Биография
Будущий великий творец родился в 1377 году. В отличие от других флорентийских художников он был выходцем из не простой семьи ремесленников.
Мать, Джулиана Спини (Giuliana Spini), принадлежала к знатному, богатому роду. Отец, Брунеллеско ди Липпо Лапи (di ser Brunellesco di Lippo Lapi), был почетным гражданином Флоренции, известным нотариусом, активно участвовавшим в политической жизни города, и выполнявшим важные дипломатические миссии.
Как и надлежало детям из состоятельных семей, Филиппо получил блестящее гуманитарное образование. С ранних лет он обучался латыни, словесности, литературе, богословию. Юноша проявлял незаурядный талант к точным наукам, усердно штудировал арифметику, геометрию и физику, удивляя позже своими познаниями знаменитого ученого Паоло Тосканелли (Paolo dal Pozzo Toscanelli). Еще в молодом возрасте разносторонне одаренный Филиппо увлекался живописью, и вместе с тем конструировал и мастерил всевозможные приспособления и технические новинки.
Приобретая профессию, он практиковался в рисовании, лепке, гравировании, обучался у знаменитого ювелира Линардо ди Маттео Дуччи в Пистойе (Pistoia), и быстро преуспел в выбранной стезе. В 1398 году стал членом флорентийской гильдии искусств Арте делла Сета (Arte della Seta). В 1402 году уехал вРим, где несколько лет скрупулёзно осваивал принципы и особенности сооружений античных времен.
|
|
Вернувшись в родной город, Филиппо Брунеллески быстро завоевал огромный авторитет и уважение со стороны жителей Флоренции. Долгие годы на него была возложена функция главного архитектора, занимавшегося планированием городской среды и выполнявшего важные правительственные заказы.
В дошедших до наших дней документах синьории (местного органа самоуправления) великий творец описывается современниками, как человек «проницательного ума, одаренный удивительным мастерством и изобретательностью».
Скульптурные работы
Создание скульптурных произведений относится к раннему этапу творчества Брунеллески. Не все творения удалось сохранить. Так, например, изваяние Марии Магдалины, выполненное из дерева для украшения церкви Санто-Спирито (basilica di Santa Maria del Santo Spirito), сгорело в страшном пожаре 1471 года.
Самым известным скульптурным творением считается бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака» (1401 год), выполненный для конкурса мастеров, претендующих на оформление дверей баптистерия Сан-Джованни (battistero di San Giovanni).
Произведение отличается оригинальностью, реалистичностью и свободой композиционного решения. Несмотря на то, что Филиппо не выиграл конкурс, бронзовый рельеф был признан работой, заслуживающей наивысших оценок. Ценители искусства могут увидеть его в Национальном музее Барджелло во Флоренции (Museo nazionale del Bargello).
|
|
Самые знаменитые архитектурные творения
Самые знаменитые архитектурные творения авторства мастера Филиппо Брунеллески находятся, конечно, во Флоренции.
Купол Брунеллески (Cupola del Brunelleschi)
Главное произведение мастера во Флоренции, принесшее ему невероятную известность, – купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (la Cattedrale di Santa Maria del Fiore).
В этом монументальном творении воплощена гениальная инженерная мысль: при гигантских размерах восьмигранной конструкции (ее высота составляет 90 метров) удалось создать легкость, гармоничность, простоту и ясность форм. Возведение купола началось в 1420 году и завершилось спустя 14 лет. В ходе беспрецедентного строительства молодой архитектор, не имевший ранее опыта работы с такими масштабными объектами, придумал и реализовал несколько уникальных приемов, обеспечивших устойчивость и надежность сооружения:
1. Изгиб угла ребер соответствовал 60 градусам, а уровень наклона сохранялся благодаря деревянным лекалам, передвигающимся вверх по мере появления новых рядов кладки;
Кирпичная кладка осуществлялась не горизонтально, а с уклоном внутрь (согласно римскому способу), что ослабляло внутренний распор и уменьшало нагрузку на основание здания;
2. Кирпичи располагались «елочкой», за счет чего отпадала необходимость использовать кружала (специальные дугообразные доски для возведения каменных сводов);
3. Купол состоял из двух оболочек, при этом внутренняя играла роль мощного каркаса, созданного из вплетенной в кладку арматуры, а внешняя – выполняла защитную и декоративную функции.