II.психологический аспект- Из статьи А. Володина. Мнение из Интернета (newsland.ru)

1) Когда в прессе появляется очередной демографический анализ ситуации в Российской Федерации, то снова речь заводится о проблемах, связанных с низким уровнем жиз­ни. Мол, доходы не позволяют нашим гражданам иметь столько детей, сколько нужно стране для прироста чис­ленности её населения. Но позвольте... Неужели в сере­дине — конце 1940-х годов, когда в СССР наблюдался резкий рост рождаемости, люди были обеспеченнее, чем сейчас?.. Неужели в 1980-е годы, когда средняя продолжи­тельность жизни в СССР достигла рекордных для нашей страны 74 лет, народ купался в роскоши?.. Конечно же, нет. Выходит, что обеспеченность, жизнь «как сыр в мас­ле» — это далеко не главный показатель роста числа жи­телей государства и средней продолжительности жизни. Примеров тому хватает и сегодня...

2) Далеко не прямую пропорциональность между доходами населения и его численностью можно наблюдать на при­мере целого ряда стран. Так, в Германии среди немецких семей (этнических немцев) сегодня редко можно встре­тить ту семью, в которой родилось более двух детей. За­то в семьях выходцев из Турции, проживающих в той же Германии, детей рождается не в пример больше.

3) На основе этих данных можно сделать вывод о том, что главенствующая роль в демографическом вопросе принад­лежит системе ценностей — общественной ментальности народов, населяющих государство. Большую роль играют и религиозные корни...

4) Однако это вовсе не должно стать оправданием для тех представителей федеральных и региональных властей, ко­торые желают списать низкую рождаемость только лишь на несознательность народа...

5) Очередная галочка напротив числа родившихся вовсе не означает, что от этого повысится численность населения села, города, области, края, республики и всего государ­ства. Не нужно забывать о том, что главная российская демографическая проблема заключается не в количестве новорождённых, а в социальной ответственности как перед самим собой, так и перед обществом.

6) Не будем забывать, что демография не менее важная составляющая независимости государства, чем армия.

7) По­этому для решения демографической проблемы в России нужно целенаправленно и методично повышать уровень культуры и духовности в обществе, предлагать комплекс социальных гарантий для семей, продолжать вкладывать­ся в медицину, развивать экономику, проводить популя­ризацию многодетных семей...

III.технологический аспект- миграция:

1) Проблемы депопуляции, старения населе­ния, кризис семьи.

2) Решение демографи­ческие проблем за счёт миграции населения; данные переписи населения 2010 г. в России -воз­можность оценить, как обстоит дело с миграциями населе­ния в нашей стране:

А)внутренние миграции:

объёмы и направления -влияние на перераспределение численности населения субъектов Рос­сийской Федерации;

передвижения внутри страны, связан­ные со сменой места жительства, в общем миграционном обороте в 2009 г. - 85%;

данные текущего учёта (за 2003—2009 гг.): почти 15 млн человек, или каждый десятый житель России;

ориентация потока с севера и востока в центр;

 отличие от прошлого межпереписно­го периода: привлекательные для жителей России - юго-западные территории, в последние 8 лет положительный миграционный прирост - Северо- Западный федеральный округ;.

два мигра­ционные полюса — Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдаёт;

практически весь по­ложительный миграционный прирост, получаемый округом во внутрироссийских миграциях, -Москва и Московская область (93%);

почти 70% общего сокращения численности населения Дальневосточного федерального окру­га и 40% Сибирского федерального округа - за счёт миграционного обмена населением между округами.

Б)Внешняя миграция:

2009 г. - всего 15% от общего миграционного оборота, влияние на изменение численности населения России в целом;

объёмы международной миграции -изменения в за­конодательстве: сокращение числа при­бывших в 2001 г.- ограничения приёма граждан стран СНГ; последующие

Туркмения - 1,3% Таджикистан - 10,3
Удельный вес иммигрантов из стран — участников СНГ по странам прежнего проживания
Украина - 17,6%
Узббки- стан - 16,3%
Молдавия — 6,3%
Бело­руссия - 2,1%
Казахстан - 14,8%
Киргизия - 8,9%
Азербайджан - 8,7% Армения - 13,7%

годы в статистический учёт - все граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов стра­ны, и иностранные граждане и лица без гражданства, полу­чившие вид на жительство.

3) Роль иммиграции для противодействия быстрой убыли населения России: ограничения; приём большого количества мигрантов вообще, особенно же мигрантов иноязычных, связанных с другими культурными традициями, - сложный процесс, проблемы миграции — это один из новых вызовов, на которые России придётся отве­чать в XXI в.

IV.информационный аспект- демография:

1) демографические проблемы во всём мире, в том числе и в России:

А)ужасы перенаселения нашей планеты,

Б)опасность резкого сокращения народонаселения и депопуляции.

2) демография — наука о численности, составе и тенденциях изменения народона­селения:

А)данные статисти­ки, периодических переписей населения и социологических опросов,

Б)противо­речивая картина состояния народонаселения в современной России.

V.организационный аспект -возрастной состав населения России:

1) старение населения страны:

А) итоги переписи 2010 г.: средний возраст жителей России составил 39 лет (в 2002 г. — 37,7 года):

Б)между­народные критерии: население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и старше во всём населении превышает 7%; в настоящее время почти каждый восьмой россиянин, т. е. 12,9% жителей страны, находится в воз­расте 65 лет и старше.

2) Численность населения в возрасте 0—15 лет:

А)1990—2000гг.-сокращение;

2008 г. - увеличение на 44 тыс., или на 0,2%, 2009 г. — на 313 тыс., или на 1,4%.

3) Пенсионный возраст: каждый пятый житель России (30,7 млн человек на 1 января 2010 г.)

4) Чис­ленность детей и подростков до 16 лет на 7,9 млн человек, или на 25,6%, меньше, чем лиц старше трудоспособного возраста.

5) Состав населения России - гендерная диспропорция:

А)численность мужчин на 1 января 2010 г. 65,6 млн человек, женщин — 76,3 млн человек (на 10,7 млн человек, или на 16,2%, больше);

Б)на 1000 мужчин - 1162 женщины;

В)процесс демографического старения женщин: в структуре на­селения вышеуказанных возрастов женщины - более двух третей (68,7%).

Г) численное превышение женщин над мужчинами в соста­ве населения -с 29 лет и с возрастом увеличение;

Д)высокий уровень преждевременной смерт­ности мужчин.

6) Возрастно-половая пирамида - изменения в период между двумя переписями населения в 2002 и 2010 гг.


Возраст, лет

Тыс. человек

Перепись 2002 г. — На 1 января 2010 г.


7)Старение населения - дополнительные требования к развитию социального обеспечения, медицинскому обслу­живанию пожилых людей:

 А)увеличение доли пожилых -увеличение пенсионного возраста,

Б)усиление проблемы одиночества пожи­лых людей, их отчуждения от молодых поколений.

VI.методологический аспект- рождаемость и смертность:




Рождаемость.

А) Число супружеских пар, по данным переписи 2010 г.- 33 млн (в 2002 г. 34 млн); из общего числа супружеских пар - 4,4 млн (13%) в незарегистрированном браке (в 2002 г. 3,3 млн, или 9,7%).

Б)   Показатели рождаемости -позитивная динамика в последний межпереписной пе­риод: 2009 г. родилось 1,8 млн детей, на 47,8 тыс. человек (на 3%) больше, чем в 2008 г.; рост рождаемости в России с 2000 г. П: уве­личение в 2007—2009 гг.,средние и стар­шие возрастные группы матерей, которые вносят главный вклад в рождение вторых и последующих детей.

В) 2009 г. в 30 субъектах Российской Федерации - выборочное обследование «Семья и рождаемость»: четверть опрошенных женщин, родивших второго ребёнка в 2007—2009 гг., -влияние мер демографической политики.

Г)   Суммарный коэффициент рождаемости в 2009 г. -1,5 ребёнка на одну женщину репродуктивного возрас­та; перелом отрицательных тенденций, для простого воспроизводства населения; необходимость  на одну женщину иметь не менее двух детей.

Смертность.

А) естествен­ная убыль, т. е. превышение числа смертей над числом рождений, эмиграция в зарубежные страны.

Б)   гендер­ные разрывы в показателе ожидаемой продолжительности жизни при рождении, что является следствием высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте; показатель ожидаемой продолжительности жизни при рож­дении по сравнению с 2006 г.  -рост у мужчин на 2,4 го­да, у женщин на 1,4 года; рост продолжительности жизни у мужчин - за счёт снижения смерт­ности в трудоспособном возрасте.

В) Первое место среди причин смерти трудоспособного насе­ления - болезни системы кровообращения, другие заболевания, а также автокатастрофы; огромный фактор риска — злоупотребление алкоголем: в 2009 г. умерло 50,5 тыс. мужчин и 18,1 тыс. женщин.

Г)  Ситуация, которая сложилась с народонаселением в Рос­сии в 1990-х — начале 2000-х гг., - депопуляция: социальные последстви­я- сокращение трудового потенциала страны, экономически активного населения.

Д) В 2009 г. естественная убыль - 249 тыс. человек, это наименьший показатель за последние 16 лет (наивыс­шая естественная убыль в 2000 г. — 949 тыс. чело­век); в 2010 г. убыль - 241 тыс., а в 2011 г. — 131 тыс. человек; улучшение демографической ситуации - меры, принимаемые в нашем государстве по снижению смертности и увеличению рождаемости: материнский капитал, мера социальной поддержки государством семей, в которых рож­дается второй или последующий ребёнок, в2013 г. сумма материнского капитала - около 409 000 р.

Е)  С 2009 г. - снижение уровня младенческой смертности: 8,1 умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся.

Раздел 3. Политическая сфера общества.

Тема 20. Мой конспект: Политика и власть

I.объект- политика:

I.1.политика:

1)Слово «политика».

2)В науке политика - три измерения:

А)вид человеческой деятельности, активности социальных групп и

отдельных личностей;

Б)сфера общественной жизни, одна из подсистем об­щества в целом;

В)тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и

большими общностями.

I.2Политические отношения.

1)Политические отно­шения — это взаимосвязи и взаимодействия,

А)возникающие между людьми в процессе политической деятельности:

Б)взаимосвязи социальных общностей и личностей в сфере власти, политики,

управления;

В)взаимоотношения субъ­ектов политической жизни по поводу завоевания,

исполь­зования и перераспределения политической власти;

Г)использование власти в центре и на местах.

2)Политические отношения -распределение в обществе власти, прав и

полномочий, с разграничением предметов ведения центра и мест; отно­шения

между:

А)государственными органами и учреждениями (напри­мер, между

правительством и парламентом);

Б)государством и социальными группами (например, между государством и

предпринимателями);

В)государством и негосударственными общественными организациями и

движениями (например, между государ­ством и церковью);

Г)политическими партиями, а также между политиче­скими партиями и

неполитическими организациями (на­пример, между партиями и

профсоюзами);

Д)государством и гражданами;

Е)различными государствами на международной арене;

Ж)государством и международными политическими объ­единениями

(например, ООН, НАТО).

3)Проявления этих взаимосвязей:

А)отношения соперничества, конкуренции (например, между политическими

партиями);

Б)взаимной ответственности (на­пример, между гражданином и

государством); поддержки (например, избиратели и какая-либо партия); сотрудничества (например, партия и профсоюзы);

В)союза (например, несколько государств);

Г)конфликта (например, между государствами или государством и той или

иной социальной группой) и т. д.

4)Основа политических отношений -интересы и цели, совпа­дение или

А) расхождение которых предопределяет развитие взаимодействия

участников политической жизни; 

Б)характер взаимоотношений -зависимость от экономических и социальных

факторов, от политической культуры общества, от политической воли

субъектов политики.

5)Политические отношения — это совокупность мно­гообразных,

многоуровневых взаимосвязей и взаимодей­ствий субъектов политики,

которые регулируются комплексом социальных норм: политическими

принципами, традиция­ми, правовыми и этическими нормами.

II.субъект:

II.1.Субъекты политики:

1_Субъекты политики:

А)Люди; М. Вебер (1864—1920) -три степе­ни вовлечённости индивидов в политическую деятельность:

политики «по случаю» - все участники выборов;

политики «по совместительству» - деятели общественно-политической

организации, который, не прекращая своей основной профессиональной деятельности (например, врача, бизнесмена и др.), одновре­менно занимается и политикой, что не становится для него первоочередным делом жизни;

профессиональные поли­тики - те, кто живёт «для политики» либо «за счёт» политики, для этих деятелей политика — главное за­нятие и главное условие их материального благосостояния.

Б)Большие социальные группы: классы, со­циальные слои, этнические общности, сословия и т. п.).

В)Политические организации и объединения:

политические партии: лей­бористы и консерваторы в Великобритании, демократы и республиканцы в США, партии, возникшие в России в начале XX в., и др.

государство: внутренняя и внешняя политика того или иного государства, правительства, государственного деятеля.

Г) П олитическая элита:

э то группы лиц, концентрирующие в своих руках власть, осуществляющие политическое руководство обществом, определяющие пу­ти и цели политического развития;

состав политической элиты - высшие государственные деятели, лидеры политиче­ских партий, руководители парламента, лица, занимающие ключевые позиции в силовых структурах государства, сред­ствах массовой информации, и др.

Д)Субъекты политики:

личности,

соци­альные группы,

политические организации,

политические элиты.

II.2.Политическая сфера и политические инсти­туты.

1)Политическая сфера — это одна из четырёх сфер жизни общества:

А)различ­ные формы политической деятельности;

Б)отношения между людьми, возникающие в процессе этой деятельности;

В)орга­низации и учреждения, которые создаются для реализации

политических целей и задач;

Г)политическое сознание людей, которое направляет их деятельность в

сфере политики.

2)Политические институты:

А)главные социальные институты, реализующие основополагающие потребности общества в интеграции, безопасности и социальном порядке;

2)определённый вид полити­ческой деятельности, группа людей, специализирующихся на её выполнении;

3)политические нормы, регулирующие отношения внутри этих институтов, с други­ми политическими и неполитическими институтами;

сред­ства, необходимые для достижения поставленных целей.

3)Основной политический институт - государ­ство:

А)существенные признаки государства,

Б)состав государства:

В)институт пре­зидентства,

Г)институты законодательной, исполнительной и судебной власти,

Д)институт выборов и др.

4)Важнейший политический институт- политические партии:

А)История партий -более полутора столетий;

Б)Партийно-политическая деятельность: боль­шое количество людей, устойчивые формы, традиции, правовые нормы и политические принципы.

В)Политическая партия — это добро­вольное объединение людей, имеющих общие политиче­ские взгляды, добивающихся осуществления поставленных целей через завоевание власти или участие в её осущест­влении; партия- выражение и защита интересов определённой социальной общности (класса, социального слоя и т. п.);

Г)Признаки партии:

стремление добиться до­стижения поставленных целей через завоевание власти или участие в осуществлении власти;

существование в истори­чески протяжённом периоде времени;

наличие чёткой орга­низационной структуры, закреплённой партийным уставом;

стремление создать для себя массовую опору;

общие для членов партии идеи, изложенные в партийной программе.

4)Существенный признак любого социального института - комплекс правовых и иных социальных норм, ре­гулирующих определённый вид деятельности:

А)В Российской Федерации закон определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в обществен­ных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Б)Каждая политическая партия самостоятельно определя­ет свои политические цели, ближайшие и долгосрочные идеи, которые находят отражение в партийной программе и уставе. Основными целями политической партии, согласно закону, являются:

формирование общественного мнения;

политическое образование и воспитание граждан;

выражение мнений граждан по любым вопросам об­щественной жизни, доведение этих мнений до сведения ши­рокой общественности и органов государственной власти;

выдвижение кандидатов на выборах в законодатель­ные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, уча­стие в выборах в указанные органы и в их работе.

В) Политические партии -отличие от других полити­ческих институтов:

по сравнению с общественно-полити­ческими движениями - большая идейная и организационная общность,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: