Особенности нарушения речи у умственно отсталых детей

Развитие речевого восприятия у детей с отклонениями в развитии.

Развитие слухового восприятия осуществляется в двух на­правлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой - восприятие речевых звуков, т. е. формиру­ется фонематический слух. Оба направления имеют для чело­века жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. И уже к школьному возрасту ребенок слышит звук, в несколько раз более тихий, чем слышит младенец. Одновременно он начина­ет различать звуки по тембру звучания.
    Речевой слух также развивается с младенчества. Малыш рано отличает голос матери от голосов других людей, улавли­вает интонацию. Лепет ребенка - активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребе­нок внимательно слушает и повторяет фонемы родного языка. Формирование фонематического слуха завершается примерно к пяти годам, а у некоторых детей и позднее. В этом возрасте у ребенка появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без искажений.

Но это свойственно речи детей с нормальным развитием. У детей с отклонениями в развитии вследствие общей патологической инертности в младенческом и раннем возрасте нет интереса к неречевым звукам, они слабо реагируют на них и мало дифференцируют их. При этом реакция на совершенно разные звуки может быть одинаковой. Не происходит и своевременного развития фоне­матического слуха. Порой отмечается отсутствие лепета или же очень позднее его возникновение. Зачастую проблемные дети плохо различают слова на слух. Чем раньше начинают прово­дить дидактические игры, направленные на развитие слухового восприятия, тем больший вклад вносят они в коррекцию общего психического развития детей.


Развитие неречевого слуха у детей с отклонениями в развитии.


     Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке че­ловека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или жи­вых существ.
      Дети с отклонениями в развитии в большинстве случаев плохо воспринимают неречевые звуки и не опираются на них в своей деятельности. Они испытывают большие трудности не только в дифференциации звуков, но и в их осмыслении. Это препят­ствует правильной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям. Между тем восприятие неречевых зву­ков может идти у них достаточно хорошо, если правильно орга­низовать коррекционное обучение. Об этом свидетельствуют успехи проблемных детей на музыкальных занятиях.
      Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементар­ной реакции на наличие или отсутствие звука (фиксация) к их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям, осмыслению.




Развитие речевого слуха у детей с отклонениями в развитии.


       Развитие речевого слуха у проблемных детей происходит с большим опозданием и отклонениями. Они недостаточно дифференцируют звуки родного языка, что ска­зывается и на понимании речи окружающих и на развитии соб­ственной речи. Чем раньше начинается специальная коррекционная работа в этом направлении, тем больше возможностей для предупреждения в отставании пассивной и активной час­ти детей. При этом полноценнее формируется смысловая сто­рона речи, усваивается лексический материал.
       При развитии речевого слуха работа также проходит от раз­личения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозрительного восприятия к слуховому восприятию.
Слухозрительное восприятие слова — это такое восприятие, при котором ребенок не только слышит голос, но видит губы говорящего.

      Если ребенок видит лицо педагога, то его слова воспринимаются и различаются слухозрительно. Если же педагог стоит за спиной у ребенка или закрывает лицо эк­раном, слова различаются на слух.
Когда перед ребенком нет ни игрушек, ни картинок, т. е. нет зрительной опоры для узнавания слова, в этом случае проис­ходит уже не различение, а восприятие. Оно тоже может про­исходить слухозрительно, т. е в условиях, при которых ребе­нок видит лицо и губы говорящего, и на слух, когда ребенок не видит говорящего, а только слышит его голос.

 
       Слухозрительное восприятие речи легче, чем восприятие на слух. Поэтому каждый раз, когда ребенок затрудняется при восприятии слов на слух, нужно переходить к слухозрительому восприятию.






Особенности нарушения речи у умственно отсталых детей.


        Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познаватель­ной деятельности характеризуются определенными особен­ностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса являют­ся относительно автономными.

       Известно, что уровни рече­вого развития у детей с идиотией, имбецильностью и дебильностью существенно различаются. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом раз­витии ребенка. Однако отсутствует явная, непосредствен­ная корреляция между степенью снижения интеллекта и уров­нем развития речи. Так, среди детей с умственной отстало­стью в степени дебильности встречаются дети как с очень низким уровнем речевого развития, с разнообразными на­рушениями речи, так и со значительно  высоким уров­нем владения речью. Уровень речевого развития большин­ства умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие.

Выделяются две группы олигофре­нии
1) олигофрения с недоразвитием речи,
2) атипичная олигофрения, осложненная речевым расстрой­ством.
      У первой группы умственно отсталых детей имеет место недоразвитие речи, целиком обусловленное уровнем интел­лектуального недоразвития; у второй группы, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, кроме недоразвития речи отмечаются разнообразные речевые рас­стройства.
     У детей с умственной отсталостью могут наблюдаться все формы нарушений речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.). Осо­бенность речевых расстройств у умственно отсталых детей семантический дефект.
Расстройства речи у умственно отсталых детей проявля­ются на фоне грубого нарушения познавательной деятельно­сти, аномального психического развития в целом.
      Речевые нарушения у этих детей носят системный харак­тер, т.е. страдает речь как целостная функциональная сис­тема. При умственной отсталости нарушаются все компо­ненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лекси­ка, грамматический строй. У умственно отсталых детей от­мечается несформированность как импрессивной, так и эк­спрессивной речи. В большинстве случаев у учащихся на­чальных классов вспомогательной школы наблюдаются на­рушения как устной, так и письменной речи.
      У умственно отсталых детей оказываются несформирован-ными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое про­граммирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.
      При умственной отсталости в различной степени нару­шены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковый сенсомоторный. При этом наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформирован­ное операций анализа и синтеза, абстрагирования, обоб­щения и сравнения. Сенсомоторный уровень речи у умствен­но отсталых детей страдает по-разному. К старшим классам у большинства умственно отсталых школьников происходит коррекция нарушений сенсорного и моторного уровней речи, полное устранение нарушений фонетической стороны речи (звукопроизношения, просодических компонентов). В то же время языковой и смысловой уровни развития речи у этих детей не достигают нормы.
      Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют слож­ную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы рече вых расстройств у этих детей определяются не только нали­чием общего, диффузного недоразвития мозга, что обус­ловливает системное нарушение речи, но и локальной пато­логией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при ум­ственной отсталости.
      Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризу­ются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохра­няясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: