double arrow

Аспекты культуры речи: нормативный.

1

Культура речи как раздел лингвистики. Основные  аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический»

Цели урока:

- выяснить значение культуры речи для человека и общества в целом;

- рассмотреть и проанализировать основные аспекты культуры речи;

Ход урока:

Орг. момент

Вступительное слово учителя

Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Современная социальная ситуация потребовала формирования лингвистической и коммуникативной компетенции человека. Коммуникативная компетенция заключается, прежде всего, в умении отбирать речевые средства с учетом ситуации и обстановки речи, в умении избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций (как в письменном, так и в устном высказывании). Грамотная речь облегчает взаимопонимание людей и способствует приобретению высокого социального статуса владельца правильной речи.

Работа по теме урока.

Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия и т.д., но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи.

Так, понятие о знатоке своего дела можно передать следующими словами: мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист, спец (разговорное слово).

О верном друге можно сказать и словами: надёжный, преданный постоянный, неизменный, готов в огонь и в воду и др.

А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия засмеяться! Если человек рассмеётся негромко или исподтишка, то говорят — хихикнул, если внезапно — фыркнул, прыснул (разговорное), если громко — захохотал, расхохотался, разразился (или залился) смехом, закатился смехом, загоготал (разговорное) и др.: «Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякал толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля» (Л. Кассиль.)

Очень выразительны русские пословицы и поговорки, сокровища народной мудрости: Язык разум открывает. Добрая совесть не боится клеветы. Правда суда не боится. Правда милости не ищет. Нашла коса на камень. Одно «нынче» лучше двух «завтра». Не все то золото, что блестит. Уместное употребление пословиц и поговорок оживляет речь, делает ее яркой и образной.

Как вы считаете: важна ли речевая культура?

   (Культура речи позволяет нам выразить себя более ясно и понятно при условии соблюдения норм общения).

Культура речи. Коммуникативная грамотность. Схема речевой коммуникации.

Что же можно назвать культурой речи?

Ключевые слова:

речь, язык, родной язык, языковые средства, языковые нормы,

коммуникативные нормы, этические нормы, коммуникативные цели,

часть культуры, народ, русский, общение.

Культура речи – это, прежде всего, культура владения своим родным языком. Это такой выбор и такая организация языковых средств, которые с учетом ситуации общения и при соблюдении собственно языковых, коммуникативных и этических норм позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных целей. Культура речи – это неотъемлемая часть общей культуры того или иного народа, в том числе и русского.

- Что такое коммуникативная грамотность?

- Как мы должны общаться с другими людьми?

- Всем ли необходимо это?

- Каковы критерии культурной речи?

Коммуникативная грамотность – это умение эффективно и бесконфликтно общаться с другими людьми, и эта грамотность необходима всем. Основные показатели (критерии) грамотной, культурной речи:

- правильность;

- точность;

- ясность и доступность;

- чистота;

- логичность;

- богатство;

- выразительность;

- уместность.

 Схема речевой коммуникации включает следующие компоненты: адресант, сообщение, контекст, контакт, код, адресат.

1. Адресант (отправитель информации) – говорящий или пишущий человек (это зависит от того, в какой форме отправлена информация – устный или письменный текст).

2. Сообщение – текст в устной и письменной форме.

3. Адресат (получатель информации) – читающий или слушающий человек.

Итак, каждый из нас участвует в коммуникации и желает быть понятым – «услышанным». В любой коммуникации участвуют хотя бы два человека (адресант, адресат).

Аспекты культуры речи: нормативный.

Культура речи помогает формировать речевую компетенцию, воспитывать образцовую высокообразованную в языковом смысле личность. Понятие «культура речи» включает три основных аспекта: коммуникативный, нормативный, этический. Перечисленные аспекты культуры речи позволяют рассматривать ее с точки зрения ее качества, которое обеспечивает успешность общения, правильности, употребительности и т.д. Речь любого образованного человека должна быть осмысленной, уместной, доходчивой.

На чем может базироваться нормативный аспект культуры речи?

Нормативный аспект культуры речи базируется на определении понятия «норма» как ведущего понятия речевой и языковой культуры.

Что можно назвать нормой?

Нормой называют комплекс наиболее удобных для повседневного обслуживания конкретного общества языковых средств. Этот комплекс сложился как итог отбора лексических, синтаксических, морфологических, других элементов.В основе литературного русского языка заложена литературная норма: набор языковых явлений, не просто отраженных в речи его носителей и разрешенных к употреблению, но закрепленных в виде правил. Рассматривая аспекты культуры речи, следует упомянуть, что нормативный аспект – единственный из всех, который подлежит кодификации.

Какое определение можно дать кодификации?

Кодификация – это отражение нормы языка, которая объективно существует, а потому закрепляется в виде предписаний и правил, нашедших отражение в словарях, учебниках, справочниках. Правильным считается только такое употребление языковых средств, которое кодифицировано и закреплено в правилах.

В русском языке (как и во многих других) главными нормами являются: орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, стилистические).

Какие нормы нарушены в данном тексте?

Исправьте его и запишите правильно (письменно):

Придя домой, уже стемнело. Сосед зашел к нам в комнату, который вначале постучал в дверь. Он громко спросил, кто пойдет со мной убирать лестничную клетку. Там нагрязнил кто-то, не умеющая себя воспитанно вести. Мы, подумая немного, пошли наводить порядок на лестничной клетке.

Здесь нарушены грамматические нормы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: