В процессе объяснения учитель через каждые несколько минут задает интересные короткие задания на понимание, объяснение и применение, которые сопровождаются демонстрацией слайдов с фотографиями и примерами, иллюстрирующими типы взаимоотношений организмов.
1 Тип - взаимополезные. Мутуализм. Пример: муравьи-листорезы выращивают грибы в своих гнездах, снабжая их субстратом для развития (пережеванными листьями) и оберегают эти плантации от вторжения сорных грибов. В свою очередь, грибы служат пищей и взрослым насекомым и их личинкам (Слайд №7).
Вопросы для обсуждения:
- Какое взаимоотношение организмов наблюдаем в этом примере?
- Является ли оно непременным условием существования обоих видов?
- Что является существенным в этой форме взаимоотношений организмов?
Пример: раки - отшельники селятся в пустых раковинах моллюсков и возят их на себе вместе с коралловым полипом - актинией. Перемещаясь по дну, рак увеличивает пространство, используемое актинией для ловли добычи, часть которой, пораженная стрекательными клетками актинии, падает на дно и поедается раком. Актиния защищает рака от хищников (слайд №8)
|
|
Вопросы для обсуждения:
- Является ли взаимодействие организмов, в рассматриваемом примере необходимым для этих видов?
- Что является существенным в этой форме взаимоотношений организмов?
В процессе обсуждения формулируется определение мутуализм – более тесные взаимовыгодные отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным.
2. Полезно-нейтральные. Комменсализм. Пример:личинки многих жуков усачей могут развиваться только в древесине, богатой гифами грибов-разрушителей, эти личинки питаются не столько самими гифами, сколько полуразрушенной грибом древесиной (слайд №9).
Вопросы для обсуждения:
- Что является существенным в этой форме взаимоотношений организмов?
- Сформулируйте определение этой формы взаимоотношений.
В процессе обсуждения формулируется определение комменсализм (нахлебничество) – форма взаимоотношений при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда ни пользы.
Квартиранство. Пример:Под зонтиками крупных медуз часто можно встретить мальков рыб. Мальки рыб прячутся под защитой щупалец медуз, снабженных стрекательными нитями (слайд №10).
Вопросы для обсуждения:
- Сформулируйте определение квартиранства.
- Приведите доказательства того, что квартиранство является формой комменсализма.
В процессе обсуждения формулируется понятие квартиранство – использование одними видами других (их тел, их жилищ) в качестве своих убежищ или жилищ
|
|
3. Полезно-вредные. Паразитизм. Пример: миноги, присосавшись к телу крупных рыб и даже китов, могут находиться на них несколько дней и даже недель. Присосавшись к жертве, минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, и даже недель (слайд №11).
Вопросы для обсуждения:
- Сформулируйте определение паразитизма.
- Почему этот тип взаимоотношений назвали полезно-вредным?
В процессе обсуждения формулируется понятие паразитизм – такие биотические отношения, при которых организмы одного вида (паразита) живут за счет питательных веществ или тканей другого вида (хозяина).
Хищничество. Пример: у всех хищников есть предпочитаемые виды жертв, но иногда массовое размножение непривычных объектов охоты заставляет переключаться именно на них. Так соколы сапсаны добывают пищу в воздухе. Но при массовом размножении леммингов соколы начинают охотиться на них, схватывая добычу с земли (слайд №12).
Вопросы для обсуждения:
- Сформулируйте определение хищничества.
- Какую роль играет эта самая распространенная форма взаимоотношений в биоценозах?
- Что позволяет хищникам использовать самую разную пищу?
В процессе обсуждения формулируется понятие хищничество – особи одного вида питаются особями другого, умерщвляя их.
4. Взаимо-вредные. Конкуренция. Пример:Копытные африканских саванн по-разному используют пастбищный корм. Зебры обрывают верхушки трав; антилопы кормятся тем, что оставляют им зебры, выбирая при этом определенные виды растений; газели выщипывают самые низкие травы, а антилопы топпи едят сухие стебли, оставшиеся после других травоядных (слайд №13).
Вопросы для обсуждения:
- Что является существенным во взаимоотношениях организмов в рассматриваемом примере?
- Сформулируйте определение конкуренции.
- На приведенном примере поясните, что позволяет совместно уживаться в биогеоценозе копытным африканских саванн?
- Где проявляется конкуренция сильнее внутри вида или между разными видами?
В процессе обсуждения формулируется понятие конкуренция – отношения между совместно обитающими видами с одинаковыми потребностями. Оба вида угнетаются. В результате часто один вид вытесняет другой.
Так учащиеся последовательно дополняют ассоциативную схему, (слайд №6), которую начали заполнять в начале урока, в процессе обсуждения примеров формулируют определения различных форм взаимоотношений, сравнивают их с эталоном, который появляется на слайде после обсуждения и записывают в тетрадь (слайды с №7 по №13).
4. Первичная проверка усвоения знаний.
Учащиеся вспоминают все новые термины урока в форме игры “Слабое звено” - первый ученик называет одно понятие, второй предварительное и свое, третий предварительных два и свое и т.д. Порядок слов сохраняется. Если ученик ошибся, то следующий говорит “слабое звено” и продолжают без него.
Контроль и самопроверка знаний.
Класс разбивается на 2 или несколько групп, в зависимости от количества учащихся. Группам дается задание (слайд №14). Задание: назовите возможные пары биотических отношений между организмами в лесу (соедините взаимодействующие организмы и объясните полученную схему). После выполнения задания группы защищают свои схемы. Осуществляют самопроверку (слайд №15)