Он не приходил сюда (в замок) много лет»

Вы, конечно, знаете, вы, несомненно, знаете, что на небе вместо солнца скоро будет колесо?»

 !!! Предложение осложнено двумя вводными словами: конечно и несомненно.     

2. «Как выражаются моряки, ветер крепчал». (Чехов).

Как выражаются моряки – это вводное предложение, здесь есть грамматическая основа «моряки выражаются».

Он не приходил сюда (в замок) много лет».

«в замок»- вставная конструкция.

 

Обращения тоже не имеют синтаксических связей с другими членами предложения и сами членом предложения не являются.

 Друзья, прекрасен наш союз!

Обращение – это слово или словосочетание, называющее лицо, то есть человека или несколько людей (реже - предмет), к которому обращена речь:

Петя, ты сделал все уроки?

Дорогой Иван Иванович, поздравляем Вас с Новым годом!

Обращение может стоять в начале, середине или конце предложения, в речи оно произносится со звательной интонацией.

Мальчики, пора ложиться спать.

Я прошу тебя, Соня, сходи в магазин.

До свидания, дедушка.

Однословное обращение выражается существительным в именительном падеже или любой частью речи в функции существительного:

Анечка, пиши мне почаще!

Провожающи е, просим вас выйти из вагона!

 

Неоднословное (состоящее из нескольких слов) обращение включает также зависимые слова или междометие о:

О старый дом, увижу ль я тебя!

В разговорной речи обращение может быть выражено существительным в форме косвенного падежа, если оно обозначает признак того, к кому обращена реплика:

 

Эй, с бородой, вы телефон на столе оставили!

В разговорной речи иногда встречается личное местоимение в качестве обращения:

Эй, вы, подойдите ко мне!

Обращение, как бы оно не было выражено, никогда не является членом предложения, не имеет синтаксических связей с его членами.

Обращения могут занимать в предложении любое место, они отделяются при помощи запятых.        

Иногда после обращения ставится восклицательный знак. Это делается в том случае, если обращение выделяется специальной интонацией:

Дорогая Марья Ивановна! Поздравляем Вас с юбилеем!

В этом случае обращение употреблено изолировано, а предложение, с которым обращение связано по смыслу, оказывается неосложненным      

Обращения могут обладать большой выразительностью и являться стилистическим средством.

 

Вводные слова - это слова или сочетание слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.

Вводные слова не связаны в предложении с другими словами. Они не являются членами предложения.

!!! Вводные конструкции не входят в структуру предложения,   не являются его частью и не представляют собой самостоятельный предложения. Но это не значит, что они совершенно безразличны для предложения. При устранении вводной конструкции предложение теряет тот оттенок, который она выражала, и, следовательно, содержание предложения приобретает несколько другой характер.

 

Вводные слова (конструкции) объединены в разные группы:

ВЫРАЖАЮЩИЕ СТЕПЕНЬ УВЕРЕННОСТИ ГОВОРЯЩЕГО,

ВЫРАЖАЮЩИЕ ЧУВСТВА ГОВОРЯЩЕГО,

НАЗЫВАЮЩИЕ ИСТОЧНИК ВЫСКАЗЫВАНИЯ,

СЛУЖАЩИЕ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ПОРЯДКА ЯВЛЕНИЙ (МЫСЛЕЙ), ЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ,

СЛУЖАЩИЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТИЛЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ,

СЛУЖАЩИЕ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ СОБЕСЕДНИКА и другие

 

Вводные конструкции, указывающие на степень достоверности сообщения, оценивают содержание предложения как бесспорное, как предполагаемое или возможное.

Со значением бесспорности употребляются такие вводные конструкции как бесспорно, конечно, разумеется, без сомнения, без всякого сомнения, факт, само собой и др.,

Они, действительно, в этот день не прилетели.

Без сомнения, они отправились в какое-то другое место.

Возможность или предположение выражаются вводными конструкциями видимо, кажется, надо полагать, видать, может быть, возможно, пожалуй, по всей вероятности и др.

Может быть, они прилетят завтра? Возможно, мы их все-таки увидим.

 

Вводные конструкции, выражающие эмоциональную оценку сообщения, включают слова, называющие чувства: счастье, радость, огорчение, сожаление, стыд и др. С ними могут сочетаться слова, указывающие, кто испытывает чувство, т.е. кому принадлежит эмоциональная оценка содержания: к моему стыду, к его огорчению, на ее счастье и т.д.

В состав таких вводных конструкций могут степень проявления чувства или его оценку:

К сожалению, они не прилетели.

К нашему сожалению, они не прилетели.

К нашему огромному сожалению, они не прилетели.

Вводные конструкции, указывающие на источник сообщения, включают слова: мнение, предположение, слова и др. С ними могут сочетаться слова, уточняющие кому принадлежит мнение и т.д. и кому, следовательно, приписывается сообщение:

По-моему, они сегодня не прилетят.

По моему мнению они сегодня не прилетят.

По его словам, они улетели в другое место.

Вводные конструкции по правде сказать, признаться, откровенно говоря, попросту говоря и др. оценивают способ выражения мысли.

Между нами говоря, мы не верили, что к нам они прилетят.       

Вводные конструкции бывает, как обычно, как обычно бывает, как правило, случается, как водится, как иногда случается и др. указывают на степень обычности излагаемых фактов:

Они, случалось, залетали в наши места, но очень давно.

 

Вводных конструкций такого типа немного, они указывают на повторяемость, периодичность сообщаемых фактов или, наоборот, на их случайность, единичность: бывает, как обычно, как обычно бывает, как правило, случается, как водится, как иногда случается

Они, случалось, залетали в наши места, но очень давно.

Вводные конструкции, обращенные к собеседнику с целью привлечь его внимание, вызвать его отклик на высказывание, отличает наиболее неясное и неопределенное значение. Это такие конструкции как знаешь, знаете, знаете ли, понимаете, видите ли, изволите видеть (устаревшее), судите сами, согласитесь и др. По своему употреблению такие вводные конструкции похожи на частицы. Их употребление нередко вызвано взволнованностью говорящего или сбивчивостью его мыслей.

Однако, знаете, мы так долго ждали их прилета, что совершенно замерзли.

 

Вводные конструкции, указывающие на отношения между частями высказывания, по своему значению сближаются с союзами. Они могут указывать на следование одних фактов за другими при перечислении (во-первых, во-вторых и т.д.; наконец и др.)

Во-первых, они прилетают сюда очень редко.

Во-вторых, сегодня не очень хорошая погода.

 

Вводные конструкции напротив, наоборот, впрочем и др., правда (с оттенком уступительности) указывают на противопоставление содержания предложения предыдущему высказыванию:

Впрочем, мы все равно будем ждать их прилета.

Правда, в следующий раз постараемся подготовиться получше.

Вводные конструкции следовательно, значит, выходит, стало быть и др. могут показывать, что содержание предложения логически вытекает из предшествующего высказывания как его следствие:

Следовательно, наши шансы их увидеть сильно увеличатся.

 

С помощью вводной конструкции может также выражаться вывод, обобщение, заключение (итак, вообще, таким образом и др.)

Итак, будем готовиться и ждать их прилета.       

 

Вводные конструкции имеют сложную систему значений. Их употребление в речи не только оправданно, но и совершенно необходимо. Однако неумеренное и неуместное использование вводных конструкций (таких как, например, скажем, значит, так сказать, к примеру, понимаешь и других) делает речь неблагозвучной, косноязычной, а иногда и непонятной.

Вы все, наверняка (вводное слово!) слышали такую речь:

Идем, значит, мы, значит, с сестрой, значит, и видим, значит,

они, значит, летят...

 

Вводные конструкции в предложении выделяются интонацией. Они обычно произносятся пониженным тоном и отделяются паузами от членов предложения. Если вводная конструкция включена в середину предложения, то его интонация, так сказать, «размыкается».

На письме вводные конструкции выделяются запятыми, реже – тире.

 Рассмотрим случаи постановки запятых

 

Запятые

 

И скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землёю? - выражают чувства,
Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша. - степень уверенности,
Я, как уже сказано,никогда не отличался красноречием. - источник сообщения,
Впрочем, он был в душе добрый человек. - указывает на связь мыслей,
Нрава Татьяна была скромного или, лучше сказать,запуганного - способ оформления мыслей,
Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею? Вы уж, пожалуйста,не выдавайте меня. - призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание.

 

Если во вводной конструкции пропущено слово, то вместо одной запятой обычно ставится тире:

С одной стороны,сочинение интересно по своему содержанию, с другой – оно страдает неровностью изложения.

 

 

Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:

авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы

Не путайте водные слова с членами предложения (в качестве сказуемых или обстоятельств).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: