Г.
Тема № 98. А. Блок. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками.
Учебник. Русский язык и литература,11 класс, базовый уровень, в 2-х частях, Часть1, под ред. В.П.Журавлева, 3-е издание, М.: Просвещение, 2016 г.
Домашнее задание. Изучить стр.226, можно использовать методический материл. Прочитать поэму. Написать анализ поэмы в тетрадь.
Методический материал
Краткое содержание «12»
Поэма «12» Блока была написана в январе 1918 года. Произведение стало откликом писателя на события Октябрьской революции. Поэма А. Блока «Двенадцать» является одним из самых ярких произведений русской литературы эпохи символизма.
События поэмы разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.
Главные герои
Отряд из двенадцати – красногвардейцы.
Ванька – бывший красногвардеец, ставший солдатом.
Катька – гулящая девка, была убита Петрухой во время перестрелки.
|
|
Петруха – один из отряда двенадцати, любил Катьку, но убил ее.
Краткое содержание
1
«Черный вечер. Белый снег. Ветер». Метель и гололедица, прохожие «не стоят на ногах», перемещаться очень тяжело. Между зданиями протянут канат с плакатом: «Вся власть Учредительному Собранию!».
Проходящая мимо старушка «убивается – плачет». Она не понимает, зачем нужно было «такой огромный лоскут» пускать на плакат, ведь из него можно было бы сделать портянки стольким «раздетым, разутым» ребятам. Старушка возмущается, что «большевики загонят в гроб».
На улице встречается и «буржуй», который от холода прячет нос в воротник, и писатель, скандирующий о том, что погибла Россия. Мимо сугроба, «сторонкой», проходит «невеселый товарищ поп», а раньше ходил брюхом вперед и оно «крестом сияло» на народ. Барыня, жалуясь другой о том, что ей пришлось много плакать, поскальзывается и падает.
«Ветер веселый
И зол, и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит».
Ветер «рвет, мнет и носит» плакат. Издалека доносятся слова проституток, которые именно в этом здании обсудили и постановили, сколько с кого брать за время и за ночь.
Поздний вечер, на улице пусто, только «один бродяга сутулится» и ветер свищет.
2
«Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек» с винтовками. Автор отмечает, что им «на спину б надо бубновый туз» – знак, отличающий ссыльных каторжан.
В это время в кабаке с Катькой сидит «сукин сын, буржуй» Ванька, который раньше был тоже революционером, но теперь стал солдатом.
Шагая вперед, двенадцать человек держат революционный шаг, помнят, что «не дремлет враг».
|
|
«Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем‑ка пулей в Святую Русь [тесть, в «старую» Русь] –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!»
3
Отряд из двенадцати исполняет песню. В ней идет речь о том, как «наши ребята» пошли служить в Красную гвардию. «Служить – буйну голову сложить!».
В рваных «пальтишках» и с австрийскими ружьями они готовы «на горе всем буржуям» раздуть «мировой пожар в крови», заручаясь помощью у высших сил: «Господи, благослови!».
4
Метель. Ванька с Катькой спешат, едут «на оглобельках» экипажа «лихача». Ванька в солдатской шинели, с черными усами, плечист. Он обнимает Катю, «заговаривает», называя ее «толстоморденькой».
5
Ванька напоминает Кате о ее прошлом. У нее на шее не зажил еще шрам от ножа, свежа и «царапина» под грудью. Напоминает ей, как она ходила в кружевном белье и «блудила с офицерами». Один из тех офицеров «не ушел от ножа» – она его убила.
«Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала,
С юнкерьем гулять ходила –
С солдатьем теперь пошла?».
И просит ее «согрешить» с ним – «будет легче для души».
6
Экипаж, на котором едут Ванька с Катькой, сталкивается с двенадцатью. Красноармейцы налетают на Ваньку. Начинают стрелять, крича: «будешь знать, как с девочкой чужой гулять». Ваньке и лихачу удается сбежать. Катька же умирает в перестрелке – ее убил Петруха. Девушку так и бросают: «лежи ты, падаль, на снегу».
7
Двенадцать продвигаются дальше. Только у убийцы, Петрухи, «не видать совсем лица». Он жалеет о смерти Катьки, так как он ее любил – «ночки черные, хмельные с этой девкой проводил». Товарищи говорят ему, чтобы он перестал «выворачивать душу наизнанку», он же не «баба», и держал над собой контроль: «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой!».
Он опять веселеет – двенадцать идут «позабавиться».
«Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!»
8
Красноармеец убивает «буржуя» ножичком «за зазнобушку, чернобровушку…» и молится за упокой ее души. Но после кровавой сцены убийце «скучно».
9
На перекрестке стоит «голодный и безмолвный буржуй», упрятав в воротник нос, возле него – «паршивый пес» с поджатым хвостом.
«И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним [буржуем], поджавши хвост».
10
Разыгралась вьюга – за четыре шага ничего не видно. Товарищи спрашивают у Петьки, который постоянно обращается к Богу: от чего же спасал его «золотой иконостас»? Они называют Петьку «бессознательным», ведь у него уже все равно «руки в крови», а значит, Бог не поможет. И напоминают, что нужно держать революционный шаг – «близок враг неугомонный».
11
«…И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…»
В глаза ветром «бьется красный флаг». Все ожидают, что скоро «проснется лютый враг». Вьюга «пылит им в очи», но рабочий народ движется вперед.
12
Двенадцать замечают, что впереди кто-то машет красным флагом. Они обращаются к идущему, но никто не отвечает.
За двенадцатью ковыляет «нищий пес голодный». Идущие пытаются прогнать штыком то ли пса, то ли «старый мир». Но «волк голодный», «пес безродный» скалит зубы и не отстает.
Революционеры приказывают идущему впереди с красным флагом выйти, не прятаться за сугроб, иначе они будут стрелять. Раздаются выстрелы. Но «только вьюга долгим смехом заливается в снегах».
Двенадцать продолжают идти «державным шагом». Позади них – голодный пес.
«Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим»
«В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос»
Заключение
В поэме «Двенадцать» Блок противопоставляет отряд из двенадцати красногвардейцев другим, встречающимся на улицах города персонажам – старушке, буржую, барыне, товарищу попу и остальным. Они являются частью «старого мира». Отряд из двенадцати – представители «нового мира», за которыми плетется, скаля зубы, «старый мир» в образе пса. Фигура Христа в поэме неоднозначна – даже сам Блок не мог до конца объяснить сложную символику этого образа.
|
|
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Двенадцать.
Год написания – январь 1918 года.
История создания – толчком к написанию поэмы послужили революционные события.
Тема – революция.
Композиция – зеркальная. Поэма делится на 12 глав, представляющие собой экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог.
Жанр – поэма с элементами других жанров, указывающих на динамичность и стихийность событий.
Направление – символизм с реалистическими чертами.
История создания (более расширенный анализ)
А. А. Блок начал работу над поэмой «Двенадцать» в процессе революционных событий. Именно они стали поводом для написания произведения. А. А. Блок работал интенсивно: всего за несколько дней была написана целая поэма, а редактировалась она около одного месяца. 18 февраля 1918 года поэма «Двенадцать» была напечатана в газете «Знамя труда», а уже в мае была издана отдельной книгой.
Тема
В поэме А. А. Блока «Двенадцать» отчетливо звучит тема революции. Все образы связаны с противопоставлением нового мира и мира старого, которому больше нет места на земле.
Композиция
Поэма «Двенадцать» содержит в себе 12 глав. Композиционно произведение имеет экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог. С помощью экспозиции читатель помещается в атмосферу революционного времени. Во второй главе, являющейся завязкой, читатели знакомятся с основными героями поэмы, судьбы которых узнаются в следующих главах. Кульминацией является шестая глава, в которой происходит убийство Катьки.
Особенность композиции «Двенадцати» заключается в ее зеркальности. Идет перекличка по главам как сюжетно, так и образно.
Жанр
Сам А. А. Блок кратко определяет свое произведение как поэму. Однако в нем есть признаки и других жанров, что помогает раскрыть авторский замысел: подчеркивается стихийность событий, их хаотичность, противоречия революции. В поэме «Двенадцать» наблюдаются жанры романсов, песен, маршей, декламаций, частушек, лозунгов, молитв. Сочетание религиозных, народных и революционных жанров позволяет говорить о том, что жанровое своеобразие заключается в стилистическом приеме оксюморона.
|
|
Направление
Анализ поэмы «Двенадцать» невозможен без понимания такого литературного направления, как символизм. В произведении А. А. Блока ярко отразились основные черты данного направления: использование большого количества образов-символов, олицетворяющих как революцию в целом (метель, ветер, вьюга, ураган), так и новый мир (красноармейцы, плакаты) со старым миром (буржуи, «пес паршивый»). Прослеживаются в поэме и черты реалистического направления, так как автор изображает события исторического характера.
Блоковская поэма “Двенадцать” была подвергнута критике со всех сторон сразу после опубликования. Бывшие товарищи по поэтическому цеху и противники, белые и красные – все нашли веский аргумент, чтобы бросить в автора и его новаторское произведение камень.
В штыки приняли содержание, новый стиль и язык поэмы представители читающей и пишущей интеллигенции. На митинге-концерте в поддержку жертв большевистского террора в адрес Блока скандировали “Изменник”, хотя он лично не присутствовал в зале.
Новая “красная” власть в лице О. Д. Каменева, комиссара театрального отдела, не советовала читать поэму вслух, так как заключительный образ Христа не вписывался в революционную атеистическую модель общества.
Белая власть устами Колчака грозилась повесить автора “Двенадцати” за кощунство, когда будет взята Москва.
Обсуждали поэму и в узких кругах. На одном таком домашнем собрании Н. Гумилёв утверждал, что своей поэмой Блок послужил Антихристу и вторично распял Христа.
Среди общего непонимания и жестоких нападок Блоку надо было немалое мужество устоять в уверенности, что он сделал правильный шаг, написав поэму о революции.
«ДВЕНАДЦАТЬ» В ОЦЕНКЕ СОВРЕМЕННИКОВ
поэма блок символический революция
Мы умираем, а искусство остается.
А. Блок
Поэма “Двенадцать” широко распространилась по всей стране, перепечатывалась в провинциальных изданиях, многократно издавалась отдельно и вызвала весьма оживленное обсуждение в печати. Вскоре же стали появляться многочисленные переводы поэмы почти на все языки мира (даже на языке “эсперанто”). Поэма выходила в Париже, Милане, Лондоне, Варшаве, Берлине, Праге, Мехико, Пекине, Токио и т. д.
Поэма подверглась самым различным, иногда прямо противоположным толкованиям, применительно к условиям и обстановке происходившей в стране идейно-политической борьбы. Маяковский после смерти Блока писал: “Одни видели в этой поэме сатиру на революцию, другие - славу ей...”. Или вот еще одно свидетельство современника: “Трудно описать споры, которые кипели вокруг поэмы... Контрреволюционеры, саботажники искали в этой поэме издевки, скрытой иронии над ненавистной им революцией, изуверы, мистики орали о кощунстве, которое усмотрели в последней строфе поэмы”.
А как отнеслись к поэме другие “мастера культуры” - известные писатели и знатоки искусства?
Можно сказать, что они были напуганы. Андрей Белый счел необходимым предостеречь Блока: “По-моему, Ты слишком неосторожно берешь иные ноты. Помни - Тебе не “простят” “никогда”. Кое-чему из Твоих фельетонов в “Знамени труда” и не сочувствую, но поражаюсь отвагой и мужеством Твоим. Помни: Ты всем нам нужен в... еще более трудном будущем нашем... Будь мудр: соединяй с отвагой и осторожность”.
Поэт В. Пяст, обязанный Блоку своим положением в литературе, кичился тем, что “перестал подавать ему руку” и старался как можно шире разрекламировать свой геройский поступок. Это не помешало Пясту сразу же после смерти Блока выступить с “дружескими воспоминаниями”, в которых он убеждал читателя, что “Двенадцать” были написаны потому, что “демон извращенности зашевелился в поэте” и “мара заволокла его очи”.
Против поэта восстали все органы антисоветской печати - от больших, “солидных” газет до желтых бульварных листков.
Но дело в том, что Блок никогда не думал отрекаться от своего произведения. В апреле 1920 г. он утвердил это в так называемой “Записке о “Двенадцати” ”: “ В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии... Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией”.
Но дело в том, что Блок никогда не думал отрекаться от своего произведения. В апреле 1920 г. он утвердил это в так называемой “Записке о “Двенадцати” ”: “ В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии... Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией”.