А) Основные источники права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право.
Б) Правовой обычай (или обычное право) — исторически первая форма права, обычай, санкционированный государством, т. е. правило, которому государство придаёт общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение.
В) Судебный прецедент - юридический прецедент, право судей или судебное право: судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит образцом при рассмотрении аналогичных дел.
Г) Нормативно-правовой акт государственных органов:
· термин «нормативный акт»,
· нормативно-правовой акт — это выраженный в письменной форме официальный документ, принятый компетентными государственными органами и содержащий нормы права.
· преимущества перед другими источниками:
ü официальный документ, исходящий от государства,
ü общеобязательность,
ü гарантированность со стороны государства,
ü неизбежность принудительных санкций в отношении нарушителей правовых норм, закреплённых в нормативном акте.
· Особенности:
ü возможность оперативно издать, изменить или отменить нормативно-правовой акт,
ü официальное опубликование,
ü особый юридический язык: точность, понятность, однозначность, без двусмысленности.
Д) Естественное право -это прирождённые и неотчуждаемые (естественные)
· права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его конституции и других законах:
· естественные права человека - ведущее место в иерархии источников действующего права данного государства,
· естественное право-роль императива по отношению ко всему остальному массиву действующего права(гуманистический потенциал).
3)Виды нормативных актов:
А)Два вида нормативных актов:
· законы;
· подзаконные акты.
· Основание классификации - юридическая сила нормативного акта: государственный орган, издавший закон,
положение, которое данный государственный орган занимает в общей системе правотворческих органов страны, его компетенция, объём полномочий.
· В зависимости от юридической силы устанавливается строгая система соподчинения — иерархия нормативных актов:
Б)Закон — это нормативно-правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой.
· Законы Российской Федерации по своей компетенции:
ü федеральные законы (их действие распространяется на всю территорию страны),
ü законы субъектов РФ (масштаб их действия понятен — только территория субъекта Федерации).
· Законы по своей значимости-три группы:
ü Конституция РФ — Основной закон,
ü федеральные конституционные законы,
ü текущие ( илиобычные) федеральные законы,
· Федеральные законы и законы субъектов российской федерации:
ü термин «предметы ведения»- сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти — федеральной или субъекта РФ;
ü предметы ведения -три вида:
Ø предметы ведения РФ;
Ø предметы совместного ведения РФ и субъекта РФ;
Ø предметы ведения субъектов РФ.
Б)Подзаконный акт:
· подзаконный акт как источник права обладает меньшей юридической
силой, чем закон (находится под законом, ниже закона);
· подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т. д.)
принимают органы исполнительной власти, а также должностные лица — Президент, Правительство, министры и др. — в пределах своей нормотворческой компетенции,
· подзаконные акты - принятие только на основании и в точном
соответствии с законом, и прежде всего Основным.
· соотношение между различными подзаконными актами – принцип
иерархии:
ü указы и распоряжения Президента РФ,
ü указы, распоряжения, постановления и др. глав республик в составе РФ, губернаторов, мэров, глав администраций субъектов.
ü Постановления Правительства РФ, правительств субъектов Федерации,
ü Инструкции ипостановления Министерств, федеральных служб, агентств и других центральных ведомств.
ü решения органов местного самоуправления.
· Конституция РФ:
ü самое высокое положение в иерархии нормативных актов,
ü высшая юридическая сила на всей территории России.
ü задачи: Конституция РФ закрепляет: 1) основы конституционного строя (высшие ценности и систему политических, экономических, социальных отношений); 2) права и свободы граждан; 3) федеративное устройство; 4) организацию высших органов власти.
ü соответствие Основному закону всех остальных законов и подзаконных актов,
ü Основной закон - высшая нормой поведения граждан, общественных объединений, всех органов государственной власти и должностных лиц.
3)Законотворческий процесс в Российской Федерации -основные этапы, стадии:
А)Первая стадия -законодательная инициатива:
· право внесения законопроекта в Государственную Думу:
субъекты законодательной инициативы: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ; Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ по вопросам их ведения (т. е. по тем вопросам, которые относятся к их компетенции);
· право гражданина обращения в парламент с законодательными предложениями.
Б)Вторая стадия — обсуждение законопроекта в Государственной Думе -этапы:
· предварительное обсуждение -парламентские слушания: мнения
парламентариев, мнения государственных и общественных деятелей, специалистов-экспертов (юристов, политологов, экономистов, социологов и т. д.);
· официальное обсуждение в Государственной Думе - три чтения:
ü первое чтение: проработка главных, принципиальных положений законопроекта (отклонение или одобрение);
ü второе чтение: детальное постатейное рассмотрение проекта в целом, внесение необходимых поправок (отклонение или одобрение);
ü третье чтение: однозначное завершение обсуждения законопроекта в нижней палате парламента, решение— отклонение или одобрение законопроекта (законопроект могут принять сразу в трёх чтениях).
В)третья стадия — принятие закона в Государственной Думе:
· принятие обычного федерального закона: простое большинство голосов от общего числа депутатов (50% плюс 1 голос от общего числа — 450 депутатов);
· принятие Федерального конституционного закона: квалифицированное большинство (не менее двух третей голосов).
Г)четвёртая стадия — одобрение закона в Совете Федерации:
· 14-дневный срок рассмотрения, отклонение или одобрение;
· процедура голосования: одобрение обычного федерального закона -более половины депутатов; одобрение федерального конституционного закона - не менее трёх четвертей от общего числа депутатов верхней палаты.
Д)пятая стадия — подписание и обнародование закона:
· направление федерального закона Президенту РФ,
· 14- дневный срок рассмотрения и подписания (либо возвращения на повторное рассмотрение);
· обнародование подписанного Президентом закона, вступление в действие опубликованного закона
· отказ Президента от подписания закона, возвращение закона на
повторное рассмотрение палат: одобрение закона при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции большинством, составляющим не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, обязательность подписания Президентом и обнародование.
II.юридические лица:
III.юридические отношения:
IV.юридические нормы:
V.юридические органы:
VI.юридические санкции:
Тема 20. Мой конспект: Правоотношения и правонарушения
I.источники права:
II.юридические лица:
1) Взаимосвязь участников правоотношений взаимными юридическими правами и обязанностями.
2) Субъекты права — лица, за которыми закон признаёт способность иметь права и юридические обязанности.
III.юридические отношения:
1)Правовые нормы и нормативные акты:
А)разработка, запись, принятие и издание,
Б)реальное действие-правоотношение.
2)Признаки правоотношения:
А) правоотношение — это общественное отношение, т. е. отношение между людьми;
Б) правоотношения - неразрывная связь с юридическими нормами;
В) взаимосвязь участников правоотношений взаимными юридическими правами и обязанностями:
Г) субъекты права — лица, за которыми закон признаёт способность иметь права и юридические обязанности;
Д) охрана государством правоотношений;
Е) правоотношение — это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности.
3) правонарушение:
А)правомерное поведение – поведение, соответствующее требованиям права;
Б)неправомерное поведение – поведение, не соответствующее требованиям права, правонарушение;
В)правонарушение - неправомерное (противоправное) общественно вредное виновное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность:
Г)правонарушение — это всегда деяние:
действие, т. е. активное поведение,
бездействие, т. е. пассивное поведение, состоящее в невыполнении того действия, которое человек обязан был совершить.
Д)противоправность - деяние, которое нарушает закон, нормы права. Е) правонарушение -причинение вреда обществу.
Ж)общественная опасность -всё то, что ущемляет права и интересы участников правоотношения.
З)виновность деяния, т. е. наличие вины:
вина на юридическом языке — это особое отношение лица к своему противоправному поведению,
осознание лицом, что оно действует противоправно,
доказанность, что в момент совершения противоправного деяния у лица был выбор: совершать его или воздержаться.
И)юридическая ответственность -применение к нарушителю мер государственного принуждения.
К)степень общественной опасности правонарушения - преступления и проступки:
преступление - самый опасный вид правонарушения: Уголовный кодекс РФ (ч. 1, ст. 14) - определение: «Преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое настоящим Кодексом под угрозой наказания».
Проступок: менее опасный вид правонарушения; виды проступков -административные, дисциплинарные, гражданские, семейные и др.