История создания (более расширенный анализ)

Г.

Тема № 98. А. Блок. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками.

Учебник. Русский язык и литература,11 класс, базовый уровень, в 2-х частях, Часть1, под ред. В.П.Журавлева, 3-е издание, М.: Просвещение, 2016 г.

Домашнее задание. Изучить стр.226, можно использовать методический материл. Прочитать поэму. Написать анализ поэмы в тетрадь.

Методический материал

Краткое содержание «12»

Поэма «12» Блока была написана в январе 1918 года. Произведение стало откликом писателя на события Октябрьской революции. Поэма А. Блока «Двенадцать» является одним из самых ярких произведений русской литературы эпохи символизма.

События поэмы разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.

Главные герои

Отряд из двенадцати – красногвардейцы.

Ванька – бывший красногвардеец, ставший солдатом.

Катька – гулящая девка, была убита Петрухой во время перестрелки.

Петруха – один из отряда двенадцати, любил Катьку, но убил ее.

Краткое содержание

1

«Черный вечер. Белый снег. Ветер». Метель и гололедица, прохожие «не стоят на ногах», перемещаться очень тяжело. Между зданиями протянут канат с плакатом: «Вся власть Учредительному Собранию!».

Проходящая мимо старушка «убивается – плачет». Она не понимает, зачем нужно было «такой огромный лоскут» пускать на плакат, ведь из него можно было бы сделать портянки стольким «раздетым, разутым» ребятам. Старушка возмущается, что «большевики загонят в гроб».

На улице встречается и «буржуй», который от холода прячет нос в воротник, и писатель, скандирующий о том, что погибла Россия. Мимо сугроба, «сторонкой», проходит «невеселый товарищ поп», а раньше ходил брюхом вперед и оно «крестом сияло» на народ. Барыня, жалуясь другой о том, что ей пришлось много плакать, поскальзывается и падает.

«Ветер веселый
И зол, и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит».

Ветер «рвет, мнет и носит» плакат. Издалека доносятся слова проституток, которые именно в этом здании обсудили и постановили, сколько с кого брать за время и за ночь.

Поздний вечер, на улице пусто, только «один бродяга сутулится» и ветер свищет.

2

«Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек» с винтовками. Автор отмечает, что им «на спину б надо бубновый туз» – знак, отличающий ссыльных каторжан.

В это время в кабаке с Катькой сидит «сукин сын, буржуй» Ванька, который раньше был тоже революционером, но теперь стал солдатом.

Шагая вперед, двенадцать человек держат революционный шаг, помнят, что «не дремлет враг».

«Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем‑ка пулей в Святую Русь [тесть, в «старую» Русь] –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!»

3

Отряд из двенадцати исполняет песню. В ней идет речь о том, как «наши ребята» пошли служить в Красную гвардию. «Служить – буйну голову сложить!».

В рваных «пальтишках» и с австрийскими ружьями они готовы «на горе всем буржуям» раздуть «мировой пожар в крови», заручаясь помощью у высших сил: «Господи, благослови!».

4

Метель. Ванька с Катькой спешат, едут «на оглобельках» экипажа «лихача». Ванька в солдатской шинели, с черными усами, плечист. Он обнимает Катю, «заговаривает», называя ее «толстоморденькой».

5

Ванька напоминает Кате о ее прошлом. У нее на шее не зажил еще шрам от ножа, свежа и «царапина» под грудью. Напоминает ей, как она ходила в кружевном белье и «блудила с офицерами». Один из тех офицеров «не ушел от ножа» – она его убила.

«Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала,
С юнкерьем гулять ходила –
С солдатьем теперь пошла?».

И просит ее «согрешить» с ним – «будет легче для души».

6

Экипаж, на котором едут Ванька с Катькой, сталкивается с двенадцатью. Красноармейцы налетают на Ваньку. Начинают стрелять, крича: «будешь знать, как с девочкой чужой гулять». Ваньке и лихачу удается сбежать. Катька же умирает в перестрелке – ее убил Петруха. Девушку так и бросают: «лежи ты, падаль, на снегу».

7

Двенадцать продвигаются дальше. Только у убийцы, Петрухи, «не видать совсем лица». Он жалеет о смерти Катьки, так как он ее любил – «ночки черные, хмельные с этой девкой проводил». Товарищи говорят ему, чтобы он перестал «выворачивать душу наизнанку», он же не «баба», и держал над собой контроль: «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой!».

Он опять веселеет – двенадцать идут «позабавиться».

«Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!»

8

Красноармеец убивает «буржуя» ножичком «за зазнобушку, чернобровушку…» и молится за упокой ее души. Но после кровавой сцены убийце «скучно».

9

На перекрестке стоит «голодный и безмолвный буржуй», упрятав в воротник нос, возле него – «паршивый пес» с поджатым хвостом.

«И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним [буржуем], поджавши хвост».

10

Разыгралась вьюга – за четыре шага ничего не видно. Товарищи спрашивают у Петьки, который постоянно обращается к Богу: от чего же спасал его «золотой иконостас»? Они называют Петьку «бессознательным», ведь у него уже все равно «руки в крови», а значит, Бог не поможет. И напоминают, что нужно держать революционный шаг – «близок враг неугомонный».

11

«…И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…»

В глаза ветром «бьется красный флаг». Все ожидают, что скоро «проснется лютый враг». Вьюга «пылит им в очи», но рабочий народ движется вперед.

12

Двенадцать замечают, что впереди кто-то машет красным флагом. Они обращаются к идущему, но никто не отвечает.

За двенадцатью ковыляет «нищий пес голодный». Идущие пытаются прогнать штыком то ли пса, то ли «старый мир». Но «волк голодный», «пес безродный» скалит зубы и не отстает.

Революционеры приказывают идущему впереди с красным флагом выйти, не прятаться за сугроб, иначе они будут стрелять. Раздаются выстрелы. Но «только вьюга долгим смехом заливается в снегах».

Двенадцать продолжают идти «державным шагом». Позади них – голодный пес.

«Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим»
«В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос»

Заключение

В поэме «Двенадцать» Блок противопоставляет отряд из двенадцати красногвардейцев другим, встречающимся на улицах города персонажам – старушке, буржую, барыне, товарищу попу и остальным. Они являются частью «старого мира». Отряд из двенадцати – представители «нового мира», за которыми плетется, скаля зубы, «старый мир» в образе пса. Фигура Христа в поэме неоднозначна – даже сам Блок не мог до конца объяснить сложную символику этого образа.

 























Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Двенадцать.

Год написания – январь 1918 года.

История создания – толчком к написанию поэмы послужили революционные события.

Тема – революция.

Композиция – зеркальная. Поэма делится на 12 глав, представляющие собой экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог.

Жанр – поэма с элементами других жанров, указывающих на динамичность и стихийность событий.

Направление – символизм с реалистическими чертами.

История создания (более расширенный анализ)

А. А. Блок начал работу над поэмой «Двенадцать» в процессе революционных событий. Именно они стали поводом для написания произведения. А. А. Блок работал интенсивно: всего за несколько дней была написана целая поэма, а редактировалась она около одного месяца. 18 февраля 1918 года поэма «Двенадцать» была напечатана в газете «Знамя труда», а уже в мае была издана отдельной книгой.

Тема

В поэме А. А. Блока «Двенадцать» отчетливо звучит тема революции. Все образы связаны с противопоставлением нового мира и мира старого, которому больше нет места на земле.

Композиция

Поэма «Двенадцать» содержит в себе 12 глав. Композиционно произведение имеет экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог. С помощью экспозиции читатель помещается в атмосферу революционного времени. Во второй главе, являющейся завязкой, читатели знакомятся с основными героями поэмы, судьбы которых узнаются в следующих главах. Кульминацией является шестая глава, в которой происходит убийство Катьки.

Особенность композиции «Двенадцати» заключается в ее зеркальности. Идет перекличка по главам как сюжетно, так и образно.

Жанр

Сам А. А. Блок кратко определяет свое произведение как поэму. Однако в нем есть признаки и других жанров, что помогает раскрыть авторский замысел: подчеркивается стихийность событий, их хаотичность, противоречия революции. В поэме «Двенадцать» наблюдаются жанры романсов, песен, маршей, декламаций, частушек, лозунгов, молитв. Сочетание религиозных, народных и революционных жанров позволяет говорить о том, что жанровое своеобразие заключается в стилистическом приеме оксюморона.

Направление

Анализ поэмы «Двенадцать» невозможен без понимания такого литературного направления, как символизм. В произведении А. А. Блока ярко отразились основные черты данного направления: использование большого количества образов-символов, олицетворяющих как революцию в целом (метель, ветер, вьюга, ураган), так и новый мир (красноармейцы, плакаты) со старым миром (буржуи, «пес паршивый»). Прослеживаются в поэме и черты реалистического направления, так как автор изображает события исторического характера.

 

Блоковская поэма “Двенадцать” была подвергнута критике со всех сторон сразу после опубликования. Бывшие товарищи по поэтическому цеху и противники, белые и красные – все нашли веский аргумент, чтобы бросить в автора и его новаторское произведение камень.

В штыки приняли содержание, новый стиль и язык поэмы представители читающей и пишущей интеллигенции. На митинге-концерте в поддержку жертв большевистского террора в адрес Блока скандировали “Изменник”, хотя он лично не присутствовал в зале.

Новая “красная” власть в лице О. Д. Каменева, комиссара театрального отдела, не советовала читать поэму вслух, так как заключительный образ Христа не вписывался в революционную атеистическую модель общества.

Белая власть устами Колчака грозилась повесить автора “Двенадцати” за кощунство, когда будет взята Москва.

Обсуждали поэму и в узких кругах. На одном таком домашнем собрании Н. Гумилёв утверждал, что своей поэмой Блок послужил Антихристу и вторично распял Христа.

Среди общего непонимания и жестоких нападок Блоку надо было немалое мужество устоять в уверенности, что он сделал правильный шаг, написав поэму о революции.

 

«ДВЕНАДЦАТЬ» В ОЦЕНКЕ СОВРЕМЕННИКОВ

поэма блок символический революция

Мы умираем, а искусство остается.

А. Блок

Поэма “Двенадцать” широко распространилась по всей стране, перепечатывалась в провинциальных изданиях, многократно издавалась отдельно и вызвала весьма оживленное обсуждение в печати. Вскоре же стали появляться многочисленные переводы поэмы почти на все языки мира (даже на языке “эсперанто”). Поэма выходила в Париже, Милане, Лондоне, Варшаве, Берлине, Праге, Мехико, Пекине, Токио и т. д.

Поэма подверглась самым различным, иногда прямо противоположным толкованиям, применительно к условиям и обстановке происходившей в стране идейно-политической борьбы. Маяковский после смерти Блока писал: “Одни видели в этой поэме сатиру на революцию, другие - славу ей...”. Или вот еще одно свидетельство современника: “Трудно описать споры, которые кипели вокруг поэмы... Контрреволюционеры, саботажники искали в этой поэме издевки, скрытой иронии над ненавистной им революцией, изуверы, мистики орали о кощунстве, которое усмотрели в последней строфе поэмы”.

А как отнеслись к поэме другие “мастера культуры” - известные писатели и знатоки искусства?

Можно сказать, что они были напуганы. Андрей Белый счел необходимым предостеречь Блока: “По-моему, Ты слишком неосторожно берешь иные ноты. Помни - Тебе не “простят” “никогда”. Кое-чему из Твоих фельетонов в “Знамени труда” и не сочувствую, но поражаюсь отвагой и мужеством Твоим. Помни: Ты всем нам нужен в... еще более трудном будущем нашем... Будь мудр: соединяй с отвагой и осторожность”.

Поэт В. Пяст, обязанный Блоку своим положением в литературе, кичился тем, что “перестал подавать ему руку” и старался как можно шире разрекламировать свой геройский поступок. Это не помешало Пясту сразу же после смерти Блока выступить с “дружескими воспоминаниями”, в которых он убеждал читателя, что “Двенадцать” были написаны потому, что “демон извращенности зашевелился в поэте” и “мара заволокла его очи”.

Против поэта восстали все органы антисоветской печати - от больших, “солидных” газет до желтых бульварных листков.

Но дело в том, что Блок никогда не думал отрекаться от своего произведения. В апреле 1920 г. он утвердил это в так называемой “Записке о “Двенадцати” ”: “ В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии... Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией”.

Но дело в том, что Блок никогда не думал отрекаться от своего произведения. В апреле 1920 г. он утвердил это в так называемой “Записке о “Двенадцати” ”: “ В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии... Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: