Установление словарного портрета слова

- Подобрать синонимы, антонимы к слову «превращение».

- Составить метафору со словом «превращение».

- Подобрать эпитеты к слову «превращение».

Превращение в греческой мифологии. Миф о Нарциссе, Миф о Пигмалионе, Миф о похищении Европы, Миф об Арахне.

  Превращение» в мировом фольклоре.

- Проанализировать превращение в сказках «Василиса Премудрая», «Аленький цветочек», «Русалочка», «Гадкий утенок», «Руслан и Людмила».

- Почему в фольклоре очень часто используется фантастическая условность?

- Объяснить, какие нравственные поступки героев лежат в основе превращений обратно в человека.

Литературная информация о метаморфозах героя Грегора Замза в рассказе Ф. Кафки «Превращение».

*     Проанализировать сказочные и притчевые элементы в новелле Ф.Кафки «Превращение».

*     Проследить использование фантастической условности как способа предельного обострения конфликта.

*     Объяснить трагедию и невозможность превращения назад в человека.

 

  Грегор Отец Мать Сестра
Реальность жизнь семьи до трагедии Работает 5 лет (хлопотная профессия), содержит семью. Долго завтракал, обедал, читал газету. Спал. Больна (астма). Ребенок – 17 лет
Мечта «Распрощаться с этой профессией раз и навсегда», сестру отдать в консерваторию. Покой на старости лет. - «Прекрасная несбыточная мечта – учиться в консерватории».
Страх «Как ему перестроить свою жизнь?»

«Этому покою, благополучию, довольству пришел конец».

«Грегор потеряет работу и родителей будут преследовать за старые долги».
Реакция на случившееся «Я в беде – но я выкарабкаюсь». «Схватил трость и газету». «Помогите!» Открыла окно. Плакала…
Как изменить ситуацию: победить болезнь или освободиться от Грегора «Обязан терпением и тактом облегчить семье неприятности». Бомбардировка яблоками «Пустите меня к Грегору, это же мой несчастный сын!» «Целый набор кушаний», «Убирала комнату», «Так жить дальше нельзя».

Работа с художественным текстом главы 2 и 3.

Из всех риторических вопросов и восклицаний выбрать самые важные для понимания трагедии Грегора.

Необходимо высказывать собственные суждения и аргументировать их. Объяснить, кому принадлежат слова.

 

Глава 2.

Восклицания Риторические вопросы
1. До чего же, однако, тихую жизнь вела моя семья! 1. А что, если этому покою, благополучию, довольству пришел теперь ужасный конец?
2. Пустите меня к Грегору, это же мой несчастный сын! 2. Как ему перестроить свою жизнь?
3. Ничего не следовало удалять! (Грегор). 3. Разве, убирая мебель, мы не показываем, что перестали надеяться на какое-либо улучшение и безжалостно представляем его самому себе?
4. Ну, что ж, пусть попробуют! (Грегор сидит на портрете).  
5. Мать увидела Грегора: «Ах, боже мой!»  
6. Отец всегда к Грегору – правильное отношение – величайшая строгость!!!  
7. Не убивай!  

 

Глава 3.

Восклицания Риторические вопросы
1. Сестра матери: «Как ты сегодня опять долго шьешь!» 1. У кого в этой переутомленной и надрывавшейся от трудов семье оставалось время печься о Грегоре больше, чем то было безусловно необходимо?
2. Подина-ка сюда, навозный жучок!  
3. Лучше бы этой служанки приказали ежедневно убирать его комнату вместо того, чтобы позволять ей без толку беспокоить его, когда ей заблагорассудиться!  
4. Как жадно и много эти люди едят, а я погибаю! 2. Может быть, эта игра господам неприятна?
  3. Был ли он животным, если музыка так волновала его?
5. Так жить дальше нельзя! 4. Ведь рождество, наверное, уже прошло?
6. Пусть убирается отсюда!, - воскликнула сестра. 5. Но какой же это Грегор? – сестра.
  6. А теперь что? – спросил себя Грегор.
7. Поглядите-ка, оно издохло, вот оно лежит, совсем-совсем дохлое! 7.Умер? (мать).
8. Подите же сюда! Забудьте, наконец, старое. И хоть немного подумайте обо мне.(Отец).  

 

Просмотр фрагмента фильма «Превращение». Глава вторая, бомбардировка яблоками. Оставить фильм на фразе: «Не убивай».

Беседа по фрагменту:

- Кто кричит фразу: «Не убивай»?

- Как это характеризует сестру Грегора?

1. Выразительное чтение отрывка смерти Грегора от слов «Наверное, мне уже можно повернуться», - подумал Грегор и начал свою работу снова. Он не мог не пыхтеть от напряжения и вынужден был то идело отдыхать» до слов «Потом голова его, помимо его воли, совсем опустилась, и он слабо вздохнул в последний раз» под музыкальную композицию Маурата «Мама».

2. Работа над межлитературными связями. Сказка «Аленький цветочек». Поиски ответов на вопросы:

- Почему в сказке произошло превращение чудища в принца?

- Почему в новелле не произошло превращения Грегора снова в человека?

 

Достраивание текста. «Завещание Грегора семье».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: