ГЛАВА 2. Общество и культура

Тема 10. Мой конспект:  Духовная культура общества

I.реальность -понятие «куль­тура».

1) Термин культура - от латинского слова cultura — возделывание, воспитание.

2) Понятие культура:

А) совокупность накопленных обществом ценностей и норм,

Б)  вещный мир, находящийся вне человека,

В) внутренняя культура личности.

II.сознание-духовная культура, фор­мы общественного сознания:

1) Деление культу­ры на материальную и духовную:

А) Материальная  культура - много­образие создаваемых человеком предметов: машины и инструменты, сооружения и садово-парковые ландшафты, одежда и предметы обихода и многое другое.

Б)   Духовная культура -утвердившиеся в обществе нормы и нра­вы, сложившиеся представления о прекрасном, религи­озные взгляды и научные идеи; то, что было создано в результате духовной деятельности человека.

2) Условность разделения культуры на материальную и духов­ную:

А) многие идеи -материальное воплощение (книги, полотна художников и т. п.),

Б)  основа создания всякой материальной вещи - образ данной вещи, т.е. представление о бу­дущем предмете.

3) Культура и дух:

А) Н. А. Бердяев (1874—1948): культу­ра — это продукт творческой работы духа над природными условиями.

Б)   Вильгельм фон Гумбольдт (1767—1835): всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов; плоды этого сотворчества - духовная культура человечества.

4) Духовная культура:

А) во-первых, ду­ховный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных «продуктов» (творчество учё­ных, писателей, законодателей и т.д.),

Б)  во-вторых, сами продукты духовной деятельности, т.е. духовные ценности, научные результаты, законы, обычаи и т.д.

5) Структура духовной культуры:

А) религия, наука, образо­вание, искусство, язык, письменность и т.д.

Б)  правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык.

В) результат деятельно­сти людей, но творением не рук, а разума.

6)объект нематериальной куль­туры - материальный носитель:

А) знания - книги,

Б)  обычаи и ри­туалы приветствия —рукопожатие или про­изношение слов.

III.деятельность-функции культуры:

III.деятельность-функции культуры:

Функция Содержание
Познавательная Целостное представление о народе, стране, эпохе
Оценочная Отбор ценностей, обогащение традиций
Регулятивная (нормативная) Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности
Информативная Обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений
Коммуникативная Способность сохранять, передавать и тира­жировать культурные ценности
Социализация Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социаль­ным ролям, нормативному поведению, стремлению к самосовершенствованию

IV.образ -культурные ценности и нормы:

1)Духовная культура как совокупность духовных ценностей, идеальных представлений об истине, справед­ливости, добре, человечности, красоте, о миропорядке в целом.

2)Мировоззренческо-философские, или смысло-жизненные, ценности:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: