
побег.

И даже
сорвись все звезды с небосвода,
исчезни местность,
все ж не оставлена свобода,
чья дочь - словесность.
Она, пока есть в горле влага,
не без приюта.
Скрипи, перо. Черней, бумага.
Лети, минута.

    Тему нашего урока мы обозначим так: «Возвращённое историей имя. Иосиф Бродский», а формой проведения урока будет эпитома.































Словарная работа в тетрадях.

    - Что такое эпитома? (Слайд презентации).

ЭПИТОМА – краткое изложение, краткое представление о чём-либо, типическое представление или наилучшее (идеальное) выражение, краткая или миниатюрная форма. (Словарь Уэбстера).

    - В нашей работе нам помогут архивариусы, литературоведы и чтецы. Ко такие архивариусы? (Слайд презентации)

АРХИВАРИУС –  хранитель, сотрудник архива.

АРХИВ учреждение, где хранятся письменные памятники, старые документы, оконченные дела

- Что такое литературоведение и кто такие литературоведы? (Слайд)

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ – наука о художественной литературе, в задачи которой входит изучение произведений прошлого, анализ и оценка художественных произведений писателей настоящего, определение перспектив развития литературы будущего.

литературоведы - и есть те учёные-филологи, которые занимаются изучением литературы прошлого, настоящего и перспектив развития литературы будущего.

    Свою жизнь Иосиф Бродский никогда не делил на прошлое, настоящее и будущее. Он обозначал её как present continuous tens – т.е. настоящее продолженное время. Поэтому в нашем разговоре будут тесно связаны, сплетены друг с другом пошлое, настоящее и будущее. Но поэзия жива только тогда, когда она завоёвывает сердца людей, особенно молодых. И сегодня от вас зависит, станет ли поэзия И. Бродского частью вашей души, вашей жизни или нет. Ваша задача самая ответственная: не только послушать и познакомиться с поэзией до этого незнакомого вам автора, но потом высказать своё отношение к его поэзии в отзыве, который вы напишете по следам нашего урока.

    Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде через полтора года после гибели, безвестной гибели Мандельштама в дальневосточном лагере и понёс это имя, означающее «умножающий». До 15 лет учился в школе, затем работал, сменил много профессий. Писать стихи начал в 16 лет. К 1960-му году был хорошо известен как поэт среди молодёжи и в неофициальных кругах. Официальная литература его отвергала, давая возможность нищенски существовать лишь случайными заработками на стихотворных переводах. но его стихи расходились в списках в обход печатного станка, доказывая изначальное свойство поэзии завоевывать сердца. Анна Ахматова, с которой он познакомился тогда и которая высоко ценила Бродского как поэта и считала своим преемником, сказала о нём:

О своём я уже не заплачу,

но не видеть бы мне на земле

Золотое клеймо неудачи

на ещё безмятежном челе.

В этом четверостишии Ахматова с устрашающей прозорливостью предсказала начинающему поэту его славную и трагическую судьбу. Он сочинял стихи, много и не очень длинно. Он обожал стихи, чужие и собственные, и ненавидел их за то, что чуть не каждое слово их было несовершенно. Он желал декламировать везде, всегда и всем: у себя дома, в пивной, в три часа ночи по телефону, народу в электричке. С первых строчек он переходил на крик и, сколько бы стихотворение не продолжалось, отыскивал способ этот крик усиливать. В процессе чтения хватался за голову, захлопывал ладонью рот, бил себя по лбу, отворачивался от публики. Спорить начинал сразу, потому что не соглашаться для него было всегда более интересным, чем соглашаться. Бросался говорить правду, то есть очень неприятные вещи. И при этом никто не считал, что родился гений, никто не восклицал: «Вот он! Пришёл!» Молодых поэтов тогда в Ленинграде было десятка  два-три, и они тоже очень много сочиняли стихов и, как маньяки, читали их громким голосом. Бродский вроде бы ничем не выделялся среди них.

    С середины 60-х читатели стали высказывать первые восхищения стихами и самой странной фигурой поэта. Увы, чем сильнее звучал голос, тем подозрительнее относились к нему те, кого Александр Блок в своей пушкинской речи назвал «Чиновниками», собиравшимися «направить поэзию по каким-то собственным руслам, посягая на её тайную свободу и препятствуя ей выполнять её тайное назначение».

    Первый раз Бродский был арестован в 1962 году по делу Шахматова-Усманского, и он повёл трое суток в тюрьме КГБ. Его ответы на допросах превращали примитивную схему дознания в хаос со множеством непредсказуемых ответвлений, и они сочли за лучшее выбросить его из дела. Но поэт, говорящий налево и направо, что приходит в голову, на свободе им тоже не был нужен. Они решили захлопнуть капкан Указом о тунеядстве, и считали, что проблем не будет.

    В 1963 году Бродский был арестован, а в 1964 был осуждён. Вёл он себя на суде ровно так же, как на вечере поэзии, и говорил то же, что в стихах. Стенография суда читается, как сцена из Шекспира.

Сцена суда.

Судья: - Чем вы занимаетесь?

Бродский: - пишу стихи. Перевожу. Я полагаю…

Судья: -Никаких «я полагаю». Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стенам! Смотрите на суд! Отвечайте суду как следует! (Реплика в зал): - Сейчас же прекратите записывать! А то – выведу из зала! (Бродскому): - У вас есть постоянная работа?

Бродский: -  Я думал, что это постоянная работа!

Судья: -Отвечайте точно!

Бродский: -Я писал стихи! Я думал, что они будут напечатаны. Я полагаю…

Судья: -Нас не интересует «я полагаю». Отвечайте, почему вы не работали?

Бродский: -Я работал. Я писал стихи.

Судья: -А кто признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?

Бродский: -никто (без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому?

Судья: -А вы учились этому?

Бродский: -Чему?

Судья: -Чтобы быть поэтом? не пытались кончить вуз, где готовят, где учат…

Бродский: -Я не думал, что это даётся образованием.

Судья: -А чем же?

Бродский: -Я думал, что (растерянно) … от Бога…

Судья: -Сколько народу! Я не думала, что соберётся столько народу!

Из зала суда: -Не каждый день судят поэта!

Судья: -А нам всё равно – поэт или не поэт. А что вы делали полезного для Родины?

Бродский: -Я писал стихи. Это моя работа. Я убеждён… Я верю, что то, что я написал, сослужит людям службу и не только сейчас, но и в будущем, будущим поколениям.

Голос из зала суда: - Подумаешь, воображает!

Другой голос: -  Он поэт, он должен так думать!

 

    Решением суда Бродский был приговорён к 5 годам ссылки с обязательным привлечением к труду по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР «ОБ ответственности за тунеядство». Правление Ленинградского отделения Союза советских писателей немало способствовало вынесению этого вопиющего бессмысленного приговора. 23-летний ещё мало кому известный провинциальный поэт по заслугам удостоился приглашения на казнь, так как его стихи описывали недоступный для слишком многих уровень духовного существования. Он был выслан в глухую деревню Архангельской области. Самое удивительное, что это произошло в конце хрущёвского, как говорили, либерального, периода. И не удивительно, ведь большие поэты, как большие деревья, всегда, во все времена притягивали к себе молнии. Таких примеров мы знаем много в нашей истории. За Бродского заступились А. Ахматова, А. Твардовский, К. Чуковский, Д.Шостакович, Ф. Вигдорова, С.Я.Маршак. Под давлением широкой кампании возмущения, нашедшей отклик и за границей, Бродского через полгода досрочно освободили. И в 1965 году он вернулся в Ленинград.

    В эти годы он достигает высочайшего уровня в поэзии, но за исключением четырёх стихотворений в сборнике «День поэзии» и нескольких детских стихов и переводов, ему не удалось ничего напечатать, хотя его перу принадлежали уже 100 стихотворений и 4 поэмы. Возможно, что среди них было и вот это из раннего творчества:

Читаем стихотворение «Сумев отгородиться от людей…»

Сумев отгородиться от людей,

Я от себя хочу отгородиться.

Не изгородь из тёсаных жердей,

а зеркало тут больше пригодится.

Я озираю хмурые черты,

щетину, бугорки на подбородке.

Трельяж для разводящейся четы,

пожалуй, лучший вид перегородки.

В него влезают сумерки в окне,

край пахоты с огромными скворцами

и озеро – как брешь в стене,

увенчанной еловыми зубцами.

Того гляди,

              что из озёрных дыр

да и вообще – через любую лужу

сюда полезет посторонний мир.

Иль этот уползёт наружу.

        

Для раннего Бродского характерны темы, связанные с динамикой, движением, дорогой, борьбой (в том числе и за человеческое достоинство), надежды на то, что лучшее – впереди. Послушайте песню на стихи Бродского, музыку к которой написал, как и к песне «Пилигримы», Евгений Клячкин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: