Юридическая ответственность

Правовая основа деятельности общественных объединений

Регулирует содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации или ликвидации. Ее составляют:

- Конституция РФ (статьи 13, 30)

- Гражданский кодекс РФ (статья 117)

- ФЗ от 19.05.1995г. № 82 «Об общественных объединениях»

- ФЗ от 12.01.1996 г. № 10 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

- ФЗ от 11.07.2001 г. № 95 «О политических партиях»

- ФЗ от 11.08.1995 г. № 135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

- ФЗ от 28.06.1995 г. № 98 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»

- ФЗ от 12.01.1996 г. № 7 «О некоммерческих организациях»

- ФЗ от 12.01.1996 г. № 10 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

- ФЗ от 26.09.1997 г. № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях»

- ФЗ от 11.07.2001 г. № 95 «О политических партиях»

и ряд других федеральных законов об отдельных видах общественных объединений.

Все общественные объединения имеют характерные для них черты:

· образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;

· в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества;

· действуют от своего имени;

· не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

Виды

Согласно ФЗ «Об общественных объединениях», общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

- общественная организация

- общественное движение - объединение, основанное для достижения политических и социальных целей

- общественный фонд - целью является создание имущества, основывающееся на добровольных взносах и других поступлениях, не противоречащих законодательству страны

- общественное учреждение - союз, основной его целью выделяют предоставление определённых услуг

- орган общественной самодеятельности - ассоциация, основной целью органа является решение определённого рода проблем, которые возникают у людей по месту жительства и учёбы

- политическая партия - участвующая в формировании органов власти и выражающая политическую волю членов общественная организация.

Виды общественных организаций включают в себя огромное количество различных объединений, и каждое из них имеет свои какие-то особенности, преимущества и недостатки.

Но все организации имеют одинаковые принципы создания, среди которых выделяют:


ü добровольность

ü равенство перед законом

ü легальность

ü общедоступность информации

ü гласность деятельности

ü самоуправление.


 

Порядок создания общественного объединения включает три этапа:

1. инициатива организаторов

2. разработка проекта устава

3. государственная регистрация.

 

Общественные объединения создаются в следующих целях:

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании.

С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законом.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

 

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть:

граждане, достигшие 18 лет граждане, достигшие 14 лет (молодежных общественных объединений)
юридические лица

граждане, достигшие 8 лет (детских общественных объединений)

иностранные граждане и лица без гражданства

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.



Общие правила

Устав общественного объединения должен предусматривать (ст. 20 ФЗ №82):

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом.

Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Общественные объединения и граждане, чьи права, предоставленные настоящим Федеральным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы и с заявлением или жалобой в административные органы о привлечении виновных к ответственности.

Юридическая ответственность

Ответственность партий или иных общественных объединений в России существует в виде трех видов санкций:

1) предупреждение;

2) приостановление деятельности;

3) ликвидация по решению суда.

1. В случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения.

 

2. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.

Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.

Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественного объединения оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, общественное объединение возобновляет свою деятельность по решению органа или должностного лица, приостановивших эту деятельность. Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности, оно возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.

 

3. Основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:

- нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

- неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;

- неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

 

Заключение:

Все общественные организации вносят свою лепту в становление и развитие тех или иных принципов и движений. В демократической стране наличие таких организаций очередной раз подчёркивает свободу человека.

 

Источники:

- А.В. Иванченко. Гражданам об их политических правах — М.: Фонд «Либеральная миссия». — 420 с.. 2006

- Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность политических партий и иных общественных объединений в российском законодательстве // Конституционное и муниципальное право. - М.: Юрист, 2006, № 11. - С. 15-19

- http://www.consultant.ru

- https://nco77.ru/public-obedinenie.html

- https://infopedia.su

- https://isfic.info


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: