Структура науки и ее функции

Проблема определения понятия «науки»

 

Выполнил:

магистрант 1 курса 1 группы

направления «Межкультурная коммуникация:

теория и практика преподавания (английский язык)»

Тарасенко У.И.

Проверил:

Борсяков Юрий Иванович

доктор философских наук,

доцент кафедры философии

 

 

Воронеж - 2020

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие науки…………………………………………………………………..4

1.1 Структура науки и её функции……………………………………………....4

2. проблема определения науки………………………………………………….9

Заключение…………………………………………………………………….....11

Список использованных источников…………………………………………...12

Введение

Наука играет огромную роль в жизни общества, ее значение тяжело переоценить для социального и культурного развития человечества. Что же касается XXI века, то наш мир можно по праву называть миром современной науки, поскольку именно она оказывает сегодня наиболее сильное и значимое воздействие на проходящие в нем процессы.

За всю историю существования человечества люди выработали несколько способов познания и освоения окружающего их мира. Одним из таких важнейших способов является наука. Это слово мы достаточно часто употребляем в повседневной жизни, но абсолютно не задумываемся над его действительным значением. Очевидно лишь то, что наука представляет собой составную часть духовной культуры общества. С ее возникновением от поколения к поколению накапливаются уникальные знания, которые играют все более важную роль в осознании, понимании и преобразовании действительности.

Научные знания участвуют в формировании мировоззрения и культуры людей, на основе научных знаний разрабатывается новая техника и технология, разрабатываются новые источники сырья и энергии, новые средства транспорта и связи; наука участвует в подготовке и реализации управленческих решений и т.д.

Объективно, наука – это только одна из сфер культуры человека, имеющая свою специфику и свои задачи. Наука это не только средство в решении различных проблем человеческого существования, но и способ познания мира, его заномерностей. В нормальном гармоничном обществе должно одновременно находиться место и для науки, и для искусства, и для философии, и для религии, и для всех других частей человеческой культуры.

Наука столь многогранная сфера, что ей занимается отдельная наука «науковедение». Данная работа посвящена проблеме определения науки, ее роли в жизни человечества, соотношению философии, науки и религии.

Понятие науки

 

В современную эпоху широко распространено мнение, что ведущую роль в познании и изменении окружающей действительности играет наука. Научные знания и методы необходимы во всех сферах жизни общества - в экономике, политике, социальном управлении, в системе образования и воспитания, решении экологических и демографических проблем и т.д.

Для изучения науки целесообразно предложить некое описывающее её определение. Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности. Основные задачи науки – описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе открываемых ею законов. Исходя из этого определения науки, методология научного исследования изучает специфику научной деятельности и научного знания. Затем, наука характеризуется в ее взаимосвязи с социальной практикой. Здесь становится значимой проблема организации науки как социального института и ее взаимоотношения с другими сферами общественной жизни, ее роль в подготовке кадров и др.

Наука - явление конкретно-историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно своеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки до сегодняшнего времени остается дискуссионным.

В настоящее время насчитывают около 15 тысяч научных дисциплин. Многообразие природных и социальных объектов определяет многообразие наук. Система наук условно делится на естественные, технические, общественные и гуманитарные науки. Научные дисциплины по их направленности, по их отношению к практике принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки занимаются познанием закономерных отношений между явлениями действительности. Непосредственной целью прикладных исследований является применение результатов фундаментальных наук для решения технических, производственных, социальных задач.

При всей правомерности такого подразделения надо иметь в виду, что между ними нет четких границ. К тому же, при решении многих проблем осуществляются междисциплинарные и комплексные исследования, проводимые средствами различных научных дисциплин.

Под словом «наука» подразумевают: во-первых, деятельность по получению новых знаний, во-вторых, знания, полученные посредством научно-исследовательской деятельности и в-третьих, социальный институт, занятый выработкой знаний.

Если в повседневной жизни знания служат средством для достижения практических целей, то для науки именно получение знаний является целью. Для научной деятельности характерны: выработка и использование методов научного исследования, использование специального оснащения (приборы, инструменты, лаборатории и т. п.), усвоение и переработка обширной информации (библиотеки, базы данных и т. п.).

Совокупность научных знаний характеризуется понятийной формой их выражения, их эмпирической и теоретической обоснованностью, их доступностью для критики, их ориентацией на истинность и объективность, их тенденцией к системной связности и непротиворечивости.

Наука в качестве социального института характеризуется функционированием научных обществ, учреждений, научных периодических изданий, проведением научных конференций, дискуссий, связями науки с другими социальными институтами.

Нужно разграничивать научное и ненаучное знание. В качестве примера можно сопоставить обыденное и научное знание.

Обыденное познание берет объекты такими, какими их воспринимает субъект. На этой предпосылке базируется наивно-реалистическое мышление. Обыденное знание, связанное с повседневной жизнью и деятельностью людей, представляет собою фиксацию отдельных фактов и зависимостей, состоит из разрозненных утверждений, формулируется на естественном языке, формируется всеми людьми. Предмет науки не сводится к объектам обыденного опыта. Научное же познание ориентировано на познание законов, сущности явлений. Научную деятельность ведут ученые-профессионалы, с использованием комплекса материально-технических средств, научной информации, научных методов. Научное знание - знание объективно-истинное, систематизированное, доказательное, логически непротиворечивое, сформулированное с помощью искусственных языков, с максимальной точностью.

 

Структура науки и ее функции

 

Философское понятие объективного бытия включает в себя природу, общество и человека. Соответственно этим трем элементам объективного бытия в науке четко выделяются три сферы знания об этих составных частях бытия. Это содержательный аспект науки.

В зависимости от сферы бытия, а следовательно, и от рода изучаемой действительности различаются три направления научного знания: естествознание - знание о природе, обществознание - знание о различных видах и формах общественной жизни, а также знание о человеке как мыслящем существе. Естественно, эти три сферы не являются и не должны рассматриваться как три части единого целого, которые лишь, соседствуют друг с другом. Граница между этими сферами относительна.

Вся совокупность научных знаний о природе формируется естествознанием. Его структура является непосредственным отражением логики природы. Общий объем и структура естественнонаучных знаний велики и разнообразны.

Сюда включается знание о веществе и его строении, о движении и взаимодействии веществ, о химических элементах и соединениях, о живой материи и жизни, о Земле и Космосе. От этих объектов естествознания берут свое начало и фундаментальные естественнонаучные направления.

Вторым фундаментальным направлением научного знания является обществознание. Предметом его являются общественные явления и системы, структуры, состояния, процессы. Общественные науки дают знания об отдельных разновидностях и всей совокупности общественных связей и отношений.

По своему характеру научные знания об обществе могут быть сгруппированы по трем направлениям: социологические, предметом которых является общество как целое; экономические - отражают трудовую деятельность людей, отношения собственности, общественное производство, обмен, распределение и основанные на них отношения в обществе; государственно-правовые знания - имеют в качестве своего предмета государственно-правовые структуры и отношения в общественных системах, их рассматривают все науки о государстве и политические науки.

Третье фундаментальное направление научных знаний составляют научные знания о человеке и его мышлении. Человек является объектом изучения большого числа разнообразных наук, которые рассматривают его в различных аспектах. Из всей совокупности наук гуманитарные науки ориентированы на интересы человека, который выступает для них в качестве меры всех вещей. Но сам человек и его мыслительные способности изучаются психологией - наукой о человеческом сознании; логикой - наукой о формах правильного мышления.

Математика - наука о количественных отношениях действительности. Она является междисциплинарной наукой. Ее результаты используются и в естественных, и в общественных науках.

Наряду с указанными основными научными направлениями к отдельной группе знаний должны быть отнесены знания науки о себе самой. Появление этой отрасли знания относится к 20-м годам нашего столетия и означает, что наука в своем развитии поднялась до уровня понимания своей роли и значения в жизни людей. Науковедение сегодня считается самостоятельной, быстро развивающейся научной дисциплиной.

Одним из важнейших условий действительно научного подхода к изучению любого объекта является его анализ в различных аспектах, среди которых, важным является структурный. Применительно к научным знаниям этот аспект означает разделение научных знаний на группы в зависимости от их предмета, характера, степени объяснения действительности и практического значения.

По этим параметрам различают: фактологические знания - набор систематизированных фактов объективной действительности; фундаментальные знания - теории, объясняющие процессы, происходящие в объективной действительности; технико-прикладные знания - знания о практическом приложении фактологических или фундаментальных знаний, в результате чего достигается определенный технический эффект; практически-прикладные знания - знания о том экономическом эффекте, который может быть получен в случае применения вышеназванных групп знаний.

В логическом аспекте научное знание представляет собой мыслительную деятельность, высшую форму логического знания, продукт человеческого творчества. Исходным пунктом его является чувственное познание, проходящее от ощущения к восприятию и представлению. После этого происходит переход к рациональному познанию, развивающемуся от понятия к суждению и умозаключению. Этому соответствует уровень эмпирического и теоретического знания.

И, наконец, социальный аспект научного знания представляет его как общественное явление, коллективный процесс исследования и применение результатов этого исследования. В этом аспекте нас интересуют научные учреждения, коллективы, учебные заведения, организации ученых и т.д.

Таким образом, наука понимается как динамическая система объективно истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате специальной общественной деятельности и превращаемых благодаря их применению в непосредственную практическую силу общества.

В тесной связи со структурой научного знания находится проблема функций науки. Их выделяется несколько:

1. описательная - выявление существенных свойств и отношений действительности;

2. систематизирующая - отнесение описанного по классам и разделам;

3. объяснительная - систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и развития;

4. производственно-практическая - возможность применения полученных знаний в производстве, для регуляции общественной жизни, в социальном управлении;

5. прогностическая - предсказание новых открытий в рамках существующих теорий, а также рекомендации на будущее;

6. мировоззренческая - внесение полученных знаний в существующую картину мира, рационализация отношений человека к действительности.

Говоря до сих пор о науке и научном знании, мы рассматривали их как уже реально существующий объект исследования, который мы анализировали с формальной точки зрения.

Однако человечество в своей истории накопило самые различные по своему характеру знания, и научные знания являются лишь одним из видов этого знания. Поэтому встает вопрос о критериях научности знаний, что соответственно позволяет отнести их к категории научных или каких-либо других.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: