Языковые средства публицистического стиля

 

Синтаксические Лексические Морфологические
обращения тебя в обобщённом значении восклицания торжественная лексика местоимения ты, твой,
риторические вопросы образные выражения  
побудительные предложения фразеологизмы  

  Единство человека и природы... Всегда ли мы осознаём, как тесно связаны с природой, как зависим от неё? Природа даёт нам не только средства труда, продукты питания, здоровье, но и обогащает нас духовно, доставляет своей красотой радость и является источником творческого вдохновения.

Об окружающей среде в наше время много говорят и пишут, и часто можно услышать или прочитать, что она загрязняется и гибнет, что может наступить её всемирное разрушение, тогда не выживет и человек.

 Во всех странах мира созданы экологические организации, которые ведут борьбу за сохранение чистоты воды и воздуха, плодородия почвы, за охрану леса и животных. Однако сохранить окружающую среду можно при условии, что каждый человек осознает эту необходимость и будет разумно и бережно относиться к природным богатствам.

Спишите текст

Оглянись, человек! Земля в беде! В беде реки и озёра, моря и океаны — вся земля. Но беды природы — это прежде всего наши беды. Мы, люди, дети природы.

Учёные с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека. Такие проблемы называют экологическими (от греч. ойкос — жилище, логос — наука, знание). Экология — наука о взаимоотношениях живого и неживого на нашей планете.

Учёные предупреждают об опасности гибели всего живого на планете Земля и призывают к активной борьбе человека против бездумного отношения к природе. Судьба людей в их руках. Для этого нужны знание, добрая воля и целеустремлённый труд.
(По Н. Ф. Реймерсу)

 

Работа с текстом (ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ПИСЬМЕННО)

ü Чем вызвана тревога учёного?

Например:  Н. Ф. Реймерс обеспокоен экологическими проблемами Земли.

ü Что помогает нам понять, что тревога велика и обоснованна?

ü Каковы языковые средства выражения актуальной мысли?

ü Отчего происходит беда?

ü К кому обращается учёный? Кто, на его взгляд, может помочь в беде?

ü Определите основную мысль текста. Определите доминирующий тип речи.

ü Укажите стилистическую принадлежность текста и языковые черты, свидетельствующие об этом.

ü Выделите в тексте языковые средства установления контакта со слушателем (читателем).

ü Укажите предложения, в которых прямо выражена авторская позиция.

ü Выразите своё отношение к мыслям, высказанным в статье.


Десятое апреля

Классная работа

Междометия в пpедложении

Словарная работа

Метал-ический, а-самбль, один-адцать, ф-олетовый, в-трина, к-рзина, кутюр-е, акц-я, мульт-пликац-я, поликлин-ика, пр-лес-ный, компань-н, солов-ин-ый, чащ-ба, ч-порный, ж-лудь, ож-влён-ый, единомышлен-ик, пр-емник, колос-альный, пер-он, январ-ский, серебр-н-ый, туман-ый, поз-ний, фе-ерверк, современ-ик, учас-ник, класс-ика, искус-тво, (в)течение.

Упражнение

Перепишите упражнения, расставьте знаки пунктуации, выделите вводные слова и сочетания.

1. Проводник рассердился повернулся и быстро пошёл по тропе обратно.

2. Задерживать его теперь было конечно бесполезно.

3. Напуганный двумя дурными по его мнению предзнаменованиями проводник отказался идти дальше.

4. Казалось тишина и покой царствовали на земле.

5. Видно еще письмо не дошло по адресу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: