Стратегии ценообразования – это определение возможной динамики изменения исх. цены товара в зависимости от условий рынка.
При выборе ценовой стратегии предприятия на практике необходимо учитывать следующие факторы:
1. Характеристики товара, в первую очередь степень новизны, особенности товара и его жизненный цикл
2. условия конкуренции
3. Условия производства и реализации товара, издержки и величина ожидаемой прибыли
4.Характер и ситуация на рынке, особенности рынка и сбыта
5. Соотношение спроса и предложения, соответственно эластичность спроса и предложения
6. Доля рынка, контролируемая предприятием
Существует два основных подхода к ценовой стратегии:
1. Пассивный, где предполагается следовать за лидером в ценах или адаптироваться к условиям рынка
2. Активная – разработка своей модели ценовой политики, подчиненность ее собственным интересам
Виды стратегий:
1. «снятие сливок» - при появлении нового товара предприятия устанавливается макс высокая цена. Это возможно, если уверены, что потребитель согласен покупать по этой цене новую продукцию.
|
|
Преимущества стратегии: при высокой цене гарантируется высокий уровень рентабельности предприятия, высокая цена помогает сдержать спрос на продукцию
Недостаток: привлекает потенциальных конкурентов, которые пытаются изучить наш успех.
2. цена за внедрение (проникновение) на рынок – при освоении рынка –предприятие для привлечения максимального числа покупателей устанавливает значительно более низкую цену, чем у предприятий-конкурентов на аналогичную продукцию
3. цена лидера на рынке или в отрасли (стратегия следования в отрасли и на рынке) – цена на товар устанавливается исходя из цены конкурента или ведущей фирмы
4. цена с возмещением издержек производства (нейтральная стратегия ценообразования) – цена устанавливается на основе издержек и средней нормы прибыли, которая установилась на рынке или в отрасли
5. стратегия установления престижной цены – это цены на продукцию очень высокого качества, при этом мала конкуренция
6. стратегия психологической цены – производитель при установлении цены учитывает психологию покупателя, особенности его ценовосприятия
7. стратегия скользящей цены – цена устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложении, то есть точки равновесия
7. стратегия дифференцированных цен (для разных сегментов – разные надбавки)
8. стратегия льготных цен
9. единые цены
10. стратегия гибких цен
Ситуации, при которых цена имеет особое значение:
1. первоначальное установление цены на новый товар
2. в случае пересмотра ранее установленной цены
|
|
3. когда предприятие предпринимает шаги в ответ на действия конкурента
4. установление цены на родственные товары одной ассортиментной группы
В дальнейшей деятельности предприятия цены постоянно корректируются предприятием и государством согласно с изменяющейся конъюнктурой рынка и необходимыми уточнениями соответственно разработанной концепции ценообразования касательно разных видов продукции.