Тема 10. Мой конспект: Духовная культура общества
I.реальность -понятие «культура».
1) Термин культура - от латинского слова cultura — возделывание, воспитание.
2) Понятие культура:
А) совокупность накопленных обществом ценностей и норм,
Б) вещный мир, находящийся вне человека,
В) внутренняя культура личности.
II.сознание-духовная культура, формы общественного сознания:
1) Деление культуры на материальную и духовную:
А) Материальная культура - многообразие создаваемых человеком предметов: машины и инструменты, сооружения и садово-парковые ландшафты, одежда и предметы обихода и многое другое.
Б) Духовная культура -утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи; то, что было создано в результате духовной деятельности человека.
2) Условность разделения культуры на материальную и духовную:
А) многие идеи -материальное воплощение (книги, полотна художников и т. п.),
Б) основа создания всякой материальной вещи - образ данной вещи, т.е. представление о будущем предмете.
3) Культура и дух:
А) Н. А. Бердяев (1874—1948): культура — это продукт творческой работы духа над природными условиями.
Б) Вильгельм фон Гумбольдт (1767—1835): всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов; плоды этого сотворчества - духовная культура человечества.
4) Духовная культура:
А) во-первых, духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных «продуктов» (творчество учёных, писателей, законодателей и т.д.),
Б) во-вторых, сами продукты духовной деятельности, т.е. духовные ценности, научные результаты, законы, обычаи и т.д.
5) Структура духовной культуры:
А) религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д.
Б) правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык.
В) результат деятельности людей, но творением не рук, а разума.
6)объект нематериальной культуры - материальный носитель:
А) знания - книги,
Б) обычаи и ритуалы приветствия —рукопожатие или произношение слов.
III.деятельность-функции культуры:
III.деятельность-функции культуры: | |
Функция | Содержание |
Познавательная | Целостное представление о народе, стране, эпохе |
Оценочная | Отбор ценностей, обогащение традиций |
Регулятивная (нормативная) | Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности |
Информативная | Обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений |
Коммуникативная | Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности |
Социализация | Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремлению к самосовершенствованию |
IV.образ -культурные ценности и нормы:
1)Духовная культура как совокупность духовных ценностей, идеальных представлений об истине, справедливости, добре, человечности, красоте, о миропорядке в целом.
2)Мировоззренческо-философские, или смысло-жизненные, ценности: