Храмы: молитва в камне

Застывшая музыка

Сложно ли понимать искусство? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Но, думаю, количество людей, разочаровавшихся в достопримечательностях той или иной страны, достаточно велико. Увы, отсутствие опыта общения с искусством и ограниченность кругозора способны оставить этим людям единственное удовольствие - фотографирование себя на фоне тех самых достопримечательностей. Нам сегодня тоже предстоит путешествие: экскурсия в историю искусства. Надеюсь, что она будет познавательна и полезна. А начнём мы издалека.

Марк Витрувий  Поллион, живший в Древнем Риме ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он обозначил жёсткие требования, предъявляемые к образованию людей, решивших связать себя с этим видом деятельности. Как вы думаете, о какой профессии идёт речь?

“... он должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах...”

Есть ли какие-то предположения?

 О людях какой профессии идёт речь? (ответ)

Открою вам секрет: Витрувий говорил об архитекторах. В своих книгах древнеримский строитель и инженер поясняет своим читателям: архитектор должен знать, как выбрать место для постройки дома и целого города, располагать сведениями о том, как выбрать лучшие материалы и понимать, где их добыть, знать, как обнаружить воду и провести водопровод, уметь смастерить солнечные и водяные часы. Но согласитесь, самая загадочная роль в этом списке отведена музыке, хотя она внесена в этот перечень профессиональных требований к архитекторам абсолютно справедливо. Почему? Ответ на этот вопрос впереди. Тема сегодняшнего урока - “Застывшая музыка”.

Фраза “Архитектура – это застывшая музыка” принадлежит немецкому философу Фридриху Шеллингу. Так что же общего у музыки и архитектуры?

Давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства родственные связи.

За время своего существования человечество научилось многому, удивительным образом сблизив мастерство архитектора и композитора. Перед вами небольшой “архитектурный” фотоальбом. Слева на слайде -12 элементов музыкальной речи, полоса внизу страницы будет отвечать за “перевод” музыкальных понятий на язык архитектуры, а в центре вы увидите фотографию, которую я подобрала для каждого элемента выразительности.

 

 

Поиск соответствий:

мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии очертаний храма, соответствующие русской песенности;

гармония (консонанс, диссонанс) – здесь “благозвучие”, красивое сочетание, всего “в меру”;

фактура (мелодия и аккомпанемент, аккордовая, полифоническая) – слева есть главное и второстепенное (мелодия и аккомпанемент, ветка березы на переднем плане, а церковь на заднем), а справа ощущение созвучия, аккорда;

ритм (порядок) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;

лад (мажор, минор) – настроение зависит от индивидуального восприятия здания или событий, связанных с ним;

тембр (окраска звука) – здание на фото имеет свои национальные черты, можно представить народный музыкальный инструмент или народную песню;

динамика (громкость) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки;

орнаментика (украшения) – “кружевное” здание, очень обильно, с выдумкой украшено;

форма (построение) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно.

Итак, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы.

Музыкальные театры.

Так же, как в музыке, у каждого архитектурного сооружения свой проект и своё предназначение: в одних удобно жить, в других принято совершать молитву, в- третьих – предаваться зрелищам. Как вы думаете, что изначально отличает жилой дом от театра?

(Величина здания, наличие в театре сцены, разница в оформлении, дом – это личная территория, на которую можно запретить вход посторонним).

Не прозвучал ещё один важный момент. Давайте вновь прибегнем к книге Витрувия, который в I веке до н.э. пишет об архитекторах прошлого:

Устраивая театры, древние устанавливали в нишах под скамьями медные сосуды, звучащие с определённой высотой звука, составляя из них музыкальные созвучия. Попадая в унисон со звучанием сосуда, голос актёра становился более ясным и приятным”.

Думаю, это изобретение смело можно назвать первым в истории человечества рукотворным микрофоном. Оно говорит не только о музыкальной грамотности архитекторов, но и о владении древними людьми наукой о звуке, именуемой “акустика”. Так что ещё отличает театр от любых других зданий? (Громкость извлекаемых в нём звуков, акустика) Верно. Причём, звучание театров не бесконтрольно, как, например, в пещере, где мы услышали бы многократно повторяющееся эхо от каждого слова. По сути, здание любого театра – большой музыкальный инструмент.

В греческом городе Эпидавр есть один из крупнейших античных театров, построенный в 4 веке до нашей эры. История этого сооружения неожиданна и удивительна: в те далёкие времена здесь... лечили людей. Театр, как считали древние греки, был просто необходим для выздоровления. Представления, в которых участвовали актёры, хор и танцовщики, прописывали пациентам, как лекарства, дополняя ими обычные методы врачевания. Древнегреческие архитекторы позаботились о том, чтобы каждый зритель получал лечение в равной степени: шёпот актёров, звон падающей монеты, каждый шорох на сцене – даже они не ускользали от слуха посетителей.

А как вы с точки зрения современного человека оцениваете подобные методы лечения искусством? Были ли древние греки в чём-то правы или они заблуждались?

(Древнегреческие врачи при помощи театра отвлекали человека от мрачных мыслей и болезни, поднимали искусством настроение и показывали героев, которым нужно подражать)

Верно! И грядущие века лишь утвердят человечество в эффективности этих методов.

Храмы: молитва в камне.

Но среди всех архитектурных сооружений есть особенные: люди приходят в их стены не ради зрелищ или возвеличивания, а для того, чтобы остаться наедине со своей душой. И совсем не важно, что остаётся по ту сторону: повозки, запряжённые лошадьми, или метро; не имеет никакого значения, что высится по соседству – средневековые замки или небоскрёбы, потому что время здесь исчисляется не минутами и часами, а веками и вечными ценностями.

Существуют разные религии, но, несмотря на различные религиозные традиции, они утверждают людей в главном: не убей, не укради, возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.Эти законы складывались тысячелетиями. Приносящего зло не оправдывает ни одна религия. Храмы призваны научить людей жить в мире друг с другом и с самим собой. Всё здесь – особый язык символов.

Вы видите западноевропейский готический собор, устремлённый своими острыми шпилями в небо, как символ стремления души ввысь. Люди, которые приходят в них с молитвой, - христиане-католики.

 

Католические соборы существуют со времён Средневековья: очень высокие, строгие, с вытянутыми стрельчатыми окнами и порталами. Григорианский хорал сопровождал католическую службу на протяжении нескольких веков. A capella – так называется пение без инструментального сопровождения. В начале IX века в служение католической церкви вводится самый большой в мире музыкальный инструмент – орган. Теперь здесь стало возможным услышать не только хор в его сопровождении, но и самостоятельное звучание “короля инструментов”.

 

 

Орган так велик, что давно уже стал частью архитектуры католического храма, в пространство которого его встраивают. Многоголосная органная музыка и сама во многом похожа на архитектуру: тяжеловесные “фундаменты” басов, целые башни из повторяющихся в разных регистрах мелодий-тем, возводящих звуковые города, а может и целые Вселенные. Этот духовой музыкальный инструмент состоит из нескольких тысяч труб, потому всегда звучит величественно и властно.

Многоцветные витражи, возвышающиеся кружевные орнаменты алтаря, скульптуры святых, будто готовые в любой момент ожить – всё это, в сочетании с органной музыкой, производит на слушателей огромное впечатление.

 

 

Одним из величайших “архитекторов” музыки признан немецкий композитор И.С.Бах – удивительный композитор, чьи творения пережили произведения, созданные и до его рождения, и веками позже. Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития из сплетения равноправных мелодий, - настоящий экзамен для слушателя.

 

 

 А здесь вы видите христианский православный храм. Присмотритесь: его купола имеют особую форму, напоминающую спокойное пламя церковных свечей. Они -  символ молитвенного горения христиан, их веры в единение с Богом, способное через человеческую душу принести в окружающий мир мудрость и благополучие. Если мы войдём в эти храмы, то сразу почувствуем, что здесь в едином целом объединились и прошлое, и настоящее, и будущее.

 

Как вы думаете, если “архитектура – это застывшая музыка”, то кто бы мог быть исполнителем этой музыки?

(Хор)

Согласна, но лишь отчасти. Обратите внимание на два отличающихся купола: это не просто хор, а хор... (с солистами) И куда бы мы ни бросили взгляд, - везде единение меньших куполов вокруг главных. С конца X века над русскими православными храмами звонят колокола, созывая на церковную службу и возвещая о великих религиозных праздниках.

 

 

Если бы Витрувий  Поллион жил не в Древнем Риме, а в одном из княжеств Киевской Руси, то его трактат назывался бы не “Десять книг об архитектуре”, а “Десять книг о зодчестве”, потому что именно зодчими именовали на Руси строителей. Каждый русский город, каждое селение начинались с возведения церкви.

“Здесь городу начало. Стоять ему в веках”

Знакомы ли вам эти слова? (они высечены на камне у главного храма Борисоглебска – у храма святых Бориса и Глеба)

До X века все храмы на Руси были деревянными, позднее их станут строить из камня, но в них, как и в их деревянных предшественниках, сохранится особый архитектурный “почерк” - многоглавие. Перед вами удивительный, сохранившийся чудом памятник деревянного зодчества, расположенный на острове Кижи в Карелии – 22-х главая церковь Преображения Господня.

 

 

 

 

В православных храмах мы не услышим никаких музыкальных инструментов. Таинство, проходящее здесь уже более тысячи лет с момента возникновения христианства на Руси, ведётся в сопровождении хора a capella на церковно-славянском языке. Характерная черта русского православного пения – многоголосие, в которое включены сольные части, исполняемые священнослужителями.

Храм – особенное место. Он словно огромная открытая книга, но вместо букв в ней росписи и иконы, мозаика и предметы церковной утвари, повествующие о библейских событиях и житиях святых. Вместе с читаемым нараспев священным писанием, хоровым церковным пением и проповедями священников, такое обустройство во все времена делало его понимаемым и открытым даже для абсолютно неграмотных людей. Уже в наши дни этому сложному сплетению нескольких видов искусств в единое целое дадут название – “синтез искусств”. Храмовое искусство - одна из вершин такого союза.

Подводя итог нашему сегодняшнему исследованию, мне бы хотелось, чтобы вы рассмотрели музыку и архитектуру с позиции новых знаний и обратили внимание на процесс рождения музыкального произведения и архитектурного сооружения.

Домашнее задание.

Прочитайте стр. 126-131 учебника. Рассмотрите иллюстрации (помните, где находится список иллюстраций в нашем учебнике?)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: