Аспекты культуры речи: коммуникативный

Как выдумаете: с чем связан коммуникативный аспект?

Коммуникативный аспект напрямую связан с коммуникативной грамотностью. При этом культура речи подразумевает владение всеми функциональными разновидностями языка. Образованный человек, в зависимости от ситуации, должен владеть выразительной разговорной речью, общаться в научном или деловом стиле, уметь передавать свои мысли официально-деловым языком, знать и уметь грамотно использовать в собственной речи выразительные средства художественной литературы. Основная цель речевой коммуникации – быть понятым (услышанным) своим собеседником. Полное понимание высказывания адресатом и осуществление коммуникативного намерения адресанта называется коммуникативной удачей.

Попробуем вместе выяснить, что является коммуникативной неудачей?

(Коммуникативнаянеудача – полное или частичное непонимание высказывания партнером коммуникации, т.е. неосуществление или неполное осуществление коммуникативного намерения говорящего. Мы все должны стремиться избежать такой ситуации).

         

Аспекты культуры речи: этический.

Помимо нормативного и коммуникативного аспекта, также выделяется этический аспект культуры речи.

Как вы думаете: что он подразумевает?

Этический аспект культуры речи подразумевает умение правильно подбирать слова в конкретной ситуации. Для этого требуется знание этикета, нормы культуры поведения, ведь именно они являются основой для правильного выбора слов. Этический аспект, в отличие от нормативного, зависит от определенной ситуации. Например, словесные формулы (прощание, приветствие, приглашение и т.п.), обращение, некоторые другие составляющие речи зависят от участников общения, их возраста, национальной принадлежности, взаимоотношений и других факторов. К сожалению, этический компонент речи сегодня далек от совершенства. Этический аспект напрямую связан с двумя другими: коммуникативным и нормативным. Однако он также зависит от воспитания носителя, его психотипа и словарного запаса.

Этический аспект подразумевает последовательность следующих этапов речевой коммуникации:

Подготовка высказывания. Этот этап так же, как и этап восприятия, связан с мышлением. Здесь происходит обдумывание такой структуры высказывания, которая будет адекватно воспринята адресатом.

Структурирование высказывания. Выбираются слова, синтаксические конструкции и выявляется нужная (правильная) модель высказывания. Этот этап связан с памятью человека, где хранятся определенные словесные шаблоны того или иного речевого высказывания. Путем их оценки происходит выбор нужного.

Внешняя речь (устный или письменный текст), когда происходит звуковое или графическое оформление речи. Самый главный этап: результат его заключается в восприятии, понимании и ответной реакции (обратной связи) адресата.

Первые три этапа речевой коммуникации – это речемыслительная деятельность автора.

Восприятие текста – это процесс слушания или чтения, который включает:

– расшифровку акустического или графического кода;

– понимание высказывания (замыслов и мотивов, оно достигается не всегда);

– оценку полученной информации.

Обратная связь – реакция на высказывание (наиболее полно осуществляется в диалоге, но может проходить и на уровне внутренней речи адресата).

Последние два этапа коммуникации – речемыслительная деятельность реципиента, Речемыслительная деятельность и автора, и реципиента проходит на уровне внутренней речи, а высказывание – это кодирование в звуках или буквах речемыслительной деятельности, которая осуществляется на уровне внешней речи.

4. Выполнение упр. 288 (с.211) из учебника «Русский язык и литература» 10-11 класс» (Власенков А.И.,  Рыбченкова Л.М.).

Вывод по уроку.

Итак, культура речи – это культура владения своим родным языком. Это такой выбор и такая организация языковых средств, которые с учетом ситуации общения и при соблюдении собственно языковых, коммуникативных и этических норм позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных целей. Культура речи – это неотъемлемая часть общей культуры того или иного народа.

Культура речи помогает формировать речевую компетенцию, воспитывать образцовую высокообразованную в языковом смысле личность. Понятие «культура речи» включает три основных аспекта: коммуникативный, нормативный, этический. Соблюдение речевого этикета способствует установлению уважительных и доверительных отношений с собеседником в условиях любой коммуникации, способствует повышению речевой, а также общей культуры общества

     6. Домашнее задание: конспект лекции, теория по учебнику (стр.205-207, 208-209), упр. 289 (с. 289).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: