Работа с опорой на картинку

На первых этапах потребуется опора в виде картинки. Каждому ребенку предъявляется карточка с изображением предмета и деформированной подписью к нему («слово рас­сыпалось на слоги»). Дается задание восстановить подпись, для чего выдается комплект слогов. Слоги помещены в кас­се слогов, причем нужно запасти не только по несколько оди­наковых открытых слогов типа СГ, но и напечатать закры­тые слоги, слоги со стечением согласных, то есть изготовить весь необходимый комплект слогов для составления слов-названий картинок, изображенных на выдаваемых детям карточках. Вначале взрослый сам выдает ребенку необходи­мые слоги, а затем просит ребенка, чтобы он нашел нужные слоги в кассе самостоятельно.

Наборы карточек для игры удобнее подбирать по лекси­ческим темам с целью одновременной работы над расшире­нием словарного запаса, а также по наличию общего звука или пары различаемых звуков в словах. Одновременно с обу­чением чтению дети будут автоматизировать звуки или раз­личать смешиваемые в произношении сходные звуки.

23


Примерные наборы карточек (подбор по лексическим те­мам): Посуда:

Игровое пособие «Слоговые кубики»*

Игровое пособие «Слоговые кубики» представлено в виде отдельного приложения.

Все кубики (24 шт.) разделены на 4 набора, по 6 кубиков в каждом: 1 набор — «Животные», 2 — «Растения», 3 — «До­суг*, 4 — «Дом». В каждый набор входит три лексические темы; таким образом, пособие содержит задания на состав­ление слов из отдельных слогов по 12 лексическим темам: «Дикие животные наших лесов», «Домашние животные», «Зоопарк», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Игрушки», «Музыкальные инструменты», «Спорт», «Посуда», «Орудия труда», «Мебель» — всего можно составить 36 слов.

Применяется данное пособие на этапе работы с деформи­рованными словами. В основу положен прием восстановле­ния слов, «рассыпанных на слоги». После правильного со-

24


ставления слова ребенок поворачивает оба кубика по гори­зонтальной оси к себе и получает изображение животного, растения или предмета, название которого он только что сло­жил из слогов и прочитал. Таким образом ребенок сам мо­жет проверить, правильно ли он составил слово: картинка появится только при безошибочном конструировании слова. Возможен обратный вариант игры: от составления картин­ки.

2.5. Чтение трёхсложных слов

Игровое пособие «Слоговое лото»*

Используя игровое пособие «Слоговое лото», вы поможе­те детям совершать открытия, сделаете для них процесс чте­ния привлекательным и желанным действием.

Игра «Слоговое лото» может быть использована при обу­чении первоначальному чтению дошкольников.

С помощью лото детей можно научить выделять из слова первые, вторые, третьи слоги, читать слоги различной струк­туры: Г, СГ, СГС, ССГ, — а также читать слова, состоящие из 3 слогов.

Картинный материал лото позволит расширить словар­ный запас дошкольников, научит пользоваться синонимами, словами-обобщениями.

Игра представлена в трёх вариантах. В основу первого варианта положено выделение первых слогов из слов-назва­ний картинок и составление из этих слогов слов. В основе второго и третьего вариантов лежит тот же принцип, но вы­делять надо последние и средние слоги слов-названий кар­тинок.

2.6. Составление трёхсложных слов из набора
слогов

Следующий этап обучения чтению — составление трёх­сложных слов из набора слогов. Наборы могут быть как зак­рытые (количество слов задано, все слоги должны быть ис­пользованы по одному разу, не должно остаться лишних сло-

25


гов), так и открытые (количество слов заранее не определе­но, слоги используются неоднократно, не все слоги сразу используются).






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: