Игра «Кто больше соберет картинок»

Цель. Научить детей различать на слух односложные и двусложные слова.

Ход игры

У игроков цифры 1 и 2 (у каждого по две цифры). У веду­щего картинки (можно использовать набор из предыдущей игры). Ведущий показывает картинку и называет ее, а дети поднимают цифру, соответствующую количеству слогов в слове. Картинка вручается тому, кто раньше всех сосчитал слоги в слове и поднял соответствующую цифру. Игра про­должается до тех пор, пока не закончатся картинки для предъявления. Затем подсчитывается количество картинок у каждого игрока. Выигрывает тот, кто собрал больше кар­тинок.

Игра «Наведи порядок»

Цель. Научить различать одно- и двусложные слова по представлению.

Ход игры

Каждому играющему выдается набор картинок из одной лексической темы, но с разным количеством слогов в назва­ниях, и цифры 1 и 2. Задача играющих — как можно быст­рее разложить картинки на две группы, в зависимости от количества слогов в словах-названиях картинок. Выигры­вает тот, кто быстрей и с меньшим количеством ошибок спра­вится с заданием.

10


1.3. Различение на слух и по представлению односложных, двусложных и трехсложных слов

Настольная игра «Собери четыре»

Цель. Научить детей различать на слух односложные, двусложные и трехсложные слова.

Ход игры

Играют трое. У игроков цифры 1, 2 или 3 (по одной у каж­дого). У ведущего картинки из одной лексической темы, на­звания которых содержат один, два или три слога. Ведущий показывает картинки по очереди каждому играющему. Иг­рок должен вслух произнести слово и определить, содержит ли слово нужное ему количество слогов. Если слово не под­ходит, картинка кладется вниз, для повторного предъявле­ния. Выигрывает тот, кто первым соберет четыре картинки с нужным количеством слогов.

Примерный картинный материал для игры.

Животные дикие: лось, волк, рысь, бобр, лиса, медведь, соболь, белка, куница, бурундук, горностай, ондатра.

Животные (зоопарк): лев, зубр, тигр, слон, зебра, жираф, тюлень, шакал, кенгуру, бегемот, носорог, леопард.

Животные домашние: кот, конь, як, мул, коза, овца, сви­нья, осёл, корова, собака, нутрия, верблюд.

Птицы: грач, дрозд, клест, выпь, аист, дятел, сова, галка, сорока, ворона, ласточка, воробей.

Деревья: кедр, дуб, клен, ель, сосна, ива, тополь, липа, береза, осина, рябина, баобаб.

Цветы и травы: мак, мох,флокс, рдест, роза, кактус, лан­дыш, астра, ромашка, гвоздика, василек, лилия.

Еда: сыр, торт, суп, хлеб, масло, сало, вафли, пирог, мо­локо, колбаса, конфеты, шоколад.

Одежда и украшения: плащ, шарф, бант, брошь, платье, шуба, бусы, брюки, рубашка, перчатки, сарафан, запонки.

Посуда: нож, ковш, таз, бак, стакан, ложка, чашка, вил­ка, солонка, кастрюля, тарелка, самовар.


Игра «Кто больше соберет картинок»

Цель. Научить детей различать на слух односложные, дву­сложные и трехсложные слова.

Ход игры

У игроков цифры 1, 2, 3 (у каждого по три цифры). У ве­дущего картинки (можно использовать набор из предыдущей игры). Ведущий показывает картинку и называет ее, а дети поднимают цифру, соответствующую количеству слогов в слове. Картинка вручается тому, кто раньше всех определил количество слогов и поднял нужную цифру. Игра продолжа­ется до тех пор, пока есть картинки для предъявления. За­тем подсчитывается количество картинок у каждого игро­ка. Выигрывает тот» кто собрал больше картинок.

Игра «Наведи порядок»

Цель. Научить различать односложные, двусложные и трехсложные слова по представлению.

Ход игры

Каждому играющему выдается набор картинок из одной лексической темы, но с разным количеством слогов в назва­ниях картинок, и цифры 1, 2 и 3. Задача играющего — как можно быстрее разложить картинки на три группы под циф­ры в зависимости от количества слогов в словах-названиях картинок. Выигрывает тот, кто быстрей и с меньшим коли­чеством ошибок справится с заданием.

1.4. Различение односложных, двусложных, трехсложных и четырехсложных слов

Настольная игра «Один, два, три, четыре»

Цель. Учить делить слова на слоги и подсчитывать коли­чество слогов в каждом слове.

Ход игры

У игроков карточки с цифрами от 1 до 4 и карточки с кар­тинками (по 4 картинки на каждой карточке). Все картинки на карточках относятся к одной лексической теме, напри-

12


мер, цветы, и содержат разное количество слогов: 1, 2, 3 и 4 слога. У ведущего цифры от 1 до 4. В процессе игры ведущий поднимает цифру, а дети называют предметы, нарисованные на картинке, по слогам, считают количество слогов в каж­дом слове и закрывают карточкой-цифрой соответствующую картинку.

Выигрывает тот, кто быстрее закрыл свои картинки.

Примерные листы с картинками для игры:

Овощи: лук, репа, огурец, кукуруза.

Цветы: мак, роза, ромашка, колокольчик.

Деревья: вяз, липа, береза, акация.

Птицы: грач, дрофа, ворона, жаворонок.

Животные: волк, белка, горностай, броненосец.

Одежда: шарф, брюки, рубашка, комбинезон.

1.5. Выделение последнего слога из слова на слух

После того как ребенок будет уверенно произносить слово любой слоговой структуры по слогам, можно привлекать его внимание к отдельным слогам в слове. Легче всего выделя­ется последний слог в трехсложном или четырехсложном слове, так как имеющаяся опора из начальных двух или далее трех слогов помогает угадать, какое слово задумано, и пра­вильно его закончить. Данный вид работы легко предъявлять устно, в сочетании с движениями.

Игра «Закончи слово» (с перекидыванием мяча)

Цель. Выделение последнего слога из слова, расширение словарного запаса по заявленной теме, развитие слухового внимания, координации движений.

Ход игры

Играющие стоят в кругу, в центре — ведущий с мячом. Перед началом игры договариваются, по какой теме будут называть слова. Ведущий бросает мяч любому игроку и од новременно произносит начало слова без последнего слога. Игрок должен поймать мяч и закончить слово. Он же начи­нает новое слово и бросает мяч ведущему. Игра должна про-

13


ходить в быстромтемпе, поэтому при задержке мяча игроку предлагают покинуть круг. Выигрывает тот, кто останется вдвоем с ведущим.

Подходящими темами для этой игры будут: одежда, еда, школа, игрушки, игры, спортивное оборудование, — то есть такие, по которым можно подбирать слова, оглядываясь вок­руг, так как подбирать слова следует быстро, а словарный за­пас детей по другим темам еще невелик. К игре предусматри­ваются в качестве опоры картинки. Если словарный запас группы играющих бедный и дети не могут самостоятельно подбирать слова по заявленной теме, игроку следует возвра­щать мяч ведущему после того как закончено слово, без свое­го хода. В таком случае начинать слова будет только ведущий, из круга выходит тот, кто не сможет закончить слово.

1.6. Выделение первого слога из слова на слух

Данный вид работы вначале проводится с использовани­ем большого количества одинаково начинающихся слов, что­бы ребенок заметил общую часть и смог правильно ее назвать. Пропускать первый слог и играть по типу «Восстанови сло­во» не получится: дети будут воспринимать искаженную часть без первого слога как какое-то незнакомое еще им сло­во. Данное задание возможно на этапе чтения, когда появит­ся опора в виде букв.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: