Портфолио (итал. portfolio – портфель, папка для документов) в традиционном понимании – коллекция работ учащегося, демонстрирующая его достижения и прогресс, достигнутый в процессе обучения за определенный отрезок времени. В современной практике в портфолио включены также разделы, посвященные оценке учащимся достигнутых им результатов, планированию будущих этапов обучению в соответствии с общей направленностью непрерывного, «пожизненного» образования [7].
Портфолио помогает решать важные задачи [6]:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять активность и самостоятельность;
- расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной деятельности учащихся;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- закладывать дополнительные предпосылки для успешной социализации.
Одна из основных задач системы образования – переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, эффективно, разумно действующего в современном меняющемся мире. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами, – это основной вектор взросления школьника.
Отмечается, что одной из причин отставания учащихся в обучении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Использование технологии «портфолио школьника», или «папка личных достижений» позволяет объективно оценивать результаты деятельности ученика.
Направленность современного подхода к обучению – его практическая деятельностная ориентация не столько на усвоение знания, сколько на способность его применения, использования на практике, новые формы оценивания «настраиваются» на созданный школьником самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность. Привычные примеры такого продукта – различные учебные проекты: исследовательские, художественные, социальные и т. п.
Современные образовательные инновации – профильное образование – ставят акцент собственно на учении (learning, а не teaching), делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности. Например, в поиске источников информации, выборе экспертов и руководителей в учебных исследованиях, разработке индивидуальных учебных программ и т.д. Поэтому в оценивании все больший вес придается самооцениванию, без которого невозможны самостоятельная организация и ответственность.
Профилизация обучения на старшей ступени школьного образования – ответ на новые запросы, поставленные перед общим образованием высшей школой, рынком труда и современной динамичной жизнью. Система профильного обучения создает условия для дифференциации и индивидуализации процесса обучения, вплоть до создания индивидуальных учебных планов и, следовательно, для все возрастающей самостоятельности ученика. Это делает возможным реализацию в отечественном обучении наиболее актуальных современных образовательных тенденций:
- концентрацию на ученике, который в полной мере становится субъектом образовательного процесса;
- практическую ориентированность обучения, его открытость запросам жизни и сферы труда, связь с современными контекстами
- непрерывный, продолженный характер обучения и т. д.
В целом основные ориентиры современного образования отражают центральную идею: «Возьми в свои руки контроль над собственным обучением».
Таким образом, в настоящее время, в ситуации профильного обучения в школах актуальна необходимость использования оценки учебных достижений. Портфолио, как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся за период обучения (в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) включает разделы желаемых результатов, планирования будущих этапов обучения, этапов достижения целей. Это требует от школьника проявления самостоятельности, активности, организованности, осознанного отношения к своему труду, его результатам.