Аргументы к итоговому сочинению по направлению «Война и мир»

1. В книге «Война и мир» Л.Н. Толстой демонстрирует неприглядную сущность войны, далекую от парадов и подвигов. По его мнению, война — это бесчеловечное и противоправное деяние, которое попирает все достижения и ценности человека. Он описывает, как крестьяне, жившие вдоль Смоленской дороги, сжигают все свое достояние, чтобы оно не досталось врагу, как солдаты мерзнут и умирают от голода, преследуя таких же несчастных и полуживых людей. Последствия войны ничуть не лучше: настоящих героев быстро забывают, а карьеристы пользуются их достижениями. Таким образом, война не может быть благом или средством для его достижения, ведь она не ведет к справедливости, а порождает несправедливость.

2. В романе-эпопее «Тихий Дон» М.А. Шолохов показал, как война влияет на личность человека. Веселый и добрый Гришка Мелехов становится жестоким и угрюмым солдатом, который рубит шашкой правых и виноватых, угождая то одной, то другой власти. Если раньше Мелехов часто улыбался, шутил и был счастливым человеком, то после череды войн он опустился, осунулся, поседел, будучи совсем еще молодым мужчиной. Война забрала у него не только семью и дом, но и лучшие черты характера: стремление к правде, отзывчивость, доброту. В финале перед нами оказался опустошенный человек, у которого нет будущего.

3. М.А. Шолохов в рассказа «Судьба человека» доказал, что человек может остаться собой даже на войне. Его герой прошел через ужасные испытания: жестокие бои, потерю семьи, заключение в трудовом лагере. Но даже в таких жизненных обстоятельствах Андрей остался добрым и честным человеком, которому чужда жестокость на поле брани. Самым ярким эпизодом, подтверждающим это, является фрагмент, где Соколов делит полученную от Мюллера еду со своими товарищами.  Он сам очень голоден и еле стоит на ногах, но все равно делит провизию, понимая, что это правильно. Справедливость для него по-прежнему дороже, чем эгоистические потребности. Значит, даже суровые будни войны не сломили гордый дух настоящего человека, способного сохранить доброту для мирного времени и пронести ее через лишения и испытания.

4. В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» милые девушки становятся настоящими бойцами за Родину. Каждая из них имеет свои мотивы пойти на фронт: кто-то мстит за мужа, кто-то защищает семью, кто-то идеализирует войну и хочет найти на ней свое призвание. Но каждая из них приносит себя в жертву, защищая свою страну и помогая своему народу. Особенное впечатление производит эпизод, где Рита заканчивает жизнь самоубийством, чтобы спасти старшину. Понимая безвыходность положения, женщина делает своего сына сиротой, но спасает бойца, который еще может бороться и выполнить задание. Этот подвиг я считаю одним из самых знаменательных в мировой литературе.

5. Войны нельзя избежать, когда она стучится в твой дом. Это убедительно доказал В. Быков в повести «Сотников». Главный герой — не боец, а простой учитель. Он хилый и не умелый, солдат из него никудышный, но в тяжелом испытании он демонстрирует настоящую силу воли и преодолевает страх. На допросе с пытками он так и не выдал товарищей и принял смерть из рук мучителей, не предав родины. Сотников и ему подобные не хотели воевать и убивать людей, но в их страну вторглись враги, и выбора уже не осталось. Они не могли предать родную землю и отказаться от борьбы.

6. В романе М.А. Булгакова «Белая Гвардия» представлен пример исключительного милосердия на войне. Полковник Най-Турс, который командовал отрядом юнкеров, понял, что предстоит неравная битва, и распустил юношей перед боем. Петлюра и его банды были слишко опасными соперниками, и молодые ребята напрасно сложили бы жизни в этом поединке. Город они бы не защитили с таким силами, да и сам гетман покинул его. Най-Турс погиб в схватке, как честный офицер, но спас своих людей и стал настоящим героем для их семей. Даже на войне нужно оставаться милосердным, чтобы выиграть самый главный бой — противостояние со своими пороками.

7. Война никого не оставляет в стороне, и люди просто вынуждены принимать в ней участие. Герой повести В. Быкова «Обелиск» жил в оккупированном селе и пытался учить детей, несмотря на военные действия в округе. Сначала его назвали предателем, но потом партизаны поняли, что Алексей все это время помогал им, так как приносил информацию, провизию и оберегал детей. Но подростки все же решили повоевать и сделали неудачную диверсию. Нацисты предложили обменять задержанных детей на учителя, и Мороз добровольно сдался им, желая помочь воспитанникам любой ценой. Вплоть до своей казни он обнадеживал их и старался скрасить мучительное ожидание развязки. Мороз не был солдатом, но поступил как настоящий герой. Его подвиг — доказательство того, что победить в войне можно только нравственной силой, и она была у советского народа.

8. В произведении В. Распутина «Живи и помни» герой дезертировал с фронта. Андрей устал воевать в условиях голода и холода, не видел смысла рисковать собой, когда солдатам не могут обеспечить даже провизии. Он сбежал домой, и его супруга прикрывала побег мужа, рискуя собой. Ее могли задержать и казнить за помощь дезертиру, но Андрей под влиянием войны окончательно лишился совести и мужественности, поэтому охотно пользовался преданностью жены. Ужасные условия войны, ее жестокость и беспринципность сделали из Андрея эгоистичного труса. Деградация его личности протекала чудовищными темпами: он прятался в лесу и вел жизнь животного, обремененного только выживанием.

9. В романе Б. Васильева «В списках не значился» описывается начало Великой Отечественной войны. Читателю становится понятно, что человек на войне не выбирает своей судьбы, и уж точно не хочет биться с врагом. Она захлестывает его как стихия и не оставляет выбора. Николай Плужников только приехал на место службы, еще не успел зарегистрироваться, а уже начал оборонять крепость от неожиданного нападения нацистской Германии. В этой борьбе Николай потерял все: любовь, будущее, счастье и, в конце концов, искру жизни, которая поддерживала его сопротивление. Он и ему подобные не хотели войны, но им пришлось выступить в защиту Родины. Только такую войну и можно оправдать, потому что советские люди ни на кого не нападали, а просто защищали свои дома и семьи. Они не хотели этого, но обстоятельства вынудили их подчиниться суровой диалектике войны.


3.Образец сочинения. Тема сочинения: Что объединяет людей в годы войны?

Война – это самое ужасное событие, которое может случиться в истории человечества. Она несёт столько зла, мучений и смертей, что, кажется, люди в это страшное время должны ожесточиться, потерять человеческое достоинство. Но история учит нас иному. Именно в военные годы встречается огромное количество примеров человеческого самопожертвования, сострадания и героизма.

Совместная трагедия объединяет людей. В годы войны человек понимает, что он не одинок, что беда пришла в каждый дом, и только вместе со всеми можно справиться с ней. В литературных произведениях мы встречаем множество примеров тому, как в военное лихолетье люди помогали друг другу и объединялись общей целью – выжить и победить.

Много рассуждает на эту тему Л.Н.Толстой в романе «Война и мир». 1812 год показал силу русского народа, связанного воедино одним делом – прогнать французских завоевателей со своей земли. Писатель даже придумал образ для этой невероятной силы – «дубина народной войны». Дубина – это оружие простых людей. Она поднялась над французами и сокрушила их мощной силой. И сила эта была непобедима, потому что в борьбе с врагом сравнялись и объединились все. В одном строю стояли и дворяне, и крестьяне. Особенно это проявилось в партизанском движении, в котором участвовали люди всех сословий. Были среди партизан даже женщины и дети.

 


Такой же силой встал на пути врага наш народ и в годы Великой Отечественной войны. Советские люди не просто проявляли мужество и патриотизм. Мне кажется, что в жесточайшей войне их ещё спасали такие чувства, как доброта и взаимовыручка. Вот пример из рассказа М.Шолохова «Судьба человека». Андрею Соколову пришлось пережить страшные испытания. Особенно невыносимо было ему в концентрационном лагере. Голод, тяжелейший физический труд, издевательства фашистов должны были вытравить из несчастных пленников всё человеческое. По их мнению, измученные люди должны были потерять собственное достоинство, враждовать из-за крошки хлеба или более тёплого угла в бараке. Но этого не произошло. Люди поддерживали друг друга, как могли. После неожиданного подарка Мюллера Андрей должен был в ту же минуту съесть драгоценный хлеб с салом. Но настоящий русский солдат донёс эти сокровища до барака и приказал поделить всем поровну.

Такие примеры доказывают невероятную силу единения сограждан в годы войны. Не зря говорят, что беда объединяет людей, делает их роднее. Действительно, люди, пережившие одно горе, перенёсшие одинаковые трудности, способны легко понять друг друга. Им не нужно объяснять, какая помощь нужна собрату по несчастью. Народная пословица гласит: «Без беды и добра не бывает». Литературные герои и воспоминания очевидцев военных событий доказывают эту мысль. В военные годы люди были свидетелями не только ужасных преступлений против человечности, но и бесконечного сострадания и гуманизма.

 



Домашнее задание.

1. Подготовить цитаты по всем тематическим направлениям:

1.«Война и мир»

  2.«Добро и зло»

  3.«Гордость и смирение»

4.«Он и она»

5.«Надежда и отчаяние»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: