Фактор формирования культуры труда

 

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю

свою душу, то счастье само вас отыщет.

                                                                К. Д. Ушинский

Л.С. Выготский отмечал, «что выбор профессии – это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненной дороги, поиск своего места в обществе. Он предполагает умение анализировать свои возможности, склонности, знания, способность принимать решения и действовать на основе сознательно принятого намерения, отнесенного к сравнительно далекому прошлому» [1, С.260]

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г. предусматривает отработку и введение гибкой системы профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, целью которого является самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях [3].

Современное профильное обучение рассматривается как инновационная модель получения образования, которая ориентирована на более глубокое изучение учащимися отдельных предметов (при полноценном освоении базовых дисциплин), подготовку к работе по программам высшего профессионального образования; развитие адаптивной способности к современным рыночным условиям; дифференциацию образовательного процесса старшеклассников с опорой на их интересы, способности и возможности и построение гибких индивидуальных образовательных программ и др. [4, 13].

Кроме того, профильное обучение как культурный процесс строится с учетом поиска личных смыслов, диалога и сотрудничества его участников, оно может быть наполнено социально одобряемыми образцами современной жизни, ориентироваться на значимые для обучающихся ценности, что придает этому процессу внутреннюю привлекательность и активность.

Профессиональная сфера – лишь одна из множества сфер, где личность может

- совершать тот или иной выбор;

- формировать отношение к труду, профессии;

- идентифицировать себя с той или иной социально-профессиональной группой;

- совершенствоваться.

Все перечисленные аспекты, по сути, и есть профессиональное самоопределение личности[14].

На профессиональное самоопределение школьников воздействует ряд факторов экономического, социального, политического, культурного характера. Отношение к труду как одной из основных ценностей – также доминанта, влияющая на профессиональное самоопределение. Выбирая профессию, совершенствуясь в ней, личность представляет себе именно трудовую деятельность, связанную с конкретной профессией, поэтому, профессионально самоопределяясь, индивид выбирает тот или иной труд. Отношение к конкретному труду или труду в целом выступает, таким образом, важным фактором профессионального самоопределения.

Л. Гришин выделяет мнимые «ценностные установки», которые  демонстрируют их нерациональность, ориентированную не на результат труда, а на его ритуальность, либо с обязанностью выполнять трудовую повинность [14]:

- Максимализм и радикализм («Все или ничего», «Либо грудь в крестах, либо голова в кустах» и т. д.).

- Несклонность к лидерству.

- Отсутствие размеренности в работе, приверженность к  авральному стилю работы.

- Неумение планировать и неуверенность в будущем (надежда на «авось»).

- Мечтательность (прежде всего сердцем и воображением,  а не  волею и умом).

- «быть как все», «инициатива наказуема».

- Непритязательность, пассивность, удовлетворение тем, что есть.

В данном случае труд не связан с личностными достижениями, что приводит к профессиональному «определению», а не самоопределению, выражающемуся в довлеющем влиянии «других» (коллектива, семьи, друзей) на самоопределяющегося.

Впрочем, есть среди данных установок и положительные моменты, которые могут повлиять на трудовую и профессиональную деятельность: максимализм, а также отсутствие размеренности в работе предполагает и полную, максимальную самоотдачу в «периоды взлета» учебе, работе и профессии, часто основанной на знаменитых смекалке и находчивости. Именно в такие моменты и достигаются наиболее удачные и неожиданные результаты. Однако такие позитивные установки реализуются при осознанной целесообразной деятельности, когда трудовая деятельность предполагает творческое начало и удовлетворенность трудом.

Трудовые действия во имя ценностей пользы, выгоды и успеха в профессиональном самоопределении предполагают такие действия в образовательной, трудовой, профессиональной сферах, которые должны нести за собой какой-либо необходимый для личности и общества положительный результат. Так, старшеклассник, совершивший действие – поступивший учиться в профильный класс, сделавший выбор – сделал это благодаря вере в ценности пользы и успеха, которые заключаются в возможности самореализоваться в выбираемой им профессии. Выбирая определенный путь профильного обучения, школьники исходят из своих собственных убеждений, руководствуясь своими планами реализовать свои способности, приобрести профессионально значимые знания для поступления в ВУЗ. При этом любая профессия является попыткой удовлетворения общественной потребности в выполнении определенной функции, а выбор профессии, совершенствование людей в данном направлении, профессиональное самоопределение происходит под действием трудовых ценностей пользы, выгоды общественного характера.

Если ученик профильного обучения самореализуется в учебной деятельности, четко и качественно выполняет свои функции ради получения личной выгоды, то общество (школа, семья, организации, институты и т.п.) получают от этого также положительный результат.

Профильная школа  способствует созданию благоприятных условий для развития и совершенствования учащихся, которые получают широкие возможности для самореализации при овладении ими углубленными знаниями значимыми для последующего профессионального становления. В таком процессе учебная деятельность старшеклассников – это труд, ориентированный на высокий результат. Средства, способы получения результата, организация деятельности, позволяющей достигнуть поставленной цели, самоорганизация, предполагающая анализ личных интеллектуальных возможностей и собственных энергетических ресурсов относительно плановых действий становятся факторами формирования культуры труда учащихся профильной школы.

Таким образом, трудовая культура – это условие социальной и гражданской активность человека. Трудовая культура, заключающая в себе опыт прошлого, формирует новые рациональные и оптимальные модели взаимодействия человека с миром, идеалы и ценности, которые устремлены в будущее. В качестве такой модели предстает профильное образование, где углубление знаний, актуализация склонностей, совершенствование ранее полученных навыков реализуется через создание системы специализированной подготовки. На этапе начального профессионального самоопределения отношение к учебному труду – осознанному, самоорганизованному, целенаправленному, приносящему положительные результаты – важнейший фактор формирования культуры труда школьников профильного обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: