Изучение новой темы. Работа исследовательских групп

1. Индуктор – мотиватор творческой деятельности. Создание эмоционального настроя, личного отношения к объекту деятельности.

И так уважаемые ученые от решенных вопросом мы с вами перейдем к нерешенным. Посмотрите, пожалуйста, видеофрагмент (взаимоотношения организмов в природе) и скажите – какая проблема в нем затронута. Эта проблема обязательно возникнет и у вас при решении поставленных для каждой группы задач – это проблема взаимоотношений живых организмов в природе. Каждый организм в экосистеме занимает свою экологическую нишу, но он не изолирован в ней, а активно взаимодействует со своим окружением – неживой природой и живыми организмами.

 

Афиширование учителем темы и цели урока.

2. Деструкция (создание хаоса).

А сейчас, пожалуйста, назовите свои ассоциации при просмотре данного фрагмента (взаимоотношения организмов в природе): природа, хищник, жертва, растения, животные, природный комплекс, взаимодействие, взаимозависимость, хищничество.

Да, действительно эти слова характеризуют увиденное, но не отражают всех закономерностей. Поэтому предлагаю вам поработать в ваших исследовательских микрогруппах и решить для каждого из вас определенную проблему на основании приведенного примера.

 

3. Реконструкция – создание своего проекта решения задачи.

Выполнение заданий по группам (создать модель взаимоотношений организмов в природе, описать тип взаимоотношений):

1. Кенгуру и зебра.

2. Светолюбивая трава и ель.

3. Собака и семена репейника.

4. Опыление пчелами растений; рак-отшельник и актиния; одноклеточные водоросли и грибница в теле лишайника.

5. Заяц и волк; аскарида и человек.

6. Сосна и береза.

4. Социализация – озвучивание созданных проектов.

Типы экологических взаимодействий

- -: Взаимовредные – конкуренция (сосна и береза).

00: Нейтральные – нейтрализм (кенгуру и зебра)

+ 0: Полезнонейтральное – комменсализм (собака и семена репейника).

- 0: Вреднонейтральные – аменсализм (светолюбивая трава и ель).

+ +: Взаимополезное – протокооперация (опыление пчелами растений), мутуализм (рак отшельник и актиния), симбиоз (лишайник)

+ -: Полезновредные – хищничество (заяц и волк), паразитизм (аскарида и человек)

Нейтрализм – тип взаимоотношений при котором каждый из двух видов не получает ни пользы ни вреда от другого.

Протокооперация – тип взаимополезных отношений между организмами не являющихся обязательными.

Мутуализм – тип взаимополезных отношений между организмами являющихся обязательными.

Симбиоз – неразделимые взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное, тесное сожительство организмов.

Комменсализм – тип полезнонейтральных отношений при которых один вид получает пользу не принося ни вреда не пользы другому.

Хищничество – полезновредных отношений при которых один из организмов поедает другой.

Паразитизм – тип полезновредных отношений при которых один организм живет за счет другого принося ему вред.

Конкуренция – тип взаимовредных отношений при которых каждый вид получает вред от сожительства с другим.

Аменсализм – тип вреднонейтральных отношений при которых угнетается один из организмов, другой при этом не получает ни вреда, ни пользы.

Саморефлексия

Определите тип взаимоотношений организмов, используя описание животного мира (см. приложение).

Подведение итогов урока

Литература:

  1. Бухтояров А.П., Васильченко Н.К., Городянская Г.С. и др. Что имеем, как храним. - Курган, 1993.
  2. Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И. Общая биология: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2004.
  3. Животный мир Курганской области (в помощь учителям и учащимся) / В. П. Стариков, Т. К. Блинова, В. Н. Кочуров и др. – Курган, КГПИ, 1989.
  4. Коменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006.
  5. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Сидорин А. П. Экология 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2004.
  6. Латюшин В.В., В.А. Шапкин. Биология. Животные: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. уч. заведений. – М.: Дрофа, 2002.
  7. Несговорова Н. П. Основы общей экологии: 7-8 класс: Пособие для учащихся. - Курган: ИПКРО, 1999.
  8. Несговорова Н. П. Основы общей экологии: 6 кл.: Пособие для учащихся. – Курган: ИПКРО, 1999.
  9. Пасечник В.В. Биология 6 кл.:Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2004.
  10. Учебное электронное издание: «Экология». Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.

Приложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: