Инструкция. «Этюды для поступления в театральный»
Вступительный экзамен на актерский факультет любого театрального колледжа включает в себя небольшой этюд, в котором абитуриент должен продемонстрировать свои актерские способности. Очень важно, чтобы у приемной комиссии осталось положительное впечатление о подготовленном вами этюде, ведь этот вид творчества ближе всего к тем практическим занятиям, которые ждут вас на курсе.
Театральный этюд – это упражнение в виде небольшой сценки на отработку определенного актерского навыка (память физических действий, оценка, взаимодействие с партнером и т. д.), средней длительностью 3–5 минут. Чаще всего в основе этюда лежит полноценный сюжет – с завязкой, кульминацией и развязкой. В отдельных случаях сюжет отсутствует, и мастерство актера определяется умением органически существовать в определенных обстоятельствах.
Виды:
На перевоплощение. Такие этюды строятся на основе личных наблюдений актеров за людьми, их реакцией на события, манерой ходить, говорить и т. д. Смысл упражнения – научиться замечать, запоминать и максимально подробно воспроизводить характерные черты человека или животного.
|
|
Я в предлагаемых обстоятельствах. Здесь студенту предлагается «играть» самого себя в различных жизненных ситуациях: придуманных, или действительно имевших место быть. Как правило, такие этюды строятся на преодолении или приспособлении к нестандартным обстоятельствам. Например, у вас дома прорвало трубу, за пять минут до свидания вы порвали платье и т. п.
На память физических действий. В этих этюдах актер делает обычные вещи, но с воображаемыми предметами. Смысл упражнения – развитие физической памяти ощущений и умение ею пользоваться (тренированный актер не играет ощущения на сцене, а вытаскивает их из памяти и воспроизводит). Например, студенты режут овощи без ножа и самих овощей, делают уборку в квартире без швабры и веника, принимают душ без воды и т. д.
Как оценивается актерский этюд
Конечно, существует субъективный фактор и нельзя говорить о жёстких критериях оценки. Однако есть перечень факторов, которые наверняка повлияют на оценку экзаменаторов, а именно:
- реалистичность;
- искренность;
- зрелищность.
Экзаменаторы оценивают вас не с точки зрения полностью сформированных навыков, а с точки зрения ваших задатков, предпосылок к творческому росту.
Схематический пример этюда
Экспозиция. Действие происходит в магазине. Витрина, телефон, полки с товарами. Продавец сидит за прилавком и читает газету. Покупатель входит в магазин и ждет, когда продавец его заметит.
|
|
Завязка. Покупатель устает ждать и громко кашляет. Продавец лениво отрывается от газеты и впивается в покупателя ненавидящим взглядом.
Развитие событий. Покупатель, радостный от того, что добился внимания, шарит в карманах в поисках списка покупок. Находит список, открывает рот, чтобы прочитать слово «апельсины», но вдруг звонит телефон.
Кульминация. Продавец бросается к телефону и начинает с кем-то дружески и увлеченно болтать о всякой ерунде. Покупатель понимает, что внимание продавца он потерял надолго, и принимается осматривать магазин. Подходит к коробке с апельсинами, косится на увлеченного беседой продавца, подгадывает момент и незаметно выносит коробку.
Развязка. Продавец заканчивает беседу и обнаруживает, что ни покупателя, ни апельсинов в магазине больше нет.
ПРИМЕРЫ ЭТЮДОВ НА КАРТОЧКАХ:
вчера один из вас забыл в этой комнате очень важную вещь и непременно желает ее найти | подойти к человеку, который очень занят важным и неотложным делом | подойти к человеку, у которого случилось большое горе | подойти к недругу, с которым не общался долгое время |
сейчас вы находитесь в китайском метро: вокруг вас находятся китайцы, вы ощущаете не самые приятные запахи | вы оказались посреди Северного Ледовитого океана на льдине и чувствуете сильный холод | пролили чай на любимое платье | действие происходит в магазине. Витрина, телефон, полки с товарами. Продавец сидит за прилавком и читает газету. Покупатель входит в магазин и ждет, когда продавец его заметит |
Гладишь белье, тут звонит телефон, забываешь про утюг, говоришь по телефону, ну и дальше уже твоя реакция на то, что ты прожгла вещь | Этюд "Первый рабочий день". Действие происходит в офисе. Постоянно звонят телефоны, на которые не успеваешь ответить, просят получить факс, которым не знаешь, как пользоваться, еще начальница требует кофе, который тоже никак не успеваешь приготовить. | Подойти к столу и рассмотреть его, будто это: - королевский трон - аквариум с рыбками - костер - куст цветущих роз. | Передать книгу друг другу так, будто это: - кусок торта - хрустальная ваза - кирпич |
Взять со стола карандаш, как будто это: - горячая печеная картошка - маленькая бусинка - червяк | Выполнять различные действия: - чистить картошку - нанизывать на нитку бусы - есть пирожное. | - объяснить маме, почему испачкана одежда после посещения детского сада; - извиниться перед детьми за то, что мяч покатился и сломал постройки из песка. | Этюд «Глухая бабушка» Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог), которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Саша?» (называет имя любого ребенка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т.п. ребенок жестами отвечает. |
Этюд «Тише» Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «тише!». | Этюд «Вкусная конфета» У кого-то в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его поочереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, разворачивают обертку и берут конфету в рот, показывая мимикой и жестами, какие они на вкус. | - Этюд «Невоспитанный мышонок» Мышонок идет по лесу. С ним здороваются зайцы, белки, а он отворачивается. - Этюд «Мышонок хочет играть с друзьями» Мышонок подбегает к друзьям, а они отворачиваются от него. - Этюд «Мышонок мирится с друзьями» Мышонок подбегает к зайцам, белкам, другим животным, которых дети могут выбрать по желанию, и говорит им вежливые слова. | Этюды на развитие творческого воображения. 1. Перевёрнутый ящик-телевизор. Дети сидят на стульях и смотрят "передачу". Кто какую передачу смотрит? Пусть каждый расскажет о том, что он видит. |
Этюды на развитие творческого воображения. 2. Передать книгу друг другу так, как будто это: - кирпич; - кусок торта; - бомба; - фарфоровая статуэтка и т.д. | Этюды на развитие творческого воображения. 3.Взять со стола карандаш так, как будто это: - червяк; - горячая печёная картошка; - маленькая бусинка. | Выполнять различные движения:
| Этюды на общение. Задания (в руках у детей игрушки), встречаются друг с другом и: · здороваются, · спрашивают друг друга о здоровье, · прощаются. · одна игрушка нечаянно толкнула другую. |
празднуем день рождения, приходят друзья и: - поздравляют с днём рождения и дарят подарки. - благодарим за поздравление и приглашает к столу. - один из гостей опоздал - один из гостей нечаянно разлил на скатерть компот, разыграть действия хозяев и провинившегося. | Поставить стул как: а) печатный станок подпольной большевистской типографии; 6) формалистическая скульптура; в) образец бракованной продукции. | Смотрю телевизор: а) спортивное состязание; б) веселую комедию; в) последние известия по интересному для меня вопросу. | Упражнение на отношение к месту действия плюс обстоятельство 1. Человек сидит в саду летом (жарко) или зимой (холодно). 2. Стоит у витрины продуктового магазина (голоден). 3. Ждет автобуса (долго не идет). 4. Входит в комнату, где лежит тяжелобольной. 5. Стоит у развалин своего дома, разрушенного бомбежкой. |
|
|