15.04.2020
Тема урока. Новый стиль одежды начала XX ст.
Сегодня мы выявим многосторонние связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества - композитора М.Чюрлёниса.
Материал для изучения:
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
Герман Гессе, швейцарский писатель
Ребята, постарайтесь найти в этом эпиграфе взаимосвязь двух видов искусства: живописи и музыки. (звук – основа музыки, цвет – основа живописи) Автор стремится понять, как цвет выражается в музыке и наоборот, как музыка выражается в цвете.
Каким образом музыка и живопись передают одни и те же явления? (музыка – в звуках, живопись – красками)
Мы познакомимся с творчеством литовского композитора, послушаем фрагмент одного из многочисленных музыкальных произведений и попытаемся узнать, что он нам хотел в нем рассказать.
Итак, перед вами находятся вопросы к прослушиванию произведения.
1. С какой стихией природы можно сравнить это музыкальное произведение?
2. Что услышали в музыке?
3. Какие музыкальные инструменты звучали?
Новый континент не на Земле, а в искусстве открыл литовский композитор и художник Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911).
Его творческая жизнь очень коротка. Хотя за шесть лет активной деятельности Чюрленис-художник написал свыше трех сотен картин. Как думаете, какое название имеют картины, которые вы видели? (Ответы детей.)
М. Чюрлёнис подарил человечеству живописные сонаты, хотя соната – это музыкальное произведение, обычно глубокое, значительное по содержанию, состоящее из 3 частей. Перед нами живописная «Соната моря». Три её части, составляющие триптих, имеют музыкальные названия.
Три́птих — произведение искусства, состоящее из трёх картин, барельефов и др., объединенных общей идеей (складень). Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят вместе и рядом.
Что изображено на каждом из полотен?
М.Чюрлёнис «Соната моря»
https://vk.com/video180476012_456239156
Вопросы:
1.О каком творении природы нам поведал композитор?
2. Что услышали в музыке? Менялось ли состояние моря? Как менялось?
3. При помощи чего композитор передал переход моря из спокойного состояния в бушующее?
3.Какие музыкальные инструменты звучали? ( струнным-смычковым инструментам, арфа
Домашнее задание:
Передать красками то состояние моря, тот образ моря, который вы себе представляете.
Памятка по выполнению заданий:
На листке написать:
1. Предмет (музыкальное искусство)
2. Дату урока
3. Фамилию, имя.
4. Класс.
5. Ответы на вопросы.
Сфотографируйте работу и фото перешлите воспитателю, работу обязательно сохраните и передайте в школу.