А остальные выполняют упражнения, которые были показаны в школе

Занятия по понедельникам, средам, пятницам (СОШ № 28)

Занятия по вторникам, четвергам (СОШ № 16)

Группа нарушение звукопроизношения

Уважаемые родители! Этот материал можно использовать самостоятельно, но только после того как звук введен в речь и ребенок изолировано его произносит. И если ваш ребенок «зашипел, зарычал» - это не значит, что он будет чисто произносить эти звуки в словах и предложениях. Необходимо соблюдать следующие этапы, автоматизации звуков.

 

Последовательность автоматизации звуков.

1. Автоматизация изолированного звука.

 2. Автоматизация звука в слогах.

 3. Автоматизация звука в словах.

4. Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах.

5. Автоматизация звука в стихах.

6. Автоматизация звука в текстах, рассказах.

7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.

 

Вне зависимости от этапа нужно помнить несколько моментов:

- звук, слог, слово, стишок сначала показывает взрослый, и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не должен на этапе автоматизации звука ошибаться ни разу – чтобы старый стереотип не мешал закреплению нового. Поэтому от взрослого требуется огромное внимание, чтобы успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук. В противном случае, когда мы поправляем уже неверно произнесенное, старые неправильные связи еще больше закрепляются и задерживают появление правильного звука. Длительное применение такого порочного приема может превратить положительный раздражитель в тормозной: ребенку надоедают назойливые поправки педагога, и он отказывается произносить требуемый звук. Если же ошибка допущена, приходится пользоваться и таким приемом.

- обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома. Если же ученик пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи», когда во время занятия все звуки произносятся отлично, а как только ребенок выходит за порог - как будто никогда ничему и не учился! То есть сложился стереотип – «в кабинете говорю хорошо, а в жизни как привык».

- «И.П. Павлов установил, что в состоянии голода, утомления, сильных переживаний резко ослабевает торможение и усиливается возбуждение. В таком состоянии у детей, если новые речевые стереотипы еще не автоматизированы, снова появляются старые (картавость, шепелявость). В подобных случаях необходимо поддерживать новые речевые рефлексы подсказом, напоминанием и логопедические занятия при таком состоянии ребенка проводить нельзя».

- в логопедических занятиях, и в автоматизации звуков очень важна мотивация ребенка, т.е. насколько важно это для него, нужно ли это ему самому и зачем. Конечно, иногда встречаются замечательные дети, которые сами просят родителей позаниматься. Но это уникальные случаи. Чаще инициатива исходит от родителей – это МЫ понимаем, зачем нужно правильно говорить, а малышу это пока неведомо, его жизнь и так хороша. Без должной мотивации логопедические занятия могут растянуться на неопределенный срок. Мотивация – это не «позанимаешься хорошо, я тебе конфету дам», а «ты ведь хочешь хорошо учиться в школе, читать стихи на празднике, быть взрослым…» и много других вариантов, которые подходят именно вашему ребенку. Поэтому очень важно отношение окружающих, не только мамы и папы, к занятиям ребенка. «Чтобы предупредить угасание звука, следует чаще подсказывать правильное произношение его, подкреплять его живым примером окружающих. В этих случаях нередко помогают другие раздражители, так или иначе связанные с этим звуком, например, напоминание о необходимости говорить правильно, установка окружающих на ясную речь ребенка, их требовательность в отношении произношения, наконец, установка самого ребенка на определенного собеседника».

- на первых порах надо поддерживать новые звуки всеми средствами, а не предоставлять малышу самостоятельно произносить их без подкрепления и контроля. В этом отношении большую опасность представляют домашние задания, которые не контролируются старшими. Даже если ребенок ходит в школу и сам читает – нельзя позволять ему самому читать слова «с листа», нужно чтобы взрослый прочитал ему слово, после чего ребенок может это повторить. Точно так же необходимо, чтобы взрослый слушал и отслеживал правильность произношения.

Уважаемые родители!

Автоматизацией звуков занимаются только с теми детьми, у кого звуки поставлены. Звуки для автоматизации выбирают каждый для своего ребенка в зависимости от нарушения.

А остальные выполняют упражнения, которые были показаны в школе.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С]

Автоматизация звука [с] в изолированном звучании

 

"Песенка насоса"

Насос накачивает шины и поёт: "С - С - С..."

Автоматизация звука [с] в слогах

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

СА – СА – СА – СА – СА

СУ – СУ – СУ – СУ – СУ

СЫ – СЫ – СЫ – СЫ – СЫ

 

АС – АС – АС – АС – АС

ОС – ОС – ОС – ОС – ОС

ИС – ИС – ИС – ИС – ИС

 

АСА – УСА – ОСА – ИСА

АСО – УСО – ОСО – ИСО

АСУ – УСУ – ОСУ – ИСУ

АСЫ – УСЫ – ОСЫ – ИСЫ

 

СТА – СТА – СТА – СТА – СТА

СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ

СПУ – СПУ – СПУ – СПУ – СПУ

 

СКА – СКО – СКУ – СКЫ

СМА – СМО – СМУ – СМЫ

СНА – СНО – СНУ – СНЫ

Автоматизация звука [с] в словах

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

АС: квас, бас, нас, по-гас, а-на-нас.
ОС: нос, по-кос, под-нос, ко-кос.
УС: вкус, как-тус, у-кус, фо-кус, ав-то-бус, фи-кус, ми-нус.
ЫС: мыс, ку-мыс.
ИС: Де-нис.
ЁС: пёс, о-вёс, у-тёс, у-нёс.
ЕС: на-вес.
ЯС: по-яс.

Стас, сос-ка, сос-на, ук-сус, на-сос, со-ус, Су-сан-на, Сам-сон, кос-мос, со-суд, ста-мес-ка, сак-со-фон.

Автоматизация звука [с] в словосочетаниях

Ребёнок повторяет словосочетания. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

Вку с ный с уп, усатый сом, высокая сосна, навесной мост, сосновый сук, сухая косынка, мамины бусы, мягкий воск, высокий утёс, сонная киска, медовые соты, ясный день, искусный фокусник, опасный выступ.

Сдобное тесто, сафьяновые сапоги, пустая миска, густой сок, тенистый сад, ананасовый сок, сатиновый поясок, пустой автобус, сытный студень, мясной соус, автобусная остановка, тонкое сукно, пустая комната.

 

Автоматизация звука [с] в предложениях

Ребёнок повторяет предложения. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

В саду – осы. У сома – усы. Сын ест суп. Пастух пас стадо. Денис пьет кумыс. Сын моет посуду. Саня моет посуду. Соня ест кекс. Денис пьёт сок. Светит ясное солнце. Соня услышала стук. Самолёт летит высоко. Самосвал высыпал песок. Оса укусила Соню.

Автоматизация звука [с] в чистоговорках

Ребёнок повторяет чистоговорки. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

СА – СА – СА длинная коса

СЫ – СЫ – СЫ не боюсь я злой осы

СУ – СУ – СУ дом стоит в лесу

СО – СО – СО у Сони колесо

АС – АС – АС дети входят в кла сс

ОС – ОС – ОС на поляне много ко з

УС – УС – УС я несу арбу з

ЕС – ЕС – ЕС автобус едет в ле с

ИС – ИС – ИС на суку Борис пови с

АСЫ – АСЫ – АСЫ – это ананасы

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ заплетали косы

УСЫ – УСЫ – УСЫ подарим маме бусы

ОСТ – ОСТ – ОСТ у Васьки длинный хвост

СТЫ – СТЫ – СТЫ мяч летит в кусты

СТА – СТА – СТА стояли у моста

СТУ – СТУ – СТУ стояли на мосту

СКИ – СКИ – СКИ новые носки

СКА – СКА – СКА длинная доска

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [З]

Автоматизация звука [з] в изолированном звучании









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: