Апории против движения

Элейская школа

Ксенофан Колофонский

1. Архе, доказательство архе.

2. Учение о Боге

3. Критика греческой мифологии.

4. Космология.

Архе, доказательство архе.

Как доксу (мнение), Ксенофан утверждал, что архе есть земля и вода (сухое и влажное): «Земля и вода есть всё, что рождается и растёт». Доказательство этого утверждения утрачено, но Ксенофан утверждал, что земля была смешана с водою, затем поднялась и освободилась от влаги, на суше появляется растительный и животный мир, люди. Они гибнут, когда земля, погружаясь в море, становится грязью, затем всё повторяется, и так происходит во всех мирах.

Как доказательство, приводил факты:

1. В странах, удалённых от моря, и в горах находят раковины.

2. В сиракузских каменоломнях найден отпечаток рыбы и тюленя.

Учение о Боге.

    Ксенофан учил, что нет ничего, кроме Бога. Бог един, вечен, однороден, всемогущ, всеведущ, всем существом видит, слышит и мыслит; Бог – материальное тело, по форме шар (соответственно, не беспределен и не ограничен, не движется и не покоится), который не дышит, но обладает жизнью и сознанием.

    Таким образом, Ксенофан проповедует монотеизм, отрицает возникновение мира: мир вечен и неизменен.

Критика греческой философии.

    Исходя из своего понимания Бога, Ксенофан критикует греческую мифологию за антропоморфизм:

1. «они (люди) думают, будто боги рождаются, имеют одежду, голос, телесный облик»,

2. «Всё, что есть у людей бесчестного и позорного, приписали богам Гомер и Гесиод: воровство, прелюбодеяние и взаимный обман»,

3. «Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны, фракияне же (представляют своих богов) голубоглазыми и рыжеватыми».

Космология.

    Целостная картина мироздания Ксенофана до нас не дошла, но есть оригинальные представления о нём:

1. Есть множество солнц и лун соответственно климатам, горизонтам и поясам земли.

2. Солнце и воздух возникают из облаков.

3. Солнце, луна и звёзды – атмосферные явления, подобно углям, они гаснут и разгораются вновь.

4. Земля простирается своими корнями в бесконечность и не со всех сторон окружена воздухом.

Парменид

1. Архе, доказательство архе.

2. Учение о Бытии, свойства Бытия.

3. Космология.

Архе, доказательство архе.

    По Пармениду, как докса «мнения смертных, в коих не заключается надёжной истины», архе – это две стихии: огонь и земля, смесью их являются так называемые промежуточные стихии: воздух и вода.

Огонь – это движущее начало, то, что разъединяет, земля – материальное начало, то, что соединяет. Доказательство утрачено, но именно через взаимодействие огня и земли объясняется рождение и гибель Вселенной. (смотреть космологию)

Учение о Бытии, свойства Бытия.

В философской поэме «О природе» Парменид поставил две философские проблемы:

1) отношение бытия и небытия;

2) отношение бытия и мышления.

На пути к истине при решении первой проблемы легко попасть в западню, которая ведёт к ложным мыслям (путь мнений):

1. Утверждать, что небытие существует.

2. Утверждать, что бытие и небытие тождественны.

Первая ложная мысль опровергается аргументом: «то, что существует, не может быть небытием, вторая – аргументом: «если небытие тождественно бытию, то это бытие, а не небытие».

Истинным же является тезис: Бытие есть, а небытия не существует. Небытие также «невозможно ни познать, ни в слове выразить».

Относительно второй проблемы истинным является утверждение, что бытие и мышление тождественны, так как любая мысль – это мысль о чём-то (интенциональность). Иными словами, мысль лишь тогда мысль, когда она предметна, предмет лишь тогда предмет, когда он осмыслен.

Бытие, по Пармениду, обладает следующими предикатами: (сравнить с предикатами Бога у Ксенофана) Бытие едино (отрицание множественности), неуничтожимо (предположить возможность уничтожения Бытия – значит допустить существование Небытия), непрерывно, неделимо, неразложимо, однородно «подобно самому себе и чуждо различия», вечно (не рождается и не умирает), совершенно, неподвижен (отрицание движения).

Космология.

    Вселенная рождается из взаимодействия двух стихий: огня и земли, примерная схема Вселенной такова:

    В центре Вселенной, по Пармениду:

1. Земля с окружающим её воздухом;

2. Млечный путь – сфера равномерного смешения земли и воздуха;

3. Сфера Солнца, смешанная с преобладанием огня;

4. Самая дальняя сфера – чистая огненная сфера (эфир).

Зенон

1. Апории:

а. против множественности

б. против движения:

«Ахилл и черепаха», «Дихотомия», «Стрела».

Зенон был последователем учения Парменида – своего приёмного отца и учителя, он защищал его учение при помощи доказательств от обратного или от противного: человек, мыслящий иначе, чем Парменид, например, допускающий множественность вещей, движение и т.д., мыслит логически противоречиво, как следствие, оказывается в безвыходном положении – апории (от др.-греч. ἀπορία, трудность). Также ему приписывают открытие диалектического метода.

Апория против множественности.

Если допустить множественность бытия, то мы оказываемся в затруднении:

1. «Если существует множество вещей, то их должно быть столько, сколько их есть. Если их столько, сколько их есть, что число их ограничено».

2. «Если существует множество вещей, то сущее беспредельно, ибо между вещами всегда другие вещи и таким образом сущее по числу беспредельно».

Одно и то же не может быть конечным и бесконечным одновременно, так как нарушается закон исключения третьего.

Следовательно, выйти из этого противоречия можно только одним путём: признать, что Бытие едино.

Апории против движения

    Пространство и время можно понимать, как континуум (от лат. continuum - непрерывное, сплошное) или как дискретность (от латинского discretus - разделенный, прерывистый), но в обоих случаях, по Зенону, движение невозможно.

    Если пространство и время понимать, как континуум, то возникает апории:

1. «Ахилл и черепаха» - в силу бесконечной делимости пространства самый быстрый грек Ахилл никогда не сможет догнать самую медленную черепаху.

2.   «Дихотомия»: движение невозможно начать, потому что из-за бесконечной делимости невозможно найти первую половину, которую необходимо пройти, чтобы начать движение.

    Если пространство и время понимать, как дискретность, то возникает апория «Стрела»: в каждый отдельный момент времени и пространства стрела тождественна самой себе, значит, в этот момент она никуда не движется.            В следующий момент времени и пространства стрела также тождественна самой себе, соответственно, и в этот момент она тоже не движется, итак до бесконечности.

Значит, если время и пространство дискретно, стрела никуда не движется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: