Народная песня - основа композиторской музыки

 

1. Вторая жизнь песни - Живительный родник творчества

В начале, мне хотелось бы задать тебе вопрос: «Как ты понимаешь смысл выражения «Живительный родник творчества».

Свои размышления напиши в своём сочинении. (письменно)

Ты знаком с музыкальным народным творчеством, с различными жанрами. А как композиторы создают музыку? Что является фундаментом, основой их произведений? Согласись, народная музыка появилась раньше композиторской.

В XVIII в. впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как к источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: в опере, симфонии, концерте.

Вот что говорил о значении народного творчества С. В. Рахманинов:

«Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни... У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».

Действительно, связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт и борьбу русского народа за свободу, его думы и чаяния, глубоки и многосторонни.

К песне как к живительному роднику творчества, новых идей и вдохновения обращались композиторы разных поколений. Включая любимые народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, композиторы давали им вторую жизнь.

Так, Петр Ильич Чайковский (1840— 1893) в «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки известной русской народной песни-пляски «Камаринская». Ав пьесе «В церкви» повторил подлинно церковный напев

 В финале Концерта № 1 для фортепиано с оркестром композитор мастерски обработал мелодию украинской песенки-веснянки.  

 

 

Н.А Римский-Корсаков в сцену «Проводы Масленицы» из оперы-сказки «Снегурочка» включил народные мелодии.   

 

 

 

Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С. Рахманинова построена на интонациях колокольных звонов.

 

 

Многочисленные жанры песенного фольклора, инструментальные народные наигрыши, а также церковные песнопения, колокольные звоны давали повод многим композиторам для создания новых, оригинальных по замыслу и необычных по форме произведений.

 

 

 

Обрати внимание на красо­ту женского облика в картине К. Васильева "Ожидание" и в то же время на напряженность, тревогу, которая чувствуется в ее взгляде. Может быть,  на картине изображен момент, свя­занный с обрядом крещенского гадания («...раз в крещенский вечерок девушки гадали...» — В. Жуковский), с ожиданием девушкой своей судьбы, своего суженого.

 

Подумай и ответь на вопросы:

1.Что могло быть до момента, который мы видим?

2.Что мо­жет произойти после него?

3. Есть ли контраст в картине?

 

Да, контраст обнаруживается между теплым колоритом выступа­ющего из темноты и освещенного огнем свечи лица девушки и его обрамлением холодным цветом зимнего узора на окне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: