1) Нормы морали — это система норм, правил, регулирующих общение, поведение людей и обеспечивающих единство общественных и личных интересов. И. Кант (1724—1804) -категорический императив морали: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать» (максима — высший принцип, высшее правило).
2) Идеалы и ценности.
3) Идеал — это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.
4) Ценности — это то, что наиболее дорого, свято для одного человека; отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе:
А) Патриотизм- ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу.
Б) Сознательный патриотизм - нравственный и социально-политический принцип: трезвая оценка успехов и неудач Отечества, уважительное отношение к другим народам, иной культуре(отличие патриота от националиста).
В) Гражданственность-э то социально-психологические и нравственные качества личности: чувство любви к Родине, ответственность за нормальное развитие её социальных и политических институтов, осознание себя полноправным гражданином, обладающим совокупностью прав и обязанностей.
V.язык-мировоззрение и его роль в жизни человека:
1) Мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает; миропонимание, миросозерцание.
А) Отличие мировоззрения от других элементов духовного мира человека:
· во-первых, взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом.
· во-вторых, отражение отношения человека к окружающему его миру.
Б) Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
2) Факторы мировоззрения:
А) исторический характер: уровень знаний, проблемы, подходы к их решению, духовные ценности эпохи.
Б) социокультурный характер: школа, характер образования, общий уровень знаний, общие ценности.
3) Классификация типов мировоззрения:
А)По приоритетной ценности:
· приоритет Богу (теоцентризм),
· приоритет природе (природоцентризм),
· приоритет человеку (антропоцентризм),
· приоритет обществу (социоцентризм),
· приоритет знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм).
Б)По направленности развития:
· Прогрессивное,
· реакционное.
В)По форме сознания: обыденное, религиозное, научное.
· Обыденное мировоззрение:
ü личная практическая деятельности человека, житейское мировоззрение;
ü стихийное формирование, преобладание житейской, обыденной основы; опора на непосредственный жизненный опыт человека;
ü широкое распространение.
· Религиозное мировоззрение:
ü основа- религиозные учения;
ü картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определённого образа жизни, на спасение души;
ü тесная связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека;
ü непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям наук.
· Научное мировоззрение:
ü опора на достижения науки;
ü научная картина мира, обобщённые итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания;
ü прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нём целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей;
ü человек, человечество, человечность —глобальная проблема настоящего и будущего.
4) Гуманистическое мировоззрение:
· высшие ценности:
ü жизнь индивида, его права и свободы;
ü широта взглядов на мир, равноправие различных мировоззренческих ориентаций, культур, ценность взаимопонимания людей,
ü физическое и нравственное здоровье, достоинство человека, созидательный труд и благосостояние,
ü добрососедские отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами.
· сфера высших ценностей:
ü общечеловеческие,
ü общенациональные,
ü этнокультурные.
VI.метод-роль мировоззрения в деятельности людей:
1) Во-первых, ориентиры и цели для практической и теоретической деятельности человека.
2) Во-вторых, методы познания и деятельности.
3) В-третьих, возможность определять истинные ценности жизни и культуры: понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.
Тема 12. Мой конспект: Мораль
I.реальность:
1)причины возникновения морали:
А) Отношения людей в процессе деятельности.