Работа с текстом
Прочитайте текст.
Шторм.
Бриз усилился, мощь ветра нар..стала, и судно поб..жало быстрей. К..залось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда почу..ствует опас..ность. Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушался. Вдруг ухо уловило необ..яснимый, отд..ленный шум. Шум прибл..жался, усиливался и скоро обратился в ярос..ный рёв.
Ре..кий порыв ветра нал..тел на судно, выстрелом рванул по парусам, и корабль стремительно пов..лился на левый борт. На палубе что-то гр..х..тало, звенело, тр..щало и ст..нало, казалось, что судно раз..ед..нится надвое.
Вопросы по тексту
1. Все ли слова вам в этом тексте понятны? Обратите внимание на слово «бриз». Вы можете объяснить его значение?
Словарь: Бриз – это слабый береговой ветер.
2. О чем этот текст?
3. Соответствует ли описание в тексте его заголовку?
4. К какому стилю отнесем этот текст? Почему? (художественный стиль, автор рисует словами шторм, изображает картину бури)
5. Какой тип речи? (описание).
|
|
Орфографическая работа
6. Выпишите из текста слова, в которых пропущены буквы, и вставьте их.
Поиск глаголов.
Ещё раз всмотритесь в текст.
1. Слова, какой части речи несут основную смысловую нагрузку?(глаголы)
2. А почему именно глаголы?
3. Что обозначают глаголы как часть речи? (действие предмета)
Но действия бывают разные. Поэтому сегодня мы продолжим различать глаголы по видам и овладеем способами распознавания видов глагола.
В тексте есть два однокоренных глагола, найдите их.
Усилился Усиливался
На какой вопрос отвечает глагол «усилился»? (что сделал?)
На какой вопрос отвечает глагол «усиливался»? (что делал?)
А чем, по-вашему, эти глаголы отличаются друг от друга?
Какой глагол обозначает продолжительное, повторяющееся действие? (усиливался)
А глагол «усилился»? (говорит о законченном действии, имеющем результат)
ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛ?
Получение новых знаний.
А как мы будем называть эти глаголы?
2.1. Обратимся к нашему учебнику и вспомним, как называются глаголы, которые отвечают на вопрос «Что делать?» и «Что сделать?». Откройте учебник §111 на странице 109 и прочитайте новый материал.
2.2. А сейчас мы с вами поприветствуем наших гостей.
Сегодня к нам на урок пришли в гости два друга: Глагол Совершенного Вида и Глагол Несовершенного вида. Послушайте, что еще они расскажут о себе.
Глагол Совершенного Вида
Говорят (и это лестно),
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм,
А в глазах – природный ум,
Нос с горбинкой, ясный взгляд.
|
|
(Все восторженно глядят!)
Весь начищенный, степенный.
ВИД мой самый СОВЕРШЕННЫЙ.
Я к тому ж не поленился
И неплохо потрудился:
Сделал нынче столько дел!
Суп сварил, с горы скатился
И при этом не разбился,
Кипятком не обварился,
Лишь немного похудел!