Рефлексы бывают безусловные (врожденные) и условные

Биология 5 класс 16.04.2020

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой

     Все живые организмы обладают способность к регуляции и координации своих процессов, характерна она и для простейших.

Работас рис. На стр.114 и ответы на вопросы:

- какой организм изображен на рис.

- чем отличается амеба на двух рис.

-предположите, что может вызвать такие изменения у амебы.

-можно ли сказать, что амеба обладает раздражимостью.

Работа с текстом на стр. 114 абз.3,4

Проблемный вопрос -  что регулирует и координирует работу у амебы и инфузории туфельки? Что произойдет если их повредить?)

(инфузория-туфелька имеет специальные волокна, которые пронизывают ее и координируют работу ресничек. Если их повредить, то реснички будут двигаться хаотично).

В ходе эволюции процессы координации и регуляции усложнялись и совершенствовались. Так впервые появилась нервная система, которая одновременно с эндокринной системой управляет работой многоклеточных организмов. Первыми животными у которых появилась нервная система были кишечнополостные:гидры, актинии, медузы. У них появляются нервные клетки, которые обладают чувствительностью. Давайте рассмотрим рис. На стр. 115. И ответим на вопросы:

- как расположены нервные клетки у гидры

- на что похожа нервная система (на сетку)

Вывод: у гидры сетчатая нервная система.

 (диффузная или сетчатая нервная система, кишечнополостные, состоит из нервных клеток, соединенных отростками, образуют сетку опутывающую все тело)

- опишите, что произойдет с гидрой, если ее уколоть иглой.

Просмотр диска

А как работает нервная система? При помощи рефлекса.

Итак, мы подошли к понятию рефлекс. Работа с текстом на стр.114 последнее предложение,  найти определение рефлекса, выделить главные слова, записать в тетрадь.

- как вы думаете, могут быть рефлексы у инфузории-туфельки и эвглены зеленой.

(нет, т.к. у них нет нервной системы, а без нее нет и рефлекса)

Вывод: Таким образом, работа нервной системы осуществляется на основе рефлексов. Они могут быть направлены на удовлетворение потребностей организма в пище, воде, безопасности и способствуют выживанию организмов.

Рефлексы бывают безусловные (врожденные) и условные

(приобретенные)

В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития.

Наиболее древняя- сетчатая или диффузная. Следующий тип нервной системы- узловой (черви, насекомые, моллюски, ракообразные)

Есть и третий тип- нервная трубка у позвоночных животных.

А сейчас более подробно познакомимся с узловой нервной системой, на примере дождевого червя. Чтение вслух по цепочке стр. 116 абзац 1,2. Затем ответить на вопросы:

- назовите части нервной системы дождевого червя

- где находится у дождевого червя самый крупный нервный узел.

-почему передний конец тела червя обладает наибольшей чувствительностью? (от надглоточного узла отходят многочисленные нервы, поэтому этот конец тела более чувствителен)

Вывод: у дождевого червя образуется подобие головного мозга, возбуждение по нервам передается в определенных направлениях, и это дает выигрыш в быстроте и точности ответных реакций.

 

Учитель. У  насекомых и других членистоногих животных нервная система имеет тоже узловой тип строения, но поведение их более сложное. Как можно это объяснить? (у насекомых наиболее сильно развиты надглоточный узел и органы чувств)

-приведите примеры более сложного поведения?

(строят муравейники, соты пчелы, разделение труда, танцы пчел)

-Найдите, что лежит в основе этих видов деятельности? (Инстинкт)

-найдите определение инстинкта. (врожденный комплекс определенных, особых для каждого вида реакций на воздействие среды).

 

IV. Закрепление материала

Тест. Тема «Координация и регуляция»    

1. у животных работой организма управляют системы:

А) нервная        Б) кровеносная      В) эндокринная       

Г) дыхательная д) пищеварительная      Е) мышечная

2. У амебы нервная система:

А) сетчатая     Б) узловая   В) сетчато-узловая    Г) отсутствует

3. рефлекс это:

А) способность раздражаться     Б) возможность чувствовать

В) ответное действие     Г) ответная реакция

4. нервные клетки собраны в узлы у:

А) пчелы б) дождевого червя в)амебы     г) инфузории-туфельки

Д) гидры     е) муравья

5. окологлоточное нервное кольцо состоит из:

А) брюшной нервной цепочки     б) подглоточного нервного узла

В) надглоточного нервного узла г) нервных клеток

 

 

Домашнее задание

Записать все определения которые изучили на уроке.

 

 

Типы нервной системы

1. сетчатая

2. узловая

3. нервная трубка

 

 

Познавательные задачи

. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?

 

 

Познавательные задачи

. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?

 

 

Познавательные задачи

. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?

 

 

Познавательные задачи

. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?

 

Познавательные задачи

. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?

 

 

Познавательные задачи

. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?

 

Познавательные задачи

. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: