На Обермаркте. 1908 г

Собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано.

Наверное, в ту минуту потрясён­ный мастер вряд ли осознавал, что случайно поставленная на бок кар­тина станет истоком нового напра­вления в искусстве — абстракцио­низма. По Кандинскому, именно линия и цветовое пятно, а не сюжет являются носителями духовного на­чала, их сочетания рождают «внут­ренний звук», вызывающий отклик в душе зрителя.

Все абстрактные произведения Кандинского, по его собственным словам, разделяются на три группы (по степени отдаления от предмета): импрессии, импровизации и компо­зиции. Если импрессия рождается как прямое впечатление от внешне­го мира, то импровизация бессозна­тельно выражает внутренние впечат­ления. Наконец, композиция — это высшая и самая последовательная форма абстрактной живописи. В ней нет прямых связей с реальностью. Цветовые пятна и линии образуют захватывающую дух стихию дви­жения. Композиции Кандинского не имели индивидуальных назва­ний — только номера (из десяти та­ких работ сохранилось семь).

Создавая абстрактные компо­зиции, Кандинский фактически изменил природу живописи — искус­ства, тесно связанного с повествова­нием, — и приблизил её к музыке, которая призвана не изображать, а выражать наиболее сложные душев­ные состояния.

В 1914 г., после начала Первой мировой войны, Кандинский вер­нулся в Москву. Вторая половина 10-х и 20-е гг. были для него перио­дом активной общественной и пе­дагогической деятельности: он ра­ботал в организации по охране памятников, руководил Институтом художественной культуры (ИНХУК), преподавал в Государственных худо­жественных свободных мастерских, не прекращая при этом работать как живописец. Абстрактные полотна Кандинского тех лет стали мягче и светлее по колориту, усилилась роль линии, большее внимание уделялось свободному пространству.

Пребывание Кандинского в Рос­сии было недолгим, в конце 1921 г. он навсегда покинул страну. Извест­ный немецкий архитектор Вальтер Гропиус пригласил его преподавать в «Баухаузе» — высшей архитектур­ной и художественной школе, кото­рая находилась в Веймаре, а в 1925 г. переехала в Дессау. Здесь он написал книгу «Линия и точка на плоскости». Тогда же к Кандинскому пришло на­стоящее мировое признание. Он участвовал в многочисленных вы­ставках в городах Германии, публи­ковал теоретические труды, в 1923 г. устроил первую персональную вы­ставку в Нью-Йорке.

В отличие от «романтического» мюнхенского этот период в твор­честве Кандинского обычно назы­вают «холодным» или «классиче­ским». В его работах пятно всё более уступало место линии, жи­вописность — сухому геометризму, динамика — равновесию. Наряду с треугольниками и квадратами ком­позиции включали в себя круг как символ совершенства и полноты мироздания.

В 1933 г., после прихода к власти нацистов и закрытия «Баухауза», ху­дожник эмигрировал во Францию. Он напряжённо работал в 30-х гг., но его творчество оказалось в стороне от главной линии развития совре­менного искусства. Другие мастера шли по пути освоения новых форм абстрактной живописи, который ко­гда-то проложил Кандинский.

 

Василий Кандинский.

Импровизация Кламм. 1914 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: