На первых этапах потребуется опора в виде картинки. Каждому ребенку предъявляется карточка с изображением предмета и деформированной подписью к нему («слово рассыпалось на слоги»). Дается задание восстановить подпись, для чего выдается комплект слогов. Слоги помещены в кассе слогов, причем нужно запасти не только по несколько одинаковых открытых слогов типа СГ, но и напечатать закрытые слоги, слоги со стечением согласных, то есть изготовить весь необходимый комплект слогов для составления слов-названий картинок, изображенных на выдаваемых детям карточках. Вначале взрослый сам выдает ребенку необходимые слоги, а затем просит ребенка, чтобы он нашел нужные слоги в кассе самостоятельно.
Наборы карточек для игры удобнее подбирать по лексическим темам с целью одновременной работы над расширением словарного запаса, а также по наличию общего звука или пары различаемых звуков в словах. Одновременно с обучением чтению дети будут автоматизировать звуки или различать смешиваемые в произношении сходные звуки.
|
|
23
Примерные наборы карточек (подбор по лексическим темам): Посуда:
Игровое пособие «Слоговые кубики»*
Игровое пособие «Слоговые кубики» представлено в виде отдельного приложения.
Все кубики (24 шт.) разделены на 4 набора, по 6 кубиков в каждом: 1 набор — «Животные», 2 — «Растения», 3 — «Досуг*, 4 — «Дом». В каждый набор входит три лексические темы; таким образом, пособие содержит задания на составление слов из отдельных слогов по 12 лексическим темам: «Дикие животные наших лесов», «Домашние животные», «Зоопарк», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Игрушки», «Музыкальные инструменты», «Спорт», «Посуда», «Орудия труда», «Мебель» — всего можно составить 36 слов.
Применяется данное пособие на этапе работы с деформированными словами. В основу положен прием восстановления слов, «рассыпанных на слоги». После правильного со-
24
ставления слова ребенок поворачивает оба кубика по горизонтальной оси к себе и получает изображение животного, растения или предмета, название которого он только что сложил из слогов и прочитал. Таким образом ребенок сам может проверить, правильно ли он составил слово: картинка появится только при безошибочном конструировании слова. Возможен обратный вариант игры: от составления картинки.
2.5. Чтение трёхсложных слов
Игровое пособие «Слоговое лото»*
Используя игровое пособие «Слоговое лото», вы поможете детям совершать открытия, сделаете для них процесс чтения привлекательным и желанным действием.
Игра «Слоговое лото» может быть использована при обучении первоначальному чтению дошкольников.
|
|
С помощью лото детей можно научить выделять из слова первые, вторые, третьи слоги, читать слоги различной структуры: Г, СГ, СГС, ССГ, — а также читать слова, состоящие из 3 слогов.
Картинный материал лото позволит расширить словарный запас дошкольников, научит пользоваться синонимами, словами-обобщениями.
Игра представлена в трёх вариантах. В основу первого варианта положено выделение первых слогов из слов-названий картинок и составление из этих слогов слов. В основе второго и третьего вариантов лежит тот же принцип, но выделять надо последние и средние слоги слов-названий картинок.
2.6. Составление трёхсложных слов из набора
слогов
Следующий этап обучения чтению — составление трёхсложных слов из набора слогов. Наборы могут быть как закрытые (количество слов задано, все слоги должны быть использованы по одному разу, не должно остаться лишних сло-
25
гов), так и открытые (количество слов заранее не определено, слоги используются неоднократно, не все слоги сразу используются).