IV.образ -духовные ориентиры личности

1) Нормы морали — это система норм, правил, регулирующих общение, поведение людей и обеспечивающих единство общественных и личных интере­сов. И. Кант (1724—1804) -категорический императив морали: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать» (максима — высший принцип, высшее правило).

2) Идеалы и цен­ности.

3) Идеал — это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требова­ниях, о наиболее возвышенном в человеке.

4) Ценности — это то, что наиболее дорого, свято для одного человека; отношение человека к действитель­ности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе:

А) Патриотизм- ценностное от­ношение человека к своему Отечеству, преданность и лю­бовь к Родине, своему народу.

Б)   Сознательный патриотизм - нравственный и социаль­но-политический принцип: трезвая оценка успехов и неудач Отечества, уважительное отношение к другим народам, иной культуре(отличие патриота от националиста).

В) Гражданственность-э то социально-психологи­ческие и нравственные качества личности: чувство любви к Родине, ответственность за нормальное развитие её социальных и политических институтов, осознание себя полноправным гражданином, обладающим совокупностью прав и обязанностей.

V.язык-мировоззрение и его роль в жизни челове­ка:

1) Мировоззрение  — это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает; миропонимание, миросозерцание.

А) Отличие мировоззрения от других элементов духов­ного мира человека:

· во-первых, взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом.

· во-вторых, отражение отношения человека к окружающему его миру.

Б)   Мировоззрение   — это целостное пред­ставление о природе, обществе, человеке, находящее вы­ражение в системе ценностей и идеалов личности, соци­альной группы, общества.

2) Факторы мировоззрения:

А) исто­рический характер: уровень знаний, проблемы, подходы к их решению, духовные ценности эпохи.

Б)   социокультурный характер: школа, характер образования, общий уровень знаний, общие цен­ности.

3) Классификация типов мировоззрения:

А)По приоритетной ценности:

· приоритет Богу (теоцентризм),

· приоритет природе (природоцентризм),

· приоритет человеку (ан­тропоцентризм),

· приоритет обществу (социоцентризм),

· приоритет зна­ниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм).

Б)По направленности развития:

· Прогрессивное,

·  реакционное.

В)По форме сознания: обыденное, религиозное, науч­ное.

· Обыденное мировоззрение:

ü личная практическая деятельности человека, житейское мировоззрение;

ü стихийное формирование, преобладание житейской, обыденной основы; опора на непосредственный жизненный опыт челове­ка;

ü широкое распространение.

· Религиозное мировоззрение:

ü основа- религиозные учения;

ü картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направлен­ные на воспитание у него определённого образа жизни, на спасение души;

ü тесная связь с мировым культурным наследи­ем, ориентацию на решение проблем, связанных с духов­ными потребностями человека;

ü непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям наук.

· Научное мировоззрение:

ü опора на достижения нау­ки;

ü научная картина мира, обобщён­ные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания;

ü прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нём целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей;

ü человек, че­ловечество, человечность —глобальная проб­лема настоящего и будущего.

4) Гуманистическое мировоззрение:

· высшие цен­ности:

ü жизнь индивида, его права и свободы;

ü широта взглядов на мир, равноправие различных мировоззренческих ориентаций, культур, ценность взаимопонимания людей,

ü физическое и нравственное здоровье, достоинство человека, созидательный труд и благосостояние,

ü добрососедские отношения меж­ду людьми, различными социальными группами, народа­ми, странами.

· сфера  высших ценностей:

ü общечеловеческие,

ü общенациональные,

ü этнокультурные.

VI.метод-роль мировоззрения в деятельности людей:

1) Во-первых, ориен­тиры и цели для практической и теоретической деятельности человека.

2) Во-вторых, методы познания и деятельности.

3) В-третьих, возможность определять истинные ценности жизни и культуры: понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

Тема 12. Мой конспект: Мораль

I.реальность:

1)причины возникновения морали:

А) Отношения людей в процессе деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: