а) тимус; г) аппендикс;
б) жёлтый костный мозг; д) миндалины.
в) селезёнка;
9. Ферменты, расщепляющие белки, выделяются:
а) слюнными железами; г) печенью;
б) железами желудка; д) железами тонкого кишечника.
в) поджелудочной железой;
7
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2019–2020 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
Какие из органелл, изображённых на рисунке, являются одно-мембранными?
а) 2, 5;
б) 3, 4;
в) 2, 7;
г) 5, 6;
д) 1, 8.
8
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2019–2020 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
Часть 3
Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов знаком «Х» укажите вариант ответа «да» или «нет».
1. В настоящее время все используемые для лечения бактериальных инфекций антибиотики получают из грибов.
2. Чина, акация, арахис и горох – это представители одного семейства.
3. Для обитающих в России хвойных характерно опыление ветром.
4. Сократительные вакуоли есть у всех инфузорий.
5. Комары, мухи и вши – представители отряда Двукрылые, обладающие колюще-сосущим или лижущим ротовым аппаратом.
6. Кровь дождевого червя содержит гемоглобин.
7. Слуховые косточки молоточек и наковальня имеются только у млеко-питающих.
8. Давление крови в полых венах может достигать отрицательных значений.
9. В лёгких человека на любой стадии процесса дыхания определённый объём занят углекислым газом.
10. Протоки поджелудочной железы и желчевыводящие протоки печени впадают в тощую кишку.
11. Гормоны щитовидной железы регулируют энергетический обмен.
12. Печень способна быстро и без серьёзных последствий регенерировать до
70 % своего объёма, удалённого при хирургической операции.
13. Зона коры больших полушарий мозга, ответственная за кожно-мышечную чувствительность, расположена в затылочной части мозга.
14. Ключевым событием световой фазы фотосинтеза является выбивание электрона из молекулы никотинамиддинуклеотидфосфата.
15. Отсутствие кишечника у ленточных червей указывает на биологический регресс этой группы животных.
9
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2019–2020 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
Часть 4
Задание 1. Каким из перечисленных способов(А–В)соединены между собойприведённые пары костей (1–6) человека? Результаты внесите в таблицу ответов.
Способы соединения:А–подвижно,сустав;Б–полуподвижно черезхрящевые прокладки; В – не соединены.
Пары костей:
1 – ребро и позвонок;
2 – ребро третьей пары и грудина;
3 – ключица и лопатка;
4 – ключица и грудина;
5 – лопатка и позвонок;
6 – ребро девятой пары и грудина.
Задание 2. Установите соответствие между названиями структур (А – Д) и цифрами на рисунке (1 – 5).
А – проксимальный каналец; Б – собирательная трубочка;
В – петля Генле;
Г – дистальный каналец;
Д – капсула Боумена–Шумлянского.
10
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2019–2020 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
Задание 3. Установите соответствие между признаком растений (А – Е) и отделом (1 – 2), для которого он характерен, поставив знак «Х» в соответст-вующую ячейку.
Признак растений:
А) листостебельные растения, не имеющие корней; Б) имеют хорошо развитую проводящую систему;
В) некоторые растения содержат водоносные клетки, в которых запасается
вода;
Г) недоразвитая проводящая система, поэтому рост растения ограничен;
Д) половое поколение (гаметофит) преобладает над бесполым (спорофитом); Е) спорофит преобладает над гаметофитом.
Отдел:
1. Моховидные;
2. Папоротниковидные.
11
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО БИОЛОГИИ. 2019–2020 ГОД
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС
Бланк записи ответов
Часть 1
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||||||||||||||||||||||||||
|
| а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
|
| б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
|
| в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
|
| г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часть 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Да/нет | д | н | д | н | д | н | д | н | д | н | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Да/нет | д | н | д | н | д | н | д | н | д | н | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часть 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ | 1 | 2 |
| 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Да (верно) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нет (неверно) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часть 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1 | Пары костей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип соединения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 2 | Название структуры | А | Б | В | Г | Д | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цифра на рисунке | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 3 | Признак растения | А | Б | В | Г | Д | Е | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отдел | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12