Основные источники (формы) права

А) Основные источники права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право.

Б)   Правовой обычай (или обычное право) — исторически первая форма права, обычай, санкционированный государством, т. е. правило, которому государство придаёт общеобязатель­ное значение и гарантирует его соблюдение.

В) Судебный прецедент - юридический пре­цедент, право судей или судебное право: судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит образ­цом при рассмотрении аналогичных дел.

Г)   Нормативно-правовой акт   государственных орга­нов:

· термин «нормативный акт»,

· нормативно-правовой акт — это выраженный в письменной форме официальный документ, принятый ком­петентными государственными органами и содержащий нормы права.

· преимущества перед другими источниками:

ü официальный документ, исходящий от государства,

ü общеобязательность,

ü гарантирован­ность со стороны государства,

ü неизбежность принудительных санкций в отношении нарушителей право­вых норм, закреплённых в нормативном акте.

· Особенности:

ü возможность оперативно издать, изменить или от­менить нормативно-правовой акт,

ü официальное опубликование,

ü особый юридический язык: точность, понятность, однозначность, без двусмыс­ленности.

Д) Естественное право -это прирождённые и неотчуждаемые (естественные)

· права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его конституции и других законах:

· естественные пра­ва человека - ведущее место в иерархии источников действующего права данного госу­дарства,

· естественное право-роль императива по отно­шению ко всему остальному массиву действующего права(гуманистический потенциал).

3)Виды нормативных актов:

А)Два вида нормативных актов:

· законы;

· подзаконные акты.

· Основание классификации - юридическая сила нормативного акта: государственный орган, издавший закон,

положение, которое данный государ­ственный орган занимает в общей системе правотворческих органов страны, его компетенция, объ­ём полномочий.

· В зависимости от юридической силы устанавливается строгая система соподчиненияиерархия нормативных актов:

Б)Закон   — это нормативно-правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой.

· Законы  Российской Федерации по своей компетен­ции:

ü федеральные законы (их действие распро­страняется на всю территорию страны),

ü законы субъек­тов РФ (масштаб их действия понятен — только террито­рия субъекта Федерации).

· Законы по своей значимости-три группы:

ü Конституция РФ Основной закон,

ü федеральные конституци­онные законы,

ü текущие ( илиобычные) федераль­ные законы,

· Федеральные законы и законы субъектов российской федерации:

ü термин «предметы ведения»- сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства и социально-культурной жизни, ко­торые находятся в распоряжении одной или другой влас­ти — федеральной или субъекта РФ;

ü предметы ведения -три вида:

Ø предметы ведения РФ;

Ø предметы совместного ведения РФ и субъекта РФ;

Ø предметы ведения субъектов РФ.

Б)Подзаконный акт:

· подзаконный акт как источник права обладает меньшей юридической

силой, чем закон (находится под законом, ниже закона);

· подзаконные акты (указы, постановления, приказы, ин­струкции и т. д.)

принимают органы исполнительной власти, а также должностные лица — Президент, Правительство, мини­стры и др. — в пределах своей нормотворческой компе­тенции,

· подзаконные акты - принятие только на основа­нии и в точном

соответствии с законом, и прежде всего Основным.

· соотношение меж­ду различными подзаконными актами – принцип

иерархии:

ü указы и распоряже­ния Президента РФ,

ü указы, распоряжения, постановления и др. глав республик в составе РФ, губернаторов, мэров, глав администраций субъектов.

ü Постановления  Правительства РФ, правительств субъектов Федерации,

ü Инструкции ипостановления Министерств, федеральных служб, агентств и других центральных ведомств.

ü решения  органов местного самоуправления.

· Конституция РФ:

ü самое высокое положение в иерархии нормативных актов,

ü высшая юридическая сила на всей территории России.

ü задачи: Конституция РФ закрепляет: 1) основы конституци­онного строя (высшие ценности и систему политических, экономических, социальных отношений); 2) права и свобо­ды граждан; 3) федеративное устройство; 4) организацию высших органов власти.

ü соответствие Основному закону всех остальных законов и подзаконных актов,

ü Ос­новной закон - высшая нормой поведения граждан, общественных объединений, всех органов государственной власти и должностных лиц.

3)Законотворческий процесс в Российской Федерации -основные этапы, стадии:

А)Первая стадия -законодательная инициати­ва:

· право внесения законопроекта в Государ­ственную Думу:

субъекты законода­тельной инициативы: Пре­зидент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ; Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ по вопросам их ведения (т. е. по тем вопросам, которые относятся к их компетен­ции);

· право гражданина  обращения в парламент с законодательными предложениями.

Б)Вторая стадия — обсуждение законопроекта в Госу­дарственной Думе -этапы:

· предварительное обсуждение -парламентские слушания: мнения

парламентариев, мнения государственных и общественных деятелей, специалистов-экспертов (юристов, политологов, экономистов, социологов и т. д.);

· официальное обсуждение в Государственной Думе - три чтения:

ü первое чтение: проработка главных, принципиальных положений законопроекта (отклонение или одобрение);

ü второе чтение: детальное постатей­ное рассмотрение проекта в целом, внесение необходимых поправок (отклонение или одобрение);

ü третье чтение: однозначное завершение обсуждения законопроекта в нижней палате парламента, реше­ние— отклонение или одобрение законопроекта (законопроект могут при­нять сразу в трёх чтениях).

В)третья стадия — принятие закона в Государственной Думе:

· принятие обычного федерального закона: простое большинство голосов от общего числа депутатов (50% плюс 1 голос от общего числа — 450 депутатов);

· принятие Федерального конституционного закона: квалифицированное большинство (не менее двух третей голосов).

Г)четвёртая стадия — одобрение закона в Совете Феде­рации:

· 14-дневный срок рассмотрения, отклонение или одобрение;

· процедура голосования: одобрение обычного федерального закона -более полови­ны депутатов; одобрение федерального конституционно­го закона - не менее трёх четвертей от общего числа депутатов верхней палаты.

Д)пятая стадияподписание и обнародование закона:

· направление  федерального закона Президенту РФ,

· 14- дневный срок рас­смотрения и подписания (либо возвращения на повторное рассмо­трение);

· обнародование подписанного  Президентом закона, вступление в действие опубликованного закона

· отказ Президента от подписания закона, возвращение закона на

повторное рассмотрение палат: одобрение закона при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции большинством, составляющим не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, обязательность  подписа­ния Президентом и обнародование.

II.юридические лица:

III.юридические отношения:

IV.юридические нормы:

V.юридические органы:

VI.юридические санкции:

Тема 20. Мой конспект: Правоотношения и правонарушения

I.источники права:

II.юридические лица:

1) Взаимосвязь  участников  правоотношений взаимными юри­дическими правами и обязанностями.

2) Субъекты права — лица, за которыми закон признаёт способность иметь права и юридические обязанно­сти.

III.юридические отношения:

1)Правовые нормы и нормативные акты:

А)разработка, запись, принятие и издание,

Б)реальное действие-правоотношение.

2)Признаки правоотношения:

А) правоотношение — это общественное от­ношение, т. е. отношение между людьми;

Б)   правоотношения - неразрывная связь с юридическими нормами;

В) взаимосвязь участников правоотношений взаимными юри­дическими правами и обязанностями:

Г)   субъекты права — лица, за которыми закон признаёт способность иметь права и юридические обязанно­сти;

Д) охрана государством правоотношений;

Е)  правоотношение — это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отноше­ние, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности.

3) правонарушение:

А)право­мерное поведениеповедение, соответствующее требованиям права;

Б)неправо­мерное поведениеповедение, не соответствующее требованиям права, правонарушение;

В)правонару­шение - неправомерное (противоправное) общественно вредное виновное деяние, за которое предусмотрена юри­дическая ответственность:

Г)правонарушение — это всегда деяние:

действие, т. е. активное поведение,

бездействие, т. е. пассивное пове­дение, состоящее в невыполнении того действия, которое человек обязан был совершить.

Д)противоправ­ность - деяние, которое нарушает закон, нормы права. Е) правонарушение -причинение вреда обществу.

Ж)общественная  опасность -всё то, что ущемляет права и интересы участников правоотношения.

З)винов­ность деяния, т. е. наличие вины:

вина на юридиче­ском языке — это особое отношение лица к своему противоправному поведению,

осознание лицом, что оно действует противоправно,

доказанность, что в момент совершения противоправного деяния у лица был выбор: совершать его или воздержаться.

И)юридическая ответственность -примене­ние к нарушителю мер государственного принуждения.

К)степень общественной опасности правонарушения - пре­ступления и проступки:

преступление - самый опасный вид право­нарушения: Уголовный кодекс РФ (ч. 1, ст. 14) - определение: «Преступлением признаётся виновно со­вершённое общественно опасное деяние, запрещённое на­стоящим Кодексом под угрозой наказания».

Проступок: менее опасный вид право­нарушения; виды проступков -административные, дисциплинарные, гражданские, семейные и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: