Трехчастная форма — бывает простая и сложная

Вопросы к экзамену по музыкальной литературе

 8 класс

Формы музыкальных произведений

 

Музыкальные формы необходимы для четкого выражения определенных мыслей и настроений, для облегчения восприятия произведения, для организации крупных построений (сюита, соната, симфония, опера, балет).

 

Музыкальная форма — это порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении.

Мотив (от латинского «двигаю») — самое маленькое построение в музыкальной речи. Так называется наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным — от одного-двух звуков до целого такта.

Фраза (по гречески – «выражение») — более крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько мотивов.

Предложение — относительно законченное музыкальное построение, состоящее из двух или нескольких фраз. Предложение завершается кадансом.

Каданс (от латинского «оканчиваюсь») — заключительный музыкальный оборот.

 

ПЕРИОДэто самая маленькая одночастная музыкальная форма (A).  Период, как правило, состоит из 2-х предложений с различными каденциями. Различают период однотональный (который начинается и заканчивается в одной тональности) и модулирующий (который начинается в одной тональности, а заканчивается в другой тональности), повторного строения (в котором предложения начинаются одинаково, а заканчиваются по-разному — ab-ac) и не повторного строения (который состоит из разных предложений ab-cd), квадратный (8 тактов) и не квадратный (от 5 тактов).

Иногда период имеет дополнительный раздел, который звучит как музыкальное послесловие. Такой раздел называется дополнением. Примеры: Шопен. Прелюдия A dur, прелюдия c-moll.

ПРОСТАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА — музыкальная форма, состоящая из двух периодов. Она встречается двух видов — 1) с двумя различными периодами по схеме AB, и 2) с повторением предложения из первого периода по схеме АА1 (aa ba) — она получила название двухчастной репризной формы.

В двухчастной форме часто строится куплет песни – запев (первый период) и припев (второй период). Пример: В. Соловьёв-Седой. «Вечер на рейде», В. Шаинский. «Песенка крокодила Гены» (Пусть бегут неуклюже…)

 

ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА — бывает простая и сложная.

Простая трехчастная форма — музыкальная форма, состоящая из трех периодов. Она бывает с репризой и без репризы.

Трехчастная форма без репризы состоит из трех различных периодов. Схема формы АВС.

Пример: С. Рахманинов. «Итальянская полька».

Трехчастная форма с репризой — это форма, в которой третий раздел повторяет первый. Схема формы АВА.

Пример: Р. Шуман. Альбом для юношества. «Смелый наездник».

Сложная трехчастная форма – это форма, состоящая из трех простых форм:

· из трёхчастных: АВА-СDС - АВА. Такую форму часто имеют менуэты классических симфоний, например: В. Моцарт. Менуэт из симфонии № 40 соль минор.

· из двухчастных: АВ-СD - АВ.  Иногда используется сокращенный вариант формы АВ-С-АВ. Пример: П.Чайковский. «Детский альбом». Вальс.

 

РОНДО  (в переводе с французского означает «круг, хоровод, круговая хороводная песня») — это форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами. Схема формы ABACA, где Aрефрен (по-французски – «припев»), он должен прозвучать не менее 3-х раз и может иметь любую простую форму: период, двухчастную или трехчастную. Между повторениями рефрена звучат различные музыкальные построения, которые называются эпизодами (B и C).

Пример: М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила». (Рефрен: «Близок уж час торжества моего, ненавистный соперник уйдёт далеко от нас»).

 

♫ (Особый вид рондо встречается в III части (финале) Сонаты A dur В. Моцарта, известной под названием «Турецкий марш» или, что более точно, — Rondo a la Turca, т. е. рондо в турецком стиле. Форма этой части может быть выражена схемой AB-CB-AB+Coda. Такую форму можно назвать сложной трёхчастной с повторяющимся припевом (В), что придаёт ей черты рондо).

 

ВАРИАЦИИ ( от латинского «изменение, разнообразие») — музыкальная форма, которая состоит из темы (A) и её измененных повторений. Схема — А-А1-А2-А3-А4...  (Или: Тема, Вар.1, Вар.2, Вар.3…) Тема может быть сочинена самим композитором, заимствована из народной музыки или произведения другого композитора. Она пишется в любой простой форме: периода, двухчастной или трехчастной. Далее тема повторяется с различными изменениями.

Тип вариаций зависит от того, каким способом и насколько сильно изменяется тема.

Разновидности вариаций:

· Вариации на неизменный бас (basso ostinato) или старинные вариации были известныеще в XVI веке в Европе. Они основывались на постоянном повторении темы в басу и на варьировании только верхних голосов. Пример: И.С. Бах. Пассакалия c-moll для органа. (Неизменная тема в басу исполняется на педалях органа).

· Вариации на неизменную мелодию (soprano ostinato) основывались на повторении мелодии без изменений и варьировании сопровождения. Такой тип вариаций ввёл в русскую классическую музыку М.И. Глинка, поэтому иногда они называются «глинкинские».

Пример: М. Глинка. Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила».

· Классические или строгие вариации сложились в творчестве венских классиков. Правила строгих вариаций: сохранение общих контуров темы, ее формы и гармонии. В последующих вариациях меняется мелодия, лад, тональность, фактура.

Пример: В. Моцарт, Соната А dur, I часть.

· Свободные или романтические вариации появились во второй половине XIX века. Здесь каждая вариация является практически самостоятельной пьесой и связь ее с темой очень слабая.

Таким образом, по степени изменения темы можно выделить 3 типа вариаций:

1. Остинатные, то есть с неизменной темой.

2. Строгие или классические, где тема всегда узнаваема.

3. Свободные или романтические, где тема меняется до неузнаваемости.

Двойные вариации — это вариации на две темы, которые варьируются поочередно. Схема формы АВ-А1В12В23В3...

Такая форма используется во вторых частях симфонии № 103 Гайдна («С тремоло литавр»), симфонии №5 Бетховена.

Другая схема двойных вариаций: А- А123 – В- В123

Пример: М. Глинка, «Камаринская». Здесь первая тема А – русская народная песня «Из-за гор, гор высоких» и вторая тема В – плясовая камаринская.

Вариации могут быть самостоятельным произведением (тема с вариациями) или частью любой другой крупной формы.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ — это большое многочастное произведение, в котором части располагаются в определенном порядке. Циклы бывают двух видов: сюитный и сонатно - симфонический.

СЮИТА  в переводес французского обозначает «ряд, последовательность, вереница»). Она основана на контрастном чередовании разных танцев, объединенных общей тональностью. Первые сюиты появились в эпоху Средневековья.

· Старинная сюита состояла из двух контрастных по темпу и характеру танцев — медленной, величественной паваны (танец испанско-итальянского происхождения) и подвижной итальяно-французской гальярды.

· Классическая сюита сформировалась в эпоху зрелого Барокко в середине XVIII века. Четыре обязательных танца (аллеманда, куранта, сарабанда, жига) во времена Баха уже считались устаревшими, предназначенными только для слушания. Они чередовались с современными для эпохи Барокко танцами (гавот, бурре, паспье, ригодон, менуэт и др.) и нетанцевальными пьесами (увертюра, ария, токката, фантазия, вариация и др.).

Обязательные танцы сюиты имеют следующие характерные черты:

Аллеманда — старинный танец-шествие. Название танца переводится с французского как «немецкий». Музыка танца спокойная, размер четный, мелодия плавная.

Куранта в переводе с французского означает «текущая», «бегущая». В сюитах встречается 2 вида куранты:

a) французская — в умеренном темпе, размере 3/2 и 6/4, с плавными торжественными мелодиями;

b) итальянская — в быстром темпе, размере 3/4 и 3/8, со сложным ритмически рисунком.

Сарабанда — старинный испанский танец в размере 3/4 с акцентом на второй и третьей доле. Музыка сарабанды имеет суровый, мрачный характер, исполняется в медленном темпе.

Жига — старинный ирландский танец. Музыка отличается быстрым темпом, триольным движением в размерах 6/8 или 12/8. Танец исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за необычайно выпуклую форму корпуса скрипки прозвали «жига», что означает «окорок». Это слово и стало названием танца.

Пример: И.С. Бах. Французская сюита c moll.

           Г.Ф. Гендель. Сюита d moll.

 

Во второй половине XIX века возник особый вид сюит из фрагментов опер, балетов или музыки к спектаклю.

Примеры:

П. Чайковский. Сюита из балета «Щелкунчик» (Трепак, Китайский танец «Чай», Арабский танец «Кофе», Танец Феи Драже, Вальс цветов),

Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт». (Утро, Смерть Озе, Танец Анитры, В пещере горного короля, Песня Сольвейг).

СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ («соната» – «звучать», «симфония» – «созвучие») — это очень сложная многочастная музыкальная форма. В этой форме композиторы пишут симфонии, концерты и инструментальные ансамбли (трио, квартеты, квинтеты и другие). Классический сонатно-симфонический цикл сложился в творчестве венских классиков: Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена. За каждой частью сонатно-симфонического цикла закрепляется определенный характер, темп. Все части имеют свое место в цикле и исполняют в нем определенную роль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: