- Подобрать синонимы, антонимы к слову «превращение».
- Составить метафору со словом «превращение».
- Подобрать эпитеты к слову «превращение».
Превращение в греческой мифологии. Миф о Нарциссе, Миф о Пигмалионе, Миф о похищении Европы, Миф об Арахне.
Превращение» в мировом фольклоре.
- Проанализировать превращение в сказках «Василиса Премудрая», «Аленький цветочек», «Русалочка», «Гадкий утенок», «Руслан и Людмила».
- Почему в фольклоре очень часто используется фантастическая условность?
- Объяснить, какие нравственные поступки героев лежат в основе превращений обратно в человека.
Литературная информация о метаморфозах героя Грегора Замза в рассказе Ф. Кафки «Превращение».
* Проанализировать сказочные и притчевые элементы в новелле Ф.Кафки «Превращение».
* Проследить использование фантастической условности как способа предельного обострения конфликта.
* Объяснить трагедию и невозможность превращения назад в человека.
Грегор | Отец | Мать | Сестра | |||
Реальность жизнь семьи до трагедии | Работает 5 лет (хлопотная профессия), содержит семью. | Долго завтракал, обедал, читал газету. Спал. | Больна (астма). | Ребенок – 17 лет | ||
Мечта | «Распрощаться с этой профессией раз и навсегда», сестру отдать в консерваторию. | Покой на старости лет. | - | «Прекрасная несбыточная мечта – учиться в консерватории». | ||
Страх | «Как ему перестроить свою жизнь?» | «Этому покою, благополучию, довольству пришел конец».
| «Грегор потеряет работу и родителей будут преследовать за старые долги». | |||
Реакция на случившееся | «Я в беде – но я выкарабкаюсь». | «Схватил трость и газету». | «Помогите!» Открыла окно. | Плакала… | ||
Как изменить ситуацию: победить болезнь или освободиться от Грегора | «Обязан терпением и тактом облегчить семье неприятности». | Бомбардировка яблоками | «Пустите меня к Грегору, это же мой несчастный сын!» | «Целый набор кушаний», «Убирала комнату», «Так жить дальше нельзя». |
Работа с художественным текстом главы 2 и 3.
Из всех риторических вопросов и восклицаний выбрать самые важные для понимания трагедии Грегора.
Необходимо высказывать собственные суждения и аргументировать их. Объяснить, кому принадлежат слова.
Глава 2.
Восклицания | Риторические вопросы |
1. До чего же, однако, тихую жизнь вела моя семья! | 1. А что, если этому покою, благополучию, довольству пришел теперь ужасный конец? |
2. Пустите меня к Грегору, это же мой несчастный сын! | 2. Как ему перестроить свою жизнь? |
3. Ничего не следовало удалять! (Грегор). | 3. Разве, убирая мебель, мы не показываем, что перестали надеяться на какое-либо улучшение и безжалостно представляем его самому себе? |
4. Ну, что ж, пусть попробуют! (Грегор сидит на портрете). | |
5. Мать увидела Грегора: «Ах, боже мой!» | |
6. Отец всегда к Грегору – правильное отношение – величайшая строгость!!! | |
7. Не убивай! |
|
|
Глава 3.
Восклицания | Риторические вопросы |
1. Сестра матери: «Как ты сегодня опять долго шьешь!» | 1. У кого в этой переутомленной и надрывавшейся от трудов семье оставалось время печься о Грегоре больше, чем то было безусловно необходимо? |
2. Подина-ка сюда, навозный жучок! | |
3. Лучше бы этой служанки приказали ежедневно убирать его комнату вместо того, чтобы позволять ей без толку беспокоить его, когда ей заблагорассудиться! | |
4. Как жадно и много эти люди едят, а я погибаю! | 2. Может быть, эта игра господам неприятна? |
3. Был ли он животным, если музыка так волновала его? | |
5. Так жить дальше нельзя! | 4. Ведь рождество, наверное, уже прошло? |
6. Пусть убирается отсюда!, - воскликнула сестра. | 5. Но какой же это Грегор? – сестра. |
6. А теперь что? – спросил себя Грегор. | |
7. Поглядите-ка, оно издохло, вот оно лежит, совсем-совсем дохлое! | 7.Умер? (мать). |
8. Подите же сюда! Забудьте, наконец, старое. И хоть немного подумайте обо мне.(Отец). |
Просмотр фрагмента фильма «Превращение». Глава вторая, бомбардировка яблоками. Оставить фильм на фразе: «Не убивай».
Беседа по фрагменту:
- Кто кричит фразу: «Не убивай»?
- Как это характеризует сестру Грегора?
1. Выразительное чтение отрывка смерти Грегора от слов «Наверное, мне уже можно повернуться», - подумал Грегор и начал свою работу снова. Он не мог не пыхтеть от напряжения и вынужден был то идело отдыхать» до слов «Потом голова его, помимо его воли, совсем опустилась, и он слабо вздохнул в последний раз» под музыкальную композицию Маурата «Мама».
2. Работа над межлитературными связями. Сказка «Аленький цветочек». Поиски ответов на вопросы:
- Почему в сказке произошло превращение чудища в принца?
- Почему в новелле не произошло превращения Грегора снова в человека?
Достраивание текста. «Завещание Грегора семье».