Условно различают три ступени ловкости

¾ Первая характеризуется пространственной точностью и координированностью движений, измеряется мерами пространства. Скорость выполнения движения на этой ступени не имеет значения. Первая ступень выявляется при выполнении стандартного пространственного точного движения, независимо от времени реализации.

¾ Вторая ступень ловкости характеризуется пространственной точностью и координацией при максимальной быстроте движений, т.е. пространственные измерения ловкости сочетаются с временными.

¾ Третья ступень ловкости (высшая) проявляется в переменных условиях. Спортсмен, обладающий высшей ступенью ловкости, безошибочно, точно, быстро совершает отдельные движения и выбирает из имеющихся у него в арсенале моторных навыков.

Основным методом развития ловкости является обучение разнообразным двигательным навыкам. упражнения в действиях, затрудняющих сохранение равновесия, например, в ходьбе на ограниченной опоре, а также упражнения в действиях с прямолинейными и угловыми ускорениями, например, в кувырках с различными направлениями.

Сенситивные периоды развития ловкости: 8 и 14 лет.

А сложная координация: 9 - 10 и 12 - 13 лет.

2. Быстрота – физическое качество, определяемое способностью

срочно реагировать на определенные раздражители, а также частотой одиночных движений в единицу времени (темпом движений) и скоростью перемещения тела или его частей в пространстве. Быстрота – генетически контролируемое качеств.

Быстрота движений зависит от скорости протекания физиологических процессов в центральной нервной системе и в месте нервно-мышечной передачи. С возрастом она повышается, что и обусловливает возрастное увеличение скорости

движения. Наиболее значительно быстрота движений повышается от 4-5 до 13-14 лет. Затем темп ее увеличения замедляется.

Делиться на 2 группы:

a) быстрота одиночного движения (например бег)

b) быстрота двигательных реакций - это процесс, который начинается с восприятия информации побуждающих действия и заканчивается с началом ответных реакций.

В среднем школьном возрасте все большее место должны занимать скоростно-силовые упражнения: прыжки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные ускорения в беге, метания. Следует также включать повторное преодоление коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью. В старшем школьном возрасте применяется комплекс собственно скоростных, скоростно-силовых упражнений и упражнений для развития скоростной выносливости. Используются и спортивные игры, эстафеты. Дистанция бега для развития скорости увеличивается до 80-100 м.

Сенситивные периоды развития быстроты: 10 - 11 лет и 14 – 15.

3. Выносливость – физическое качество, определяемое

способностью выполнять в течение длительного времени какую-либо деятельность без снижения ее интенсивности. Выносливость в большей мере тренируемое качество. Развитие общей выносливости тесно связано с развитием сердечнососудистой, дыхательной системы.

В возрасте 7-9 лет заметно увеличивается выносливость к аэробной работе. Для общей выносливости сенситивный период проявляется гораздо позже - в 15-20 лет, а максимальное значение - в 20-25 лет. Общая выносливость характеризует способность человека выполнять динамическую работу умеренной интенсивности в течение длительного времени. В основе выносливости лежит повышение энергетического потенциала организма и способности к более полной его мобилизации. Повышение функционального уровня вегетативных систем, устойчивости нервных центров к длительно действующим на них импульсам с периферии.

На уроках физического воспитания применяют упражнения, которые дают возможность оказывать точно дозированное воздействие: для 12-13-летних - темповый бег на 200-400 м в чередовании с ходьбой; медленный бег продолжительностью до 2 мин для мальчиков и до 1,5 мин для девочек; ходьба на лыжах на 3-3,5 км для мальчиков и на 2-3 км для девочек; для 14-15-летних - темповый бег на 400-500 м для мальчиков и на 200-300 м для девочек.

4. Сила – физическое качество мышц. Определяется либо

максимальным грузом, который она может поднять, либо максимальным напряжением, которое она может развить при изометрическом сокращении.

Различают:

a) абсолютная сила - это величина максимальных усилий

b) относительная сила - это величина абсолютной силы отнесенная на килограмм массы тела

Градиент силы - это способность человека приращивать усилия в единицу времени (например подтягивание на время)

Прирост силы в дошкольном и младшем школьном возрасте связан с увеличение толщины и силы отдельных мышечных волокон, развитием быстрых мышечных волокон и мышечной массы. Прирост мышечной массы в различных мышечных волокнах происходит неравномерно. У дошкольников прирост массы тела не опережает прирост мышечной массы, потому относительная сила у них не изменяется. С 6-7 лет прирост силы мышц опережает прирост массы тела, и сила ребенка начинает увеличиваться. У дошкольников мышцы сгибатели сильнее мышц разгибателей и поэтому им трудно удерживать выпрямленные позы. Наибольшую силу имеют сгибатели туловища, бедра и подошвы. Сила мышц разгибателей этих звеньев начинает развиваться с 9-11 лет. К детям дошкольного и младшего школьного возраста надо быть особенно внимательными, так как отсутствие сильного «мышечного корсета» приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника, а слабость стоп при больших отягощениях может привести к плоскостопию. В этом возрасте необходимо укреплять мышцы физическими упражнениями.

Сенситивные периоды развития силы: у юношей (13 -14 лет и 17 -18),

у девушек (11 - 12 и 15 - 16). Естественным путем развивается до 25 лет.

5. Гибкость – физическое качество, определяемое способностью

выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.

Гибкость оценивается по суммарной подвижности в суставах тела, включая позвоночник. Его низкий уровень не позволяет человеку быстро осваивать двигательные навыки, затрудняет развитие и проявление физических качеств силы, быстроты, делает работу неэкономичной, может быть причиной повреждения опорно-двигательного аппарата (мышц, связок). Достаточное развитие гибкости на базе большой амплитуды движений в суставах обеспечивает эффективное развитие силы, т.к. позволяет полностью использовать эластические свойства мышц, механизмы внутри и межмышечной координации. Высокий уровень гибкости вносит существенный вклад в механизмы интегрального физического качества – ловкости.

Гибкость – врожденное качество, зависящее от анатомических особенностей суставов, физико-химического состояния их поверхностей, эластичности связочного аппарата, мышц, кровоснабжения. Оно подлежит развитию под влиянием средств физического воспитания, в результате чего создается «запас гибкости». У больших спортсменов это двигательное качество удерживается на достаточном уровне в более старшем возрасте, чем у лиц, не занимающихся спортом.

Различают:

a) активная гибкость - увеличение амплитуды за счет напряжения мышц.

b) пассивная гибкость - амплитуда достигается за счет внешних растягивающих сил.

Разница между активной и пассивной гибкостью называется "запас гибкости".

Средства развития гибкости: упражнения на растягивания с постепенным увеличением амплитуды; маховые упражнения в медленном темпе (не должно быть болевых ощущений).

Сенситивные периоды развития гибкости: 5 - 6 и 9 - 14 лет; активная гибкость развивается: 10 - 14 лет; пассивная гибкость: 9 - 11 лет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: