Основными памятниками лесостепи Восточной Европы скифского времени можно назвать курганы. Курган — разновидность погребальных памятников, распространённая на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Характеризуется обычно сооружением земляной насыпи над погребальной ямой. В VIII-VII вв. до н.э. на Юге Восточной Европы наступает ранний железный век (РЖВ). В археологии начало этой эпохи ознаменовалось не только распространением оружия, а затем и орудий труда из нового материала - железа, но и появлением новых типов памятников в лесостепи - прежде всего городищ и тех самых курганов. Ни те, ни другие не были характерны для предшествующих лесостепных культур финальной бронзы. Их массовое сооружение, начиная примерно с VII-VI вв. до н.э., служит надежным индикатором каких-то радикальных социокультурных перемен в жизни лесостепных сообществ. У древних скотоводов Евразии к курганам было особое отношение. Так, в системе ценностей скифов, «отчие могилы» стояли на первом месте, и только угроза их разорения могла заставить номадов вступить в битву с персидским царем Дарием. Уже одно это геродотово свидетельство убедительно показывает значимость курганных некрополей для их создателей, а значит, и для современных исследователей. Хранят богатейшую, во многом еще не востребованную информацию о тех этно-социальных образованиях, которые их оставили. Современные методы анализа археологических источников, в частности, погребальных памятников, позволяют весьма достоверно установить степень социальной дифференциации и масштабы политической организации древних степных и лесостепных социумов. По данным археологии можно уточнить и этнокультурную принадлежность групп населения, практиковавших в лесостепи курганный обряд захоронения, в частности, их отношения с оседлыми обитателями лесостепных городищ.
Степные курганы неоднократно привлекались исследователями для изучения культуры, социального строя и государственной организации у скифов. А вот лесостепным некрополям VII - IV вв. до н.э. не так повезло, не смотря на то, что скифская археология началась с раскопок знаменитого Мельгуновского (Литого) кургана 1763 г., расположенного на юге Правобережной Днепровской лесостепи. В XIX - начале XX вв. в лесостепном Поднепровье, Побужье, Поднестровье А. А. Бобринским, ЕА. Зноско-Боровским, Д.Я. Самоквасовым, Н.Е. Бранденбургом и другими русскими и украинскими археологами были раскопаны сотни, если не тысячи курганов скифского времени. Некоторые из них по размерам насыпей, погребальных сооружений и богатству инвентаря явно были «царского» ранга (Перепятиха, Старшая Могила, Шумейко). В самом начале XX в. были открыты могильники скифского времени на Среднем Дону - Мастюгинские и Частые курганы. Их яркие материалы сразу привлекли внимание ведущих исследователей.
Но в эпоху скифского времени выделились не только курганы, появление больших, сложных и укрепленных городищ не осталось без внимание исследователей. Появление в лесостепи сотен больших и малых городищ можно объяснить резко возросшей угрозой с юга, со стороны степи, где в это время начинают доминировать кочевники-киммерийцы, а затем и скифы. Исследователями часто выделяется известно очень крупное Басовское городище площадью 87 га. (Украина бассейн Сулы). В соседнем Посеймье открыто более 50-ти небольших укрепленных поселений со скифоидным слоем VI - IV вв. до н.э.. В то же время, несмотря на интенсивные разведки и раскопки 70 - 90-х гг. прошлого века, до сих пор здесь не найдено ни одного синхронного им курганного или грунтового могильника скифского типа. В силу каких-то серьезных причин в Посеймье в скифское время не получил развития курганный обряд захоронения, хотя многие элементы скифской материальной культуры неплохо представлены среди находок. Это даёт нам понять неоднородность развития, в частности мы понимаем, что не все городища переняли культуру курганного захоронения. В Лесостепном Подонье известны и городища (около 60-ти), и курганные могильники (не более 10-ти), насчитывающие до полусотни насыпей (раскопано около 180-ти погребений). Здесь лучше, чем в любом другом локальном варианте изучена внутренняя структура микрорайонов памятников по берегам малых рек. В нее обязательно входили городища (часто одно в низовьях, другое в верховьях), цепочка открытых неукрепленных поселений, включая сезонные кочевья, а также один, реже два курганных некрополя. Явная территориальная обособленность городищ и курганных некрополей есть и в Посулье. В частности, самое крупное Басовское городище отделено от огромного курганного поля у Аксютинцы глубокой труднопроходимой балкой. Правда, в Посулье даже в богатых курганах почти всегда присутствовала грубая лепная керамика тех же типов, что и на городищах. Еще более сложная и неоднозначная картина открывается на таком уникальном памятнике, как Вельское городище. Его главный курганный некрополь Скоробор также отделен от Большого городища долиной р. Сухая Грунь. Нет сомнений, что здесь хоронили какую-то часть обитателей Вельского городища. Однако в отличие от других памятников, в южной части Большого городища в пределах его укреплений располагалось еще несколько небольших курганных групп, в том числе, «Вельский курганный могильник Б».
Сейчас практически ни у кого из исследователей не осталось сомнений, что под курганами в лесостепи в первую очередь погребалась местная властвующая элита и ее ближайшее окружение. Но каково ее конкретное происхождение, ясно далеко не во всех случаях. Но главный вывод который мы можем сделать, это то, что развитие городищ и курганных захоронений позволяет современным исследователям узнать больше о культуре скифского времени. Городища и курганы это основные памятники лесостепи Восточной Европы скифского времени.
Билет 27
1. Эпоха ранней бронзы: общая характеристика.
2. «Савромато-сарматские» археологические культуры.
1. Ранний бронзовый век (3500—2000 до н. э.) c распада Балкано-Карпатской металлургической провинции. В это время человек осваивает новый материал — бронзу (впервые научились выплавлять в Анатолии/ на Кавказе).
В северо-западной части Циркумпонтийского региона появились новые технологии обработки металла и новые типы орудий труда и оружия, отличные от энеолита. Неизвестный ранее стереотип металлургического производства связан с формированием Циркумпонтийской металлургической провинции (далее ЦМП; Ареал включает в себя Среднюю Азию, Закавказье, Кавказ, Северное Причерноморье, Балканы), существовавшей на протяжении раннего и среднего бронзового века на огромной территории, расположенной преимущественно вокруг Черного моря.
В северной зоне провинции сложились предпосылки для утверждения пастушества как господствующей формы экономики. В южной зоне провинции, преобладали культуры, племена которых занимались преимущественно земледелием, лишь дополнявшимся скотоводством. Места обитания их носителей представлены долговременными, мощными по культурным отложениям жилыми холмами — теллями. Они представлены в ареале культуры Эзерона Балканах, культуры Трои I в Анатолии, куро-аракской культуры Закавказья.
Погребальные обряды: захоронения совершаются, в прямоугольных ямах, погребенные в которых лежат скорченно на спине или на боку. Возникают крупные города и первые государства. Серьёзно возрастает значение торговли (металл есть не везде). Начинаются масштабные войны, о чём свидетельствует появление укрепленных поселений с валами и рвами и даже каменные крепости. Выделяются и развиваются многие ремёсла.
В истории ЦМП можно выделить две основные фазы. Первая датируется преимущественно III тыс. до н. э., не заходя в пределы его последней трети; вторая — последней третью III — первой половиной II тыс. до н. э. С первой фазой можно связывать ранний бронзовый век, тогда как со второй, поздней фазой ассоциируется средний бронзовый век. В рамках ЦМП уже на ранней фазе ее развития начинается массовое распространение первых искусственных бронз. Они представлены по преимуществу медно-мышьяковыми сплавами.
Основные культуры для ранней бронзы ЦМП — Ямная, Майкопская, Кура-Аракская (Закавказье), Троя 1 и 2. Таким образом, бывшие области Балкано-Карпатской провинции полностью вошли в
пределы ЦМП, образовав ее северо-западную периферию.
Для большинства производственных очагов ЦМП в раннем бронзовом веке характерно пять главных видов орудий труда и оружия:
1) втульчатые топоры;
2) черенковые ножи и кинжалы;
3) шилья с четырехгранным утолщением — упором;
4) долота с аналогичным упором;
5) уплощенные тесла-долота.
Эти виды орудий и оружия варьировали в пределах разных очагов как по количественному соотношению друг с другом, так и по некоторым деталям формы.
Отличительная особенность культур ЦМП — особая технология отливки топора в двустворчатые литейные формы открытого типа.
_____________________________________________________________________________________________
(это дополнение про культуры, было в ответах прошлых лет, пусть и тут будет, стоит еще пробежаться по учебнику).
- Про трою 1 (начало III тыс. до н э)
Троя I была маленьким поселением и даже в самом расцвете своего существования имела в диаметре всего 100 м. Несмотря на свой скромный размер, Троя I имела крепость с массивными стенами, воротами и башнями сложенными из неотесанного камня. Это поселение просуществовало почти пять веков и, вероятнее всего, было уничтожено пожаром. Жители Трои I возводили из крупных блоков камня прямоугольные дома, так называемые «мегароны». Они состояли из длинного зала с примыкающим к нему открытым во двор портиком.
Инвентарь состоит из втульчатых топоров, вогнутолезвийных кинжалов, ножей, плоских тесел-долот. Все эти изделия отлиты из мышьяковых бронз. Источник их получения не вполне ясен; скорее всего, они связаны с месторождениями Центральной Анатолии.
«Троянцы» строили мегароны — большие прямоугольные каменные дома. Они состояли из длинного зала с примыкающим к нему открытым во двор портиком. В главной комнате располагался округлый очаг, а вдоль стен устраивались каменные сидения, покрывавшиеся глиной или гипсом. Поселок окружала каменная стена с башнями и узкими воротными въездами, часто именуемыми «входными коридорами».
Пищевые запасы хранились в крупных сосудах. Троянцы занимались земледелием и скотоводством. Продолжали использовать и кремнёвые орудия.
Керамика ручной лепки, лощёная. имеет темно-серый, коричневый или красный цвет. Мог быть нанесён белый
геометрический орнамент.
Троя II представляет собой возрождение погибшего города. Второй культурный слой Трои (2500-2300 гг. до н.э.) один из наиболее впечатляющих археологических памятников раннебронзового века. В этом слое было обнаружено много кладов, в том числе и клад обнаруженный Шлиманом который он поспешно назвал „Кладом Приама”. Все эти клады из золота, серебра, бронзы и меди говорят об активной торговой деятельности в городе. Однако, и Троя II разрушилась(вероятно ей помогли).
2. (В учебнике страница 344, вдруг надо).
Сарматская культура (другое название прохоровская) — археологическая культура степей Евразии IV—II веков до н. э., для которой характерен комплекс курганов у села Прохоровка Шарлыкского района Оренбургской области, раскопанных С. И. Руденко.
М. И. Ростовцев датировал прохоровские курганы IV—III веками до н. э. и связал с восточными соседями скифов— сарматами (савромато-сарматская общность). В 1927—1929 годах Б. Н. Граков объединил археологические памятники Нижнего Поволжья и Южного Приуралья, аналогичные прохоровским, в прохоровскую (савромато-сарматскую) ступень и датировал её IV—II веками до н. э.
Происхождение носителей сарматской культуры. Существует две версии относительно происхождения населения сарматской культуры:
1. сарматская культура полностью сформировалась к концу IV в. до н. э. на основе местной савроматской культуры Южного Приуралья и пришлых компонентов, принесенных племенами, продвинувшимися из лесостепного Зауралья (иткульская, гороховская культуры), Казахстана и возможно Приаралья. В конце IV или на рубеже IV-III вв. до н. э. произошла массовая миграция южноуральских кочевников на запад в Нижнее Поволжье и незначительная на север, юг и восток. В Нижнем Поволжье восточные кочевники частично ассимилировали местные савроматские племена, частично потеснили их в Приазовье и западное Предкавказье, где они впоследствии составили основу сиракского кочевого объединения. Симбиоз южноуральской прохоровской с нижневолжской савроматской культур определили локальные различия между прохоровскими памятниками Южного Приуралья и Волго-Донского региона в рамках единой культуры.
2. Cарматская культура в Южном Приуралье формируется за счет ранней прохоровской культуры, а савроматская культура Нижнего Поволжья развилась в то же время отдельно, как самостоятельная общность.
Хронологические пределы сарматской культуры: IV в. до н.э. — IV в. н.э. Её ареал в максимальном выражении покрывает обширную территорию степи от Западного Казахстана и Южного Приуралья до Северо-Западного Причерноморья.
Основными памятниками, дающими информацию о сарматской культуре, являются погребения, поскольку собственно сарматские стационарные поселения пока не обнаружены; вместе с тем на Кубани известны вероятные меото-сарматские городища.
Важнейшие элементы материальной культуры сарматов реконструируются главным образом по материалам погребений.
Вооружение сарматов вначале было сходно со скифским и савроматским, но со временем модифицировалось, отражая прежде всего совершенствование конного боя. Увеличивалась массивность наступательного вооружения; бронзовые втульчатые наконечники стрел постепенно сменяются железными черешковыми; копья имеют железные наконечники, которые постепенно становятся всё более массивными и длинными; удлиняются и древки копий, в результате чего копья достигают трёх и более метров, что повышает их эффективность в конном бою; кинжалы и мечи были железными, первоначально с узким серповидным или ломаным, реже прямым навершием и прямым перекрестьем. Появились всаднические мечи: длинные, с прямым перекрестьем в виде узкого бруска; распространились мечи с кольцевидным навершием, а ещё позже — с рукоятью-штырём без металлического навершия и металлического перекрестья; использовались железные чешуйчатые панцири. В конском снаряжении: железные удила скифского типа и железные псалии — С-видные или прямые стержни с двумя отверстиями; затем появились железные удила с дополнительными кольцами, которые вращались свободно, а к ним крепились ремни оголовья и повод. С III в. до н.э. до I в. н.э. были популярны богатые наборы сбруи с серебряными круглыми или полушарными бляхами — фаларами, украшенными растительными, зооморфными или мифологическими сюжетами.
Керамические сосуды производились сарматами без гончарного круга и были плоскодонными и круглодонными (шаровидные сосуды, миски, кувшины, встречаются и сделанные на гончарном круге, импортированные в зону сарматской культуры; стилизованные зооморфные ручки у сосудов). Металлические сосуды сарматов — это бронзовые котлы с яйцевидным или шаровидным туловом, с поддоном или без него, с двумя вертикальными ручками.
Одежда сарматов в своей основе была близка скифской; сарматская знать гораздо шире использовала фибулы, поясные пряжки; практиковалось украшение одежды не только золотыми нашивными бляшками, но и нашивными бусами и бисером. Из украшений: браслеты (бронзовые, железные, серебряные, золотые), серьги (бронзовые — кольцевидные и спиралевидные), ожерелья из сердоликовых, янтарных, коралловых, горно-хрустальных и стеклянных бус, драгоценные диадемы и гривны.
Множество бронзовых зеркал: сначала они были большие плоские с плоскими ручками, затем с валиком по краю и штырём, на который насаживалась рукоять из дерева или кости. Позже зеркала становятся миниатюрными с боковой прямоугольной короткой ручкой с отверстием, с коническим выступом и широким бортиком по краю.
Искусство: интересна торевтика, в которой присутствуют зооморфные образы, антропоморфные изображения, растительные мотивы. В I в. до н.э. — II в. н.э. - полихромный стиль с ярким колоритом: изделия из драгоценного металла, сделанные с использованием техники филиграни и зерни, инкрустировались камнями-самоцветами, стеклом и цветной эмалью.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что были две культуры сарматская и савроматская, которые развивались в одно и то же время, но как самостоятельные общности, которые в последствии объединили в одну савромато-сарматскую культуру.
Вот, еще информация про каждую культуру отдельно, а именно про погребения, потому что они являются основными памятниками этой культуры.






