Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008), известный советский писатель, историк, общественный и политический деятель, родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодске в семье крестьянина и казачки. Бедствующая семья Александра в 1924 году переехала в Ростов-на-Дону.
С 1926 года будущий писатель обучался в местной школе. В это время он создает свои первые эссе и стихотворения.
В 1936 году Солженицын поступил в Ростовский университет на физико-математический факультет, продолжая при этом заниматься литературной деятельностью. В 1941 году писатель окончил Ростовский университет с отличием. В 1939 году, Солженицын поступил на заочное отделение факультета литературы в Московский Институт философии, литературы и истории, однако из-за начала войны не смог его окончить.
Несмотря на слабое здоровье, Солженицын стремился попасть на фронт. За военные заслуги Александр Исаевич был награжден двумя почетными орденами, получил звание старшего лейтенанта, а затем и капитана.
В этот период Солженицын не прекращал писать, вел дневник.
|
|
Александр Исаевич критически относился к политике Сталина, в своих письмах к другу Виткевичу осуждал искаженное толкование ленинизма. В 1945 году писатель был арестован и осужден на 8 лет пребывания в лагерях и вечную ссылку (по 58-й статье). Зимой 1952 года у Александра Солженицына
обнаружили рак.
Годы заключения нашли отражение в литературном творчестве Солженицына: в произведениях «Люби революцию», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича», «Знают истину танки» и др.
В 1968 году Солженицын заканчивает работу над произведением «Архипелаг ГУЛАГ». За границей публикуются «В круге первом» и «Раковый корпус». Хотя Александр Исаевич был исключен из Союза писателей, но он продолжает активно заниматься литературной деятельностью.
3 августа 2008 года. Солженицын умер в своем доме в Троице-Лыкове от сердечной недостаточности. Похоронили писателя в некрополе Донского монастыря.
В рассказе «Матрёнин двор» автор рисует обстановку (середина 50-х годов XX века), в которой оказался сам: он находит себе жилье в деревне «Тальново».
Имя главной героини - Матрёна (лат.) – мать: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут… Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21)
Автор в рассказе изображает послевоенную деревню.
Как выглядит дом нашей героини?
СНАРУЖИ:
четыре оконца в ряд на холодную некрасную сторону
изгнившая щепа
посеревшие от старости брёвна сруба и ворота, проредившаяся их обвершка
ИЗНУТРИ:
русская печь, спасающая Матрёну от чёрного недуга
|
|
тёмное тряпьё, бесценное в жизни рабочего человека
любимые фикусы, заполнившие одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой
«жильцы» дома – кошка, мыши и тараканы, не дающие никакой материальной выгоды
Сравним человеческую душу и свечу. Что их объединяет?
Тепло, свет, чистота, загадочность, беззащитность, открытость.
Рассказчик (Игнатьич) – автобиографический персонаж.
Матрена называет рассказчика Игнатьичем. Он замкнут, сторонится людей, не любит шума, переживает, когда Матрена случайно надевает его телогрейку, мучается от шума репродуктора.
Но с самой Матреной герой поладил сразу же, несмотря на то, что они жили в одной комнате: та была очень тихая и услужливая. Но и рассказчик, умный и опытный человек, не сразу оценил Матрену по достоинству. Он понял сущность Матрены только после смерти героини, приравняв ее к праведникам («Не стоит село без праведника»).
Главная героиня произведения — одинокая больная женщина Матрена.
Мир, который окружает Матрену, главную героиню рассказа, полон лжи, жестокости, предательства, бесчувствия. Однако она смогла устоять среди этого зла как добрый, бескорыстный человек, готовый помочь любому, и ничего не требуя взамен. Осуждаемая всем миром («…и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно…»), Матрена живет не по законам этого мира, а вопреки им. Она живет праведно.
В чем суть праведности героини? Матрена реализует себя в самых что ни на есть простых и бытовых ситуациях. Она испытывает на себе все тяготы сельской жизни 1950-х годов. Она проработала всю жизнь в колхозе, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны.
По Солженицыну, Матрена – праведница эпохи «сплошной коллективизации». В том, что этот тип праведника не перевелся на Руси, вся надежда на духовное выживание народа.
Помимо жестокости государственной власти и ее представителей по отношению к человеку, А.И. Солженицын поднимает проблему людской черствости по отношению к ближнему. Родственники Матрены заставляют ее разобрать и отдать племяннице (приемной дочери) горницу.
«И Фаддей с сыновьями и зятьями пришли как-то февральским утром и застучали в пять топоров, завизжали и заскрипели отрываемыми досками. Глаза
самого Фаддея деловито поблескивали. Несмотря на то, что спина его не распрямлялась вся, он ловко лазил и под стропила и живо суетился внизу, покрикивая на помощников. Эту избу он парнишкою сам и строил когда-то с
отцом; эту горницу для него, старшего сына, и рубили, чтоб он поселился здесь с молодой. А теперь он яро разбирал ее по ребрышкам, чтоб увезти с чужого двора».
После этого сестры Матрены обругали ее дурой, а со двора пропала колченогая кошка— последняя отрада старой женщины. Отношения Матрены с окружающими людьми достигают трагического «непонимания»: воду святую в церкви украли…
Вывозя горницу, гибнет на переезде под колесами поезда и сама Матрена. С горечью в сердце рассказывает автор, как слетелись разругавшиеся с ней перед смертью сестры Матрены делить ее убогое наследство: избу, козу, сундук да двести похоронных рублей.
«Утратили Бога в душе – вот где причина всех бед», - считает Солженицын.
Автор дает характеристику героям в сравнении, например, сравнивает Матрену и Фаддея:
«глагольная» характеристика
Один день из жизни Матрёны Васильевны - смысл повседневного
существования:
-лишь бы не запоздниться
(вставать в четыре-пять утра),
- кланяясь лесным кустам,
возвращаться домой просветлённой,
с доброй улыбкой;
-тихо, вежливо, стараясь не шуметь
хлопотать утром по дому;
|
|
- запасаться на зиму топливом,
постоянно рискуя попасть под суд;
- бескорыстно помогать всем
(родственникам, соседям, колхозу);
- кормить козьих пастухов,
выкладываясь перед другими хозяйками и вгоняя себя в большой расход.
А Матрена «с Богом» жила.
Автор подчеркивает в своей героине смиренное, беззлобное отношение к жизни. Она никого не обвиняет в своем бедственном положении, ничего не требует.
Матрена остается праведницей до последних дней своей жизни.
Только лишь фраза одной старухи переводит план повествования из бытового в бытийный: «Две загадки в мире есть: как родился — не помню, как умру — не знаю». Авторскую же точку зрения предельно емко выражает фраза: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».
В то же время в образе Матрены А.И. Солженицын воплотил лучшие черты русской женщины.
Главная тема рассказа - «чем люди живы».
НЕ СТОИТ СЕЛО БЕЗ ПРАВЕДНИКА
Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.
Народная мудрость, вынесенная писателем в первоначальное название рассказа, точно передаёт эту авторскую мысль.
Однако, не смотря на весь трагизм произведения, рассказ проникнут авторской верой в жизнестойкость России.
Ключевые слова:
Александр Исаевич Солженицын, рассказ «Матрёнин двор», трагизм, рассказ-притча, картины послевоенной деревни.
Основные понятия:
o Тема (мотив) произведения - это предмет изображения, иначе говоря – материал, взятый для отображения в произведении. По сути, тема является отправной точкой создания любого произведения.
o Трагизм - трагический элемент в литературном, музыкальном произведении.
o Притча - в старинной литературе: иносказательный рассказ с нравоучением.
o Идея произведения - это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены.
o Сюжет как сложное целое состоит из элементов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка + эпилог, пролог.
|
|
o Композиция – это построение произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в целое. Важными элементами композиции являются лирические отступления и вставные эпизоды, цель которых – выражение автором своих мыслей, чувств и расширение пространства произведения соответственно.