Как образовалось объединение передвижников

В знаменательный день (9 ноября) в Академии был запланирован конкурс, посвященный её столетнему юбилею. Предполагалось, что конкурсанты, имеющие малую золотую медаль, предоставят картины, написанные по тематике «Пир в Валгалле». Но молодым людям германо-скандинавский сюжет показался неприемлемым. Художники посчитали его несовременным, далеким от реалий. Под руководством Ивана Крамского академисты поочередно покинули учебное заведение.

Юбилейное конкурсное мероприятие оказалось сорванным. Сторонники реализма и острой социальной направленности в живописи объединились в независимое содружество, которое получила название «Артель художников». Оно просуществовало недолго, но дало толчок к появлению товарищества, организовывавшего передвижные выставки. Его участников именовали передвижниками.

Чем занималась «Артель»

Творческое объединение стало действительно уникальным в истории русского искусства. Оно функционировало независимо от академии. Участники пропагандировали реализм, предпочитали в работах социальную направленность, отрицали значимость мифологии, наигранности. Художники, устроившие бунт, отказавшиеся от большой золотой медали ради идеи, имели общее хозяйство. Оно находилось в одном из домов Василеостровского острова. Управлялась с ним жена Крамского. Сами артельщики рисовали на заказ, проводили уроки для желающих, каждый четверг устраивали собрания, где обсуждались проблемы, имеющиеся в области современного искусства.

Вскоре существование «коммуны» прекратилось из-за финансовых разногласий. Некоторые художники пожелали возобновить сотрудничество с Академией. Это возмутило Крамского настолько, что он покинул Артель. Постепенно её хозяйство превратилось в убыточное. Спустя семь лет со дня создания последней появилось новое объединение. Живописцы из Москвы и Петербурга вдохновились идеей народничества. Главной задачей «Товарищества передвижных художественных выставок» стала просветительская работа. Члены объединения устраивали выставки, посещая с ними разные города. Они противопоставляли собственное творчество приевшемуся академизму.

Кто они – лучшие из лучших

Василий Перов – художник, известный как «певец скорби». Персонажи большинства его картин – обычные крестьяне, изображенные голодными, замученными, замерзшими, горюющими за умершими родными. Рисовал он и портреты, и исторические сюжеты.

Алексей Саврасов – надежда русского искусства. Именно так называли его в кругах петербуржской интеллигенции. Он писал подлинную природу, характерную для средней полосы, объединяя в полотнах два стиля – романтизм, реализм.

Иван Шишкин – царь леса, воспевавший величественную красоту природы, научившийся очень тонко передавать на холст цветовую гамму.

Илья Репин, известный жанровыми и историческими полотнами. Некоторые его работы стали классикой русского художественного искусства. Есть в коллекции мастера портреты.

Николай Ге – математик, ставший живописцем. Его лучшая работа в реалистичном стиле – «Тайная Вечеря».

Василий Поленов писал красивые пейзажи, используя необычные яркие, сочные краски, мечтавший полностью воссоздать земную жизнь Христа на холсте.

Братья Васнецовы – художники, влюбленные в родные края. Виктор предпочитал бытовую и историческую живопись, рисовал иллюстрации к книгам и эскизы к архитектурным постройкам, расписал множество храмов. Аполлинарий писал этюды неба, пейзажи разных уголков России.

Василий Суриков – мастер исторических полотен. Живописец уделял особое внимание персонажам своих картин, прорабатывал не только черты лица, но жесты, и наряды.

Архип Куинджи – непризнанный художник. Поступив в Академию только с третьей попытки, он сумел стать одним из лучших в своей эпохе. Его работы покупались коллекционерами и императорской семьей. В арсенале живописца есть несколько мрачных полотен, полностью отражающих основные принципы передвижников.

Исаак Левитан писал пейзажи под настроение. Он создал множество картин, отображающих природу Крыма, Волги, Парижа.

Братья Маковские. Владимир писал картины, рисунки, жанровые сцены. Константин был одним из самых дорогих портретистов. На многих его полотнах встречается также бытовые жанровые сцены.

Валентин Серов – портретист и иллюстратор. Художник написал много пейзажей, в том числе смешанных с портретным рисунком или интерьером.

Задачи сообщества передвижников

Основное направление деятельности сообщества художников-передвижников – организация выставок картин, на которых показаны реалии современной жизни без прикрас.

Товарищество составило собственный устав, официально утвержденный в 1870 году. Согласно последнему, его участники могли устраивать выставки в любом городе Империи для ознакомления с творчеством жителей провинциальных поселений, развития любви к художественному искусству со стороны обычных граждан, облегчения продажи работ. Описывались в уставе правила управления, требования к новичкам, прочие детали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: