Основное содержание урока

 

Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008), известный советский писатель, историк, общественный и политический деятель, родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодске в семье крестьянина и казачки. Бедствующая семья Александра в 1924 году переехала в Ростов-на-Дону.

С 1926 года будущий писатель обучался в местной школе. В это время он создает свои первые эссе и стихотворения.

В 1936 году Солженицын поступил в Ростовский университет на физико-математический факультет, продолжая при этом заниматься литературной деятельностью. В 1941 году писатель окончил Ростовский университет с отличием. В 1939 году, Солженицын поступил на заочное отделение факультета литературы в Московский Институт философии, литературы и истории, однако из-за начала войны не смог его окончить.

Несмотря на слабое здоровье, Солженицын стремился попасть на фронт. За военные заслуги Александр Исаевич был награжден двумя почетными орденами, получил звание старшего лейтенанта, а затем и капитана.

В этот период Солженицын не прекращал писать, вел дневник.

Александр Исаевич критически относился к политике Сталина, в своих письмах к другу Виткевичу осуждал искаженное толкование ленинизма. В 1945 году писатель был арестован и осужден на 8 лет пребывания в лагерях и вечную ссылку (по 58-й статье). Зимой 1952 года у Александра Солженицына

обнаружили рак.

Годы заключения нашли отражение в литературном творчестве Солженицына: в произведениях «Люби революцию», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича», «Знают истину танки» и др.

 

В 1968 году Солженицын заканчивает работу над произведением «Архипелаг ГУЛАГ». За границей публикуются «В круге первом» и «Раковый корпус». Хотя Александр Исаевич был исключен из Союза писателей, но он продолжает активно заниматься литературной деятельностью.

 3 августа 2008 года. Солженицын умер в своем доме в Троице-Лыкове от сердечной недостаточности. Похоронили писателя в некрополе Донского монастыря.

В рассказе «Матрёнин двор» автор рисует обстановку (середина 50-х годов XX века), в которой оказался сам: он находит себе жилье в деревне «Тальново».

Имя главной героини - Матрёна (лат.) – мать: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут… Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21)

 Автор в рассказе изображает послевоенную деревню. 

Как выглядит дом нашей героини?

СНАРУЖИ:

четыре оконца в ряд на холодную некрасную сторону

изгнившая щепа

посеревшие от старости брёвна сруба и ворота, проредившаяся их обвершка

ИЗНУТРИ:

русская печь, спасающая Матрёну от чёрного недуга

тёмное тряпьё, бесценное в жизни рабочего человека

любимые фикусы, заполнившие одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой

«жильцы» дома – кошка, мыши и тараканы, не дающие никакой материальной выгоды

 

Сравним человеческую душу и свечу. Что их объединяет?

Тепло, свет, чистота, загадочность, беззащитность, открытость.

Рассказчик (Игнатьич) – автобиографический персонаж.

Матрена называет рассказчика Игнатьичем. Он замкнут, сторонится людей, не любит шума, переживает, когда Матрена случайно надевает его телогрейку, мучается от шума репродуктора.

Но с самой Матреной герой поладил сразу же, несмотря на то, что они жили в одной комнате: та была очень тихая и услужливая. Но и рассказчик, умный и опытный человек, не сразу оценил Матрену по достоинству. Он понял сущность Матрены только после смерти героини, приравняв ее к праведникам («Не стоит село без праведника»).

 

Главная героиня произведения — одинокая больная женщина Матрена.

Мир, который окружает Матрену, главную героиню рассказа, полон лжи, жестокости, предательства, бесчувствия. Однако она смогла устоять среди этого зла как добрый, бескорыстный человек, готовый помочь любому, и ничего не требуя взамен. Осуждаемая всем миром («…и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно…»), Матрена живет не по законам этого мира, а вопреки им. Она живет праведно.

 В чем суть праведности героини? Матрена реализует себя в самых что ни на есть простых и бытовых ситуациях. Она испытывает на себе все тяготы сельской жизни 1950-х годов. Она проработала всю жизнь в колхозе, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны.

 

По Солженицыну, Матрена – праведница эпохи «сплошной коллективизации». В том, что этот тип праведника не перевелся на Руси, вся надежда на духовное выживание народа.

Помимо жестокости государственной власти и ее представителей по отношению к человеку, А.И. Солженицын поднимает проблему людской черствости по отношению к ближнему. Родственники Матрены заставляют ее разобрать и отдать племяннице (приемной дочери) горницу.

«И Фаддей с сыновьями и зятьями пришли как-то февральским утром и застучали в пять топоров, завизжали и заскрипели отрываемыми досками. Глаза

самого Фаддея деловито поблескивали. Несмотря на то, что спина его не распрямлялась вся, он ловко лазил и под стропила и живо суетился внизу, покрикивая на помощников. Эту избу он парнишкою сам и строил когда-то с

отцом; эту горницу для него, старшего сына, и рубили, чтоб он поселился здесь с молодой. А теперь он яро разбирал ее по ребрышкам, чтоб увезти с чужого двора».

После этого сестры Матрены обругали ее дурой, а со двора пропала колченогая кошка— последняя отрада старой женщины. Отношения Матрены с окружающими людьми достигают трагического «непонимания»: воду святую в церкви украли…   

Вывозя горницу, гибнет на переезде под колесами поезда и сама Матрена. С горечью в сердце рассказывает автор, как слетелись разругавшиеся с ней перед смертью сестры Матрены делить ее убогое наследство: избу, козу, сундук да двести похоронных рублей.

 

«Утратили Бога в душе – вот где причина всех бед», - считает Солженицын.

 

Автор дает характеристику героям в сравнении, например, сравнивает Матрену и Фаддея:

«глагольная» характеристика

 

Один день из жизни Матрёны Васильевны - смысл повседневного

существования:

-лишь бы не запоздниться

(вставать в четыре-пять утра),

- кланяясь лесным кустам,

возвращаться домой просветлённой,

с доброй улыбкой;

-тихо, вежливо, стараясь не шуметь

хлопотать утром по дому;

- запасаться на зиму топливом,

постоянно рискуя попасть под суд;

- бескорыстно помогать всем

(родственникам, соседям, колхозу);

- кормить козьих пастухов,

выкладываясь перед другими хозяйками и вгоняя себя в большой расход.

А Матрена «с Богом» жила.

Автор подчеркивает в своей героине смиренное, беззлобное отношение к жизни. Она никого не обвиняет в своем бедственном положении, ничего не требует.

Матрена остается праведницей до последних дней своей жизни.

 

 Только лишь фраза одной старухи переводит план повествования из бытового в бытийный: «Две загадки в мире есть: как родился — не помню, как умру — не знаю». Авторскую же точку зрения предельно емко выражает фраза: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

В то же время в образе Матрены А.И. Солженицын воплотил лучшие черты русской женщины.

Главная тема рассказа - «чем люди живы».

НЕ СТОИТ СЕЛО БЕЗ ПРАВЕДНИКА

Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.

Народная мудрость, вынесенная писателем в первоначальное название рассказа, точно передаёт эту авторскую мысль.

Однако, не смотря на весь трагизм произведения, рассказ проникнут авторской верой в жизнестойкость России.

 

 

Ключевые слова:

Александр Исаевич Солженицын, рассказ «Матрёнин двор», трагизм, рассказ-притча, картины послевоенной деревни.

 

Основные понятия:

o     Тема (мотив) произведения - это предмет изображения, иначе говоря – материал, взятый для отображения в произведении. По сути, тема является отправной точкой создания любого произведения.

o     Трагизм - трагический элемент в литературном, музыкальном произведении.

o     Притча - в старинной литературе: иносказательный рассказ с нравоучением.

o     Идея произведения - это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены.

o     Сюжет как сложное целое состоит из элементов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка + эпилог, пролог.

o     Композиция – это построение произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в целое. Важными элементами композиции являются лирические отступления и вставные эпизоды, цель которых – выражение автором своих мыслей, чувств и расширение пространства произведения соответственно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: