Классическая Соната — произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатно-симфонического цикла

Части цикла контрастны по характеру, темпу, размеру, но связаны общим замыслом. В классической сонате 3 части:

· I часть — активная, энергичная, быстрая, пишется в сонатной форме (её часто называют формой сонатного allegro, т. е. формой первой – быстрой – части).

· II часть — медленная, лирическая или созерцательная по характеру. Она может быть написана в разных формах.

· III часть — быстрый, яркий, живой финал, часто бывает написан в форме рондо.

Пример: Й. Гайдн. Соната e moll, Л. Бетховен. «Патетическая соната» и др.

Сонатная форма состоит из трех крупных разделов: экспозиции, разработки и репризы.

Экспозиция основана на 2-х разделах: Главная партия (включает Главную тему и связующий раздел) и Побочная партия (включает Побочную тему и заключительный раздел). Связующий и заключительный разделы могут иметь самостоятельные темы. Образы главной и побочной тем контрастно дополняют друг друга или противопоставляются один другому.

Главная тема обычно активная, энергичная, решительная, звучит в основной тональности.

Побочная тема более мягкая, напевная, грациозная, звучит в тональности доминанты или параллельной.

Связующий раздел (тема) — часть главной партии, в котором осуществляется переход из тональности главной темы в тональность побочной темы.

Заключительная раздел (тема) — часть побочной партии, завершающий экспозицию и утверждающий тональность побочной темы.

В разработке происходит развитие тем экспозиции (дробление основных тем на отдельные фразы или мотивы, используются частые секвенции, модуляции, контрастные сопоставления образов). Развитие музыки активизируется, характер звучания становится драматичным, здесь звучит одна из главных кульминаций всей музыкальной формы.

В репризе темы экспозиции повторяются в прежнем порядке, но теперь обе главные темы звучат в основной тональности.

В сонатной форме могут быть вступление и кода.

СИМФОНИЯ — это произведение для симфонического оркестра, написанное в форме сонатно-симфонического цикла.

Классическая симфония обычно состоит из 4-х частей. Части располагаются следующим образом:

· I часть — активная, энергичная, быстрая. Это сонатная форма (сонатное Allegro).

· II часть — медленная, лирическая. Форма может быть различной.

· III часть — Менуэт, обычно пишется в трехчастной репризной форме (часто – в сложной трёхчастной форме). Начиная с Бетховена — Скерцо; с Берлиоза — Вальс.

· IV часть — Финал, Пишется в форме рондо (ABACA) или в форме рондо-сонаты (ABACABA, где разделы А и В выполняют роль Главной и Побочной партии, в начале они звучат в разных тональностях, а в конце – в основной тональности).

Пример: Й. Гайдн. Симфония Es dur «С тремоло литавр»; В. Моцарт. Симфония № 40 g­moll; Л. Бетховен. Симфония № 5 c-moll.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: